Омонимы. Синонимы. Антонимы (в том числе контекстуальные). Паронимы

Данная методическая разработка урока является одной из разработок, входящих в факультативный курс "Выразительная речь", предназначенный для учащихся 8 класса. На занятии учащиеся знакомятся с  лексическими средствами выразительности русского языка: омонимами, синонимами, антонимами, паронимами; происходит формирование у учащихся умений видеть фонетические средства выразительности в контексте и использовать их в собственной речи. Также урок нацелен на воспитание у школьников потребности в соверше...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №8

Тема: Омонимы. Синонимы. Антонимы (в том числе контекстуальные). Паронимы.


Цели:

-знакомство учащихся с лексическими средствами выразительности : омонимами, синонимами, антонимами, паронимами;

- формирование у учащихся умений видеть лексические средства выразительности в контексте и использовать их в собственной речи;

- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.

Оборудование: тексты для анализа (распечатаны), слайдовая презентация.


Ход урока

  1. Оргмомент. Целеполагание.

  2. Повторение о лексических средствах языка: омонимах, синонимах, антонимах, паронимах (слайд 1).

- На уроках русского языка и факультативных занятиях мы познакомились с вами с омонимами, синонимами, антонимами, паронимами. Сегодня я предлагаю вам не только вспомнить эти термины, но и понаблюдать, какую роль они играют в тексте, а также узнать ещё много нового и интересного об этих словах.

1. Омонимы.

- Начнём с примера, взятого из книги Я. Козловского «О словах разнообразных, одинаковых, но разных»: (слайд 2)

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку - вот напасть! -
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

- Интересные рифмы, не правда ли? Они составлены из слов, одинаковых по звучанию, но различных по значению. Такие рифмы называются омонимическими.

- А как называются такие слова? (омонимами).

- Вспомним, что называются омонимами? (слайд 3).

- Приведём примеры.

- Слова, не связанные по значению, но совпавшие в звучащей или письменной речи, довольно разнообразны. В составе их выделяются омоформы, омофоны и омографы. (слайд 4).

Омоформы - это слова, относящиеся к разным частям речи и совпадающие только в одной форме:

Снег сказал:

-Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

Омофоны - слова, совпадающие по произношению, но они различые по написанию.

-Вы, щенки! За мною ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу!

Омографы - слова, звучащие по - разному, но совпадающие в написании. Омографы обычно имеют ударения на разных слогах, и это меняет звучание слов, которые пишутся одинаково:

Замок - замок

Кружки- кружки

Стрелки - стрелки

- Как вы считаете, для чего в речи нужны омонимы? (ответы учащихся).

- Правильно. Они придают речи особую выразительность, например, пословицам (Каков ни есть, а хочет есть. На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани. (слайд 5), омонимия лежит в основе многих загадок (Какие кошки мышей не ловят?(кощки электромонтёра); Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно название - разные предметы. (гранат). (слайд 6). На прошлом занятии вы увидели, что омонимы привлекают писателей - юмористов для создания каламбуров.

- Однако, ребята, омонимы могут не только радовать и развлекать нас, даруя речи яркие, выразительные краски. В особых случаях омонимия оказывается причиной досадных недоразумений, речевых ошибок. Омонимы требуют от нас осторожности в обращении со словом.

- Предлагаю вам составить словосочетания, показывающие омонимию данных слов:

Засыпает, напасть, прорыв, косой, стекла, мыла, дали, простой, второе, пили ( слайд 7).

- А теперь поработаем с предложениями ( работа в парах, предложения распечатаны).

Задание. Какой нежелательный смысл можно заметить в классических строчках поэтов, в речи журналистов. Ответ прокомментируйте.

1) Души прекрасные порывы…

2) С свинцом в груди лежал недвижим я…

3) Можно ли быть равнодушным ко злу?

4) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

5) Неужели в этот раз футболисты покинут поле боя без голов?

6) Защита футбольных команд хромает.

- А как вы думаете, можно ли определить написание буквы без контекста?
Тогда я предлагаю вам составить со словами словосочетания, иллюстрирующие звуковую омонимию (слайд 8).

Прим…рять -прим… рять, ст… рожил - ст… рожил,

Изморо… ь - изморо…ь, пр… зрение - пр… зрение,

плач?-плач?, пол… скать - пол… скать.

2. Синонимы.

- Посмотрите внимательно на следующий слайд (слайд 9) . Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой… Так можно сказать о герое. Все эти слова объединяет общее значение «не испытывающий страха», а различия между ними едва заметны. Например, неустрашимый (книжное слово) - «очень храбрый», удалой (народно - поэтическое) - «полный удали», лихой (разговорное) - «смелый, идущий на риск».

- Как называются такие слова? (слайд 10).

- Синонимы образуют синонимические ряды.

Синонимический ряд - группа синонимов, состоящая из двух и более слов, например: красный, алый, бордовый, багряный, кровавый.

В синонимическом ряду один из синонимов является главным. В приведенном примере основным является слово красный.

- Синонимы бывают: (слайд 11)

Лексические Буря, ураган, шторм

Стилистические Тройка - трояк; спать, почивать, дрыхнуть.

Синтаксические Начать работу - приступить к работе.

