Выборочное изложение. Характеристика человека

Тема: Характеристика человека. Выборочное изложение (контрольное). Цели: научить учащихся внимательно слушать текст, анализировать, выбирать важное, грамотно излагать свои мысли. Выборочное изложение - Один из видов письменных репродуктивных работ обучающего или контрольного характера Суть выборочного изложения сводится к тому, что учащиеся из текста выбирают материал по определеннойтеме. Часть текста, таким образом, остается не изложенной в работе. В нашем случае тема – Характеристика человека (его внешний вид, возраст, черты характера, поступки и т.д.) Текст изложения - отрывок из сказки Пришвина "Кладовая солнца"(глава 1) (учащиеся должны дать описание Митраши)  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №№ 65, 66

Дата: .09.12.2014

Тема: Характеристика человека. Выборочное изложение (контрольное).

Цели: научить учащихся внимательно слушать текст, анализировать, выбирать важное, грамотно излагать свои мысли.

Формы контроля: изложение.

Оборудование: текст изложения.

Ход урока

  1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

  2. Работа над темой.

  1. Учитель объясняет, что такое выборочное изложение.

(Один из видов письменных репродуктивных работ обучающего или контрольного характера. Суть выборочного изложения сводится к тому, что учащиеся из текста выбирают материал по определеннойтеме. Часть текста, таким образом, остается не изложенной в работе. В нашем случае тема - Характеристика человека (его внешний вид, возраст, черты характера, поступки и т.д.)

  1. Учитель акцентирует внимание на том, что учащиеся должны дать характеристику Митраше из произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).

Учитель читает текст изложения (Глава 1 рассказа)

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.

После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.

И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.

В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.

При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому - шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому - кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками - домашний цветок посадить.

Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:

- Вот еще!

- Да чего ты хорохоришься? - возражает сестра.

- Вот еще! - сердится брат. - Ты, Настя, сама хорохоришься.

- Нет, это ты!

- Вот еще!

Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

- Давай-ка вместе полоть! - скажет сестра.

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.

Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.

  1. Даем ЛЗ словам: фуганок (инструмент для обработки древесины), шайка (деревянная емкость, невысокая кадка), лоханка (посудина для стирки белья), ладило (деревянный брусок), бондарство (изготовление бочек и других деревянных емкостей).

  2. Составляем план, по которому мы будем описывать Митрашу

Примерный план:

- имя, фамилия, возраст,
- описание внешности
черты лица
фигура
одежда

- занятия, увлечения
- черты характера,

-отношение окружающих к герою,

- отношения героя к окружающим.



  1. Учащиеся пытаются рассказать о Митраше по составленному плану.

  2. Учитель читает текст еще раз. По ходу чтения учащиеся делают себе пометки в черновике.

  3. Учащиеся пишут изложение на черновиках.

  4. Учитель читает текст еще раз.

  5. Учащиеся переписывают тексты в чистовики.



  1. Подведение итогов. Сдача тетрадей.

  2. Домашнее задание - повторить правила, что такое определение и дополнение.



© 2010-2022