Конспект интегрированного урока по литературе и истории Героический эпос средневековья

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый интегрированный урок литературы и истории

Учитель русского языка и литературы: Загребельная Т.П.

Учитель истории: Соколовская Н.Г.

Тема: Героический эрос средневековья

Цель:

- опираясь на знания учащихся из истории средних веков, познакомить их с отдельными произведениями периода расцвета средневековья, созданными в Германии и Франции («Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах»), дать общую характеристику этих произведений;

-посредством театрализованного представления «Посвящение в рыцари» сделать учеников участниками исторического процесса и приблизить их к постижению логики культуры средневековья;

-воспитывать эстетические и нравственные начала; интерес к Отечественной истории через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы, продолжить создание на уроках ситуации активного проявления реализации теоретических возможностей учащихся.

Методы: ознакомительная беседа с компьютерной поддержкой.

Оформление урока:

На доске записана тема урока и эпиграф:

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам

Литературно - историческая газета «В мире Клио и Мельпомены»

Новые слова: рыцарь, кольчуга, шлем, латы, шпоры, доспехи, трубадур, миниатюра.

Названия произведений: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»

Предварительные задания:

1.Подготовка сообщения учащихся «Рыцари средневековья»

2.Инсценирование. Сценка «Посвящение в рыцари»

3.Подготовка презентации «В мире Клио и Мельпомены»

4.Подготовка исторического альманаха «Средневековье»

5.Книжная выставка

6. Выразительное чтение отрывков (индивидуально)

Формы работы на уроке:

чтение художественного текста

аналитическая беседа

словарная работа

работа с презентацией

инсценирование

историко-литературный комментарий учителя

историко-литературная викторина

работа с миниатюрой

Ход урока

1.Оргмомомент. Сообщение темы и целей урока

2.Вступительное слово учителя истории (исторический комментарий эпохи средневековья).

Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нем присутствуют гости. Ведем его мы: учитель литературы и истории.

Итак, тема нашего урока «Героический эпос средневековья»: мы совершим путешествие в мир Клио, музы истории, и Мельпомены, музы трагедии, попробуем стать участниками исторического процесса и приблизиться к постижению логики средневековой культуры через знакомство с несравненными художественными произведениями периода средневековья: «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах».

При изучении истории средних веков вы обратили внимание на то, что люди не только трудились, но и развлекались, стремились познать окружающий мир, воспитывали детей, придерживались моды. Вообще средние века были темным временем грубых, варварских нравов. Образованных людей было мало. Даже люди высшего дворянского сословия не умели читать и писать. Грамотными были монахи. В те времена еще не знали искусства книгопечатания: книги были рукописными. Бумаги еще не было изобретено. Писали на пергаменте, сделанном из кожи. Поэтому книги были редки и дороги. Рукописи переписывались монахами. В тишине келий многие из них с неутомимым трудолюбием и старанием занимались этим делом. Книги украшались рисунками. Их называли миниатюрами (поясняется значение слова «миниатюра»).

Монахи составляли летописи. Любопытные рассказы о королях, описывали нравы и обычаи рыцарей: как они жили в своих замках, совершали походы, сражались и веселились на турнирах ( поясняется значение этих слов: рыцарь, турнир).

3.Слово учителя литературы. Эпос средневековья.

Со временем светские люди приобщались к поэзии. Поэты воспевали старину, излагали в стихах сказания о героях. Они назывались трубадурами (поясняется значение слова.

Наряду с лирикой и драмой существовал древний род литературы - эпос.

Подробно и обстоятельно. Неторопливо и торжественно повествует он о давних событиях, важных для судеб целых народов,- о великих войнах и пожарах, о подвигах отважных богатырей, отважных богатырей, о противоборстве сил добра и зла. Действительность предстает во всем многообразии.

Мифы, религиозные и сказочные мотивы, легенды. Именно они придают эпосу историческую достоверность, отражая особенности мировосприятия и образа мыслей давно исчезнувших , их представления и идеалы. В мифах впервые человек пытался познать открывшийся перед ним яростный и окружающий мир - осмыслить его и себя художественно и философски, в формах реальных и фантастических, поэтому мифы так выразительны и неувядаемы. Первые создатели мифов не сомневались в их реальности, превращая прозу жизни в поэзию.

Итак, сначала была история, потом появился миф, а затем эпос, в известном смысле, - часть истории. Древнее сознание еще не разделяло историю и миф, действительность и легенду, оно воспринимало эпическое повествование как жизненную правду.

Понятие о героическом эпосе.

Так называемый героический эпос складывался на протяжении веков у всех древних народов - у греков («Илиада», «Одиссея»), у славян (былины), у испанцев(поэмы о Сиде), у французов («Песнь о Роланде»), у германцев(«Песнь о Нибелунгах»), у карелов и финнов

(«Калевала»), «Эдда» - у скандинавов, саги - у ирландцев.

Героический эпос составил целую эпоху о художественном развитии человечества. Он уходит своими корнями еще в дописьменные времена, в народное творчество. Благодаря вдохновенному труду великих поэтов, устные предания обрели художественную цельность и завершенность. Вот о таких произведениях мы и поведем сегодня речь.