- А теперь подумаем, с какой целью в художественной речи используются синонимы? (ответы учащихся).

- Синонимы в речи служат: (слайд 12)

1) для более точного выражения мысли:

(жаркий и теплый);

2) для выражения эмоциональной окраски

(упал и брякнулся);

3) как способ связи соседних предложений в тексте и устранения неоправданных повторов одного и того же слова

(Пушкин - солнце нашей литературы. Он является создателем русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи).

- В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём называется градацией (слайд 13). Например, Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

- А теперь выполним следующее задание:

Продолжите синонимический ряд: (слайд 14).

  • работа - труд - … - …

  • влажный - мокрый - …

  • бежать - спешить - …

  • тут - …

  • надо - …

  • зелёный - изумрудный - … - …

- Поработаем в группах. Я предлагаю вам небольшие тексты (распечатаны для каждой группы), в которых синонимы выполняют различные стилистические функции. Вам нужно указать их функции, а именно: когда синонимы использованы для усиления, подчёркивания значения одного и того же слова, когда - для сопоставления близких значений, их противопоставления, а когда синонимы помогают автору избежать повторения или служат для уточнения, пояснения мысли писателя?

№1

1) Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим - глубокие тарелки (А. Марков).

2) Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (А.И. Герцен).

2

1) Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом (И.А. Гончаров).

2) Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный лётчик… Как он любил храбрых, стойких людей! (Н. Тихонов).



3

1)Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня в день существовал в непрестанном ожидании (И.А. Бунин).

2) Различаю всё чётче и чётче, как уста превращаются в губы (Л. Мартынов).

3. Антонимы.

-А теперь вспомним, что такое антонимы (слайд 15). Приведём примеры.

- Молодцы! Сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на контекстуальные антонимы, т. е. слова, противопоставленные в определенном контексте. Например,

Не считай недруга овцой - считай волком

На Руси не все караси - есть и ерши.

- Для чего нужны в речи антонимы, как вы думаете, ребята? (слайды 16, 17).

- Антонимы нужны для сопоставления и противопоставления и для большей художественной выразительности.

- Антонимы часто используются для создания антитезы (слайд 18). Сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре! Закончите пословицу, подобрав антоним: (слайд 19)

  • Глупый осудит, а … рассудит.

  • Волос длинный, да ум …

  • У горькой беды нет … еды.

  • Худой мир лучше … ссоры.

- Приём антитезы любят использовать писатели при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения людей.

- Другой стилистический приём, состоящий в сочетании слов с противоположным значением, носит название оксюморон (слайд 20). Ему отдали дань писатели, создавая заглавия «Живой труп», «Горячий снег», «Оптимистическая трагедия». В этом случае логически несовместимые слова объединяются в словосочетания, образуя необычные, новые понятия.

- Предлагаю игру «Подумаем вместе» (слайд 21, 22).

Если мы правильно подберем к словам антонимы, то первые буквы восстановленных нами слов, образуют слово честность - останется прибавить лишь ь.

Грязный -

Искусственный -

Трусливый -

Мягкий -

Грубый -

Замкнутый -

Слабый -

Светлый -

- Молодцы, ребята! А теперь отгадаем шарады (слайд 23).

1) Я - синоним осьминога,

А без С - в метле нас много (Спрут).

2) Я - антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь… (тишина).

4. Паронимы.

- И, наконец, ещё одно языковое явление, достойное повторения и изучения.

- Вспомним, как называются такие слова: «дипломат и дипломант», «абонент и абонемент», «надеть и одеть»? Конечно, это паронимы! (слайд 24, 25).

- Чтобы не смешивать паронимы в речи, нужно внимательно относиться к созвучным, похожим словам, анализировать оттенки их значения. Я.думаю, вам не раз приходилось наблюдать, как порой неправильно говорят:

-В конце вечера трибуну представили гостям…

- Одень пальто, на улице холодно…

- Его личность мне знакома…

- Если бы вы правильно, ребята, употребляли паронимы, то многих речевых ошибок можно было избежать.

- Тогда для чего же нужны паронимы в речи? (ответы учащихся, слайд 26).

- Во - первых, для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать тонкие оттенки значений. Во - вторых, столкновение паронимов усиливает эмоциональность речи. Журналисты остроумно соединяют в заголовках паронимы, например, «Нелады с наладкой», «Долг и должность», «Вещие вещи» и т.д.

- Паронимы дают речевые краски для каламбуров. В словесную игру вовлекаются не только слова с одинаковыми корнями, но и разнокорневые, смешение которых оказывается ещё более неожиданным и комичным: «червь самомнения», «освежеватель старинных романсов». Такие шутки ещё и ещё раз убеждают нас в неисчерпаемых выразительных возможностях родного языка, в котором каждое слово открывает простор для творчества и фантазии.

- Выполним следующее тестовое задание, которое встретится вам на ЕГЭ в 11 классе.

(слайды 27- 32).

1. В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?

1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.

2) КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.

3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.

4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.

2. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?

1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры.

2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.

3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.

4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

3. В каком предложении вместо слова поступки нужно употребить слово проступки?

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.

2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.

4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

Ключ: 1 - 4; 2 - 1; 3 - 4.

III. Подведение итогов урока.

IV. Рефлексия.

© 2010-2022