- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающий урок Виды придаточных предложений
Обобщающий урок Виды придаточных предложений
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тотрова З.И. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Виды придаточных предложений на материале произведений М.Ю. Лермонтова". 9-й класс
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
1. Обучающие
-
Закрепить полученные знания о СПП;
-
Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СПП;
-
Обучать школьников лингвистическому анализу текста;
2. Развивающие
-
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
-
Развивать интерес к русской литературе и языку.
3. Воспитательные
-
Способствовать формированию высоконравственной личности.
-
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока:
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Презентация, разработанная учащимися.
-
Интерактивная доска.
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа. Работа в группах проводится с использованием технологии. Учащиеся делятся на разноуровневые группы. При работе в группах обучающиеся по очереди комментируют