Тесты для формирования смыслового чтения на уроках русского языка для 6 класса

Данные тесты разработаны для формирования у учащихся 6 класса навыков смыслового чтения. Они отражают различные способы работы с текстом.Например, развивают умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; искать информацию и понимать прочитанное; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Работа с текстом помогает отработать такие познавательные универсальные учебн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с текстом: оценка информации.

Цель работы: в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Базовый уровень.

1.Внесите недостающие слова (антонимы) в противопоставление.

С одной стороны, ольху считают _________________ породой, с другой стороны, это ______________ дерево.

ОЛЬХА.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

Ответ: сорной; полезное или подобные ответы.

2.Внесите недостающие слова (антонимы) в противопоставление.

Васютка не хотел быть _________________ , а старался быть _________________ .

Заблудился.

В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» - вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток.

Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет поди мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя…

Ответ: хлипким или слабым; сильным или смелым.

3.Внесите недостающие слова (антонимы) в противопоставление.

В океане Ихтиандр охотился на рыб, а на берегу он был их _____________, _____________.

Спаситель обитателей моря.

Часами бродил он после бури по берегу и спасал, кого ещё можно было спасти. Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного. Эту самую рыбу он съел бы с удовольствием, если бы, проголодавшись, поймал её в океане. Но то было неизбежное зло. На берегу же он был покровителем, другом, спасителем обитателей морей.

Обыкновенно Ихтиандр возвращался к берегу так же, как и уплывал, пользуясь подводными морскими течениями. Но сегодня ему не хотелось надолго погружаться в воду: юноша нырял, проплывал под водою и вновь появлялся на поверхности, подобно морским птицам, охотящимся за рыбами.

(По А Беляеву)

Ответ: Покровителем, спасителем, другом или подобное.



4.Внесите недостающие слова (антонимы) в противопоставление.

Число семь издавна считается ________________, а число тринадцать ______________.

Немного из истории чисел...

Ученые считают, что 7 чудес света были впервые названы в III в. до н. э. Но почему именно 7? Не три, не четыре, не пять?

Кто не знает, какой страх внушает иным людям число 13? Тринадцать человек за столом, тринадцатый номер дома или квартиры могут всерьез испортить настроение знатоку различных примет. Происхождение этого суеверия объясняется тем, что у многих древних народов была не десятичная, а двенадцатиричная система счета. Двенадцать (дюжина) считалось счастливым числом, а первая цифра, следующая за ним, казалось, приносила несчастья.

Почитание числа 7 восходит к глубокой древности, когда в основу календаря был положен лунный. В течение 28 дней Луна убывает и прибывает, проходя 4 фазы: четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние. Эти фазы сменяются каждые 7 дней и положены в основу нашей семидневной недели.

(По книге А.Нейхардт, И.Шишовой «Семь чудес света»)

Ответ: счастливым ; несчастливым или подобное.

5.Внесите недостающие слова в противопоставление.

Зимородок - очень ____________ птица, но в облике её есть что -то ______________.

ЗАКОЛДОВАННАЯ ЦАРЕВНА.

Наступал знойный полдень - время отдыха для рыбы и рыболова.

Вдруг над прибрежными зарослями осоки промелькнула крупная яркая бабочка. Бабочка опустилась на мою удочку, сложила крылья и оказалась птичкой. Тонкий кончик удилища закачался под ней.

Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оранжевая грудка, темно-синие, в светлых пестринках крылья и небесного цвета спинка. Вот почему я принял птичку за необыкновенную бабочку.

Но пышный наряд не шел ей. В ее облике было что-то невеселое, даже скорбное. Птица замерла на удочке неподвижным комочком и все смотрела и смотрела на темные воды реки. Казалось, она уронила что-то на дно и разыскивает свою потерю.

У меня стала складываться сказка про красавицу царевну. О том, как ее заколдовала злая волшебница и превратила в зимородка. Ведьма бросила в реку серебряный ключик, которым отмыкается кованый сундук.