Учитель литературы

Эпос Франции . Анализ произведения «Песнь о Роланде».

Во Франции главным героем поэтических сказаний был Карл Великий и его 12 рыцарей.

Вопросы учащимся:

Из курса истории вы знаете, кто такой Карл и почему его называли Великим. Вспомните, пожалуйста.( Справка:Карл Великий - король большого и могущественного государства франков в ХI веке. Путем завоеваний, битв и походов основал он это государство, которое включало в себя земли современной Италии, Франции, Германии В 800 году назвал себя императором. В историю вошел под именем Карла Великого).

2.Кто из рыцарей Карла Великого наиболее прославился? ( Справка:Прославился Роланд. О котором сложилась особая песнь, или поэма).

3. Как это случилось?(Справка: Событие, о котором идет речь в поэме,и произошло в 778 году. Когда Карлу было 36 лет. В поэме он уже убеленный сединами глубокий старец двухсот лет отроду старец. Эта деталь знаменательна: поэма имела общенародную читательскую публику и отражала представления об идеальном государе - он должен быть мудрым и старым. Одержав победу в Испании. Карл возвращается во Францию. Позади он оставляет своего племянника Роланда. В Пиренейских горах огромное неприятельское войско нападает на отряд Роланда. Происходит жестокая битва. Роланд совершает необычные подвиги, но отряд терпит поражение. Роланд изо всех сил трубит в свой рог. Карл, далеко ушедший вперед с войском, слышит трубные звуки, возвращается на помощь племяннику. Между тем, все французы пали. О героической кончине Роланда рассказывают нам строки произведения «Песнь о Роланде»).

Работа с текстом.

Задания:

1.Откройте с.198 учебника истории, выразительно прочитайте отрывок из песни (2-3 подготовленных учащихся).

2.Обратите внимание на миниатюру на стр.199, которая украшает произведение.

(Работа с миниатюрой. Толкование слова «миниатюра», запись в тетерадь).

Диагностика усвоения литературного произведения

Вопросы для беседы с учащимися:

1.Какими качествами наделяет рыцаря поэт? (Храбрый, мужественный, предан синьору, любит Францию)

2.Почему меч в поэме назван именем Дюрандаль? (Меч - главное оружие рыцаря. Он получал его во время посвящения в рыцари)

Учитель литературы

Преследуя мавров, Карл молит Бога остановить Солнце, чтобы наступающая темень не помогла врагам избежать кары. Чудо свершилось - Солнце остановилось. Булатный меч Роланда, его Дюрандаль, невозможно сокрушить или уничтожить. Потому что в рукоять вделаны святые реликвии.

Послушаем сообщение учащейся о том, кто такие средневековые рыцари и каждый ли мог стать рыцарем?

Сообщение учащейся (сопровождается презентацией)

Кому из вас незнакомо слово «рыцарь»? А с чем оно ассоциируется? Конечно,

с образом закованного с головы до ног в железо европейского всадника, тяжелого и неповоротливого, которого, если сбить с коня, так он сам по себе и не встанет.

То есть рыцарь - конный воин, весь покрытый доспехами.

Ремесло воина всегда было почетным занятием для мужчин. Конный рыцарь был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом бы мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубашка из железных колец (показывает, как выглядят доспехи (на слайде). Позднее кольчугу сменили в латы, доспехи из железных пластин. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 кг. Поэтому, действительно, он был неповоротлив и неуклюж. Обычно всадник, сброшенный с коня, попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах. Нужна была долгая выучка. Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо - 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов.

Учитель литературы

А сейчас мы попробуем стать участниками исторических событий. Чтобы вы лучше представили себе, насколько важной была процедура посвящения молодого человека в рыцари (Звучит «Арагонская хота» и в класс входят учащиеся 8 класса- члены литературно - драматической студии )

Инсценировка «Посвящение в рыцари»

4.Эпос Германии. Обзор произведения «Песнь о Нибелунгах»

Учитель истории

В Германии самое знаменитое собрание героических сказаний называется «Песнь о Нибелунгах». Содержание этой песни имеет суровый трагический характер. Главным героем является Зигфрид. Нидерландский принц. Он приезжает в страну Нибелунгов и просит у короля Гунтера руки его прекрасной сестры Кримгильды. Гунтер соглашается, но с условием, чтобы Зифгрид помог ему получить руку одной царицы, Брунгильды. Эта Брунгильда была одарена необыкновенной силой , она обещала отдать свою руку только тому, кто одолеет ее в единоборстве. Зифгрид, надев шапку-невидимку, помог Гунтеру победить Брунгильду. Сразу празднуют две свадьбы. Но Брунгильда недовольна своим женихом и завидует Кримгильде. Спустя несколько лет Зифгрид и Кримгильда приезжают к Гунтеру в Вормс на блестящий турнир. Тут Брунгильда хочет унизить свою соперницу, называя Зигфрида «вассалом»(дается толкование слова).