В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Когда царевна-птичка узнает его, она опять станет прекрасной царевной-девушкой.

Ответ: красивая или удивительная; грустное или скорбное.

6.Внесите недостающие слова в противопоставление.

Тобика люди считали _________________ , а он был очень ____________.

ДРУЖИЩЕ.

У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный песик Тобик. Песика этого вся улица несправедливо считала дураком.

Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Тобику он всегда говорил: «Дружище!»

Я увидел Тобика после смерти Грина. Говорили, что он ослеп от старости. Он сидел на пороге глиняного домика, и солнце отражалось в его желтых беспомощных глазах. За мной скрипнула калитка. Тобик неуверенно подошел ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только длинный пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону. Оказалось, что ослеп он именно после смерти хозяина. Я знал давно, что единственные существа на земле, которые даже умирают от разлуки с человеком, - это собаки.

(По К. Паустовскому)

Ответ: дураком или глупым; верным или преданным.

7. Внесите недостающие слова в противопоставление.

Черёмуха особенно хороша ___________, а рябина ___________________.

РЯБИНА.

Каждому дереву - своя цена!

Нанесет ветерком, и за версту услышишь, как цветет липа! Незримая река медового аромата льется из нее по яркому июльскому разнотравью. В тихую погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Старое дерево, посветлев от цветения, гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветущей гречихи. От цвета черемухи нет подобного проку, но цветет она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Но отцветают черемуха и сирень, жухнут травы, желтеют листья. Кто заметит в сентябре ту же черемуху, кто обратит внимание на куст жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника!

Но есть иное дерево. Мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле.

Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.

(По В. Солоухину.)

Ответ: весною; осенью.

8. Внесите недостающие слова (антонимы) в противопоставление.

Ветер был _______________, а солнце _____________ .

ВЕТЕР И СОЛНЦЕ

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решили померяться силами. В это самое время по большой дороге ехал верхом путешественник.

Ветер сказал Солнцу:

- Посмотри, как я налечу на него и мигом сорву с него плащ.

И Ветер начал дуть изо всех сил. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. Он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Путешественник проклинал Ветер. Он надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце увидело бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков. Оно обогрело, осушило землю и бедного полузамерзшего путешественника. Тот почувствовал теплоту солнечных лучей, приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Тогда кроткое Солнце сказало сердитому Ветру:

- Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

(По К.Ушинскому)

Ответ: сердитый или злой; кроткое или доброе.

9 Внесите недостающие слова (антонимы) в противопоставление.

Миша и Вова вели себя ____________, а мама и бабушка _____________.

Мама высыпала на тарелку печенье. (2)Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Они выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. (6)Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу!- отзывался Вова. Мама и бабушка молчали.

Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.

(По В.Осеевой.)

Ответ: некультурно или бессовестно; тактично или скромно.

10. Внесите недостающие слова в противопоставление.

Узника радовали _____________, но самое большое счасть он испытал от _______________________.

РАДОСТЬ ЖИЗНИ.

Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полета. Наверное, это так и есть. Важно еще и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженным природой.

В одной книжке, мне рассказывали, написано про революционера-узника, томившегося в одиночной камере царской тюрьмы. Книги, конечно, радовали его. Но вот он нашел прилипшее к странице книги крохотное зернышко неведомого пока для него растения. Он посадил это зернышко в землю, поливал его, и вскоре, о чудо, к неописуемой радости узника, в сером каменном мешке взросла и вызрела веточка лесной земляники с крупными темно-красными ягодами. Узник признавался потом, что радость, которую принесла ему веточка земляники, безусловно, невозможно измерить никакой человеческой мерой.

Итак, какими бы стенами не отделялись мы от природы, природа всегда будет властно и требовательно звать нас к себе, потому что она наша мать, а мы ее дети.

(По В. Солоухину.)

Ответ: книги; от веточки земляники или от природы.

© 2010-2022