Но, наоборот, сама была пристыжена Кримгильдой, которая открыла ей, что победил не Гунтер, а Зифгрид. Тогда Брунгильда клянется отомстить и поручает своему приближенному убитьб Зифгрида. Гунтер и его братья знают о заговоре. Вследза ним герои вместе отправляются в поход. Зифгрид некогда победил дракона и искупался в его крови: от этого все его тело сделалось недоступным для оружия. Но, когда он купался, ему на спину упал лист с дерева и прилип. Место, покрытое листом. Не было смочено кровью дракона и потому оставалось уязвимым.

Кримгильда, беспокоясь о муже, открывает эту тайну Гагену, поручает ему в сражениях оберегать именно это уязвимое место. По совету вероломного Гагена она нашила на платье мужа крест и тем самым обозначила опасное место, чтобы Гаген мог вернее закрывать его своим щитом. Но последний воспользовался открытием для исполнения своего замысла. Однажды на охоте, когда Зифгрид прискакал к источнику, чтобы утолить жажду, Гаген вонзил копье в заветное место, и герой тотчас умер.

Кримгильда неутешна. Она 13 лет оплакивала мужа. Потом выходит замуж за короля гуннов Атилла, но с той лишь целью, чтобы, сделавшись могущественной королевой, отомстить убийцам Зигфрида.(Учитель читает отрывок из «Песни о Нибелунгах»)

Прошло 13 лет. И вот по ее просьбе Атилла приглашает братьев в свою столицу погостить. С блестящей свитой бургундских рыцарей приезжают братья. Гаген чувствует беду, но не хочет показаться трусом и едет. Как только они прибыли, их встретили вооруженные гунны. Долго бургундцы, засевшие в главной зале замка, отбивали нападение врагов. С помощью датского короля Дитриха все были побиты. Король пощадил лишь Гунтера и Гагена. Но Кримгильда не собирается никого оставлять в живых, она мстит. Приказывает отрубить голову Гунтеру, собственноручно убивает Гагена. При виде такой свирепости один готский рыцарь пронзает мечом саму Кримгильду.

Учитель литературы

Вы познакомились с замечательными произведениями героического эпоса.Встретили некоторые понятия. Вы видите их на слайде. Дополните недостающими:( рыцарь, кольчуга, шлем, латы, шпоры, доспехи, трубадур)

Запишите их в тетради

III Подведение итогов урока. Диагностика усвоения изученного

Историко-литературная викторина

Учитель истории

Хотелось бы извлечь историческую пользу из этих понятий. Я буду ставить вопросы. А вы ответите одним из понятий.

  1. Как назывался конный воин?(рыцарь)

  2. Какое понятие соответствует поединку рыцарей? (турнир)

  3. Почему кольчуга - лат - шпоры - шлем в одном ряду? (доспехи)

  4. Кроме тряпичной бумаги использовалась бумага из кожи животных. Как она называлась?(пергамент)

  5. Чем украшались рукописные тексты? (миниатюры)

  6. Как называлось жилище рыцаря? (замок)

  7. Как зазывались поэты-певцы?(трубадуры)

Учитель литературы

8.Назовите произведения средневековой литературы, с которыми мы сегодня познакомились?

9. Назовите главных героев этих произведений. Кто понравился больше?

10. Какими вы представляете себе героев средневекового эпоса?

11. Назовите музыкальные произведения, которые были созданы по мотивам этих

произведений

Заключительное слово учителя литературы

«….Полны чудес сказания давно минувших дней про громкие деяния былых богатырей…» («Песнь о Нибелунгах»).

Итак, наше путешествие в мир Клио и Мельпомены подошло к концу. Мы кратко познакомились с литературой периода расцвета средневековья. Она не была так тускла, так бесплодна, кА это представлялось деятелям эпохи Возрождения.

Человек в годы безвременья жил и творил. Эпоха наложила отпечаток на все. Что создавалось умом и руками поколений.

Героические фигуры средневековых рыцарей, рыцарская доблесть, благородство, принцип чести - все это средневековье. И все это овеяно чудной поэзией чувств человека.

Нет, сегодня мы, пожалуй, не бросим слов упрека средневековому человеку. Он жил, страдал и созидал, оставив нам несравненное художественное наследие.

Среди океана книг, созданных человечеством за долгую историю, есть счастливые исключения - произведения, навсегда отобранные временем. Их обязан знать каждый, для кого слово «культура» не пустой звук, кто хочет стать умнее, совестливее, духовно богаче.

В них запечатлены непреходящая правда характеров, столкновение страстей, труд, взаимоотношения людей, дружба, любовь, вражда, тяжкие, но не всегда бесплодные поиски истины, борьба за свободу. Справедливость и счастье на земле. Без таких книг во многом жизнь утратила бы свой смысл, содержательность и даже среди материального благополучия могла бы считаться бедной.

В литературе, о которой мы говорим сегодня, заключены те самые истоки, без которых не состоялась бы не только древняя, но и современная литература.

Урок окончен.

Домашнее задание: чтение произведений средневекового эпоса


© 2010-2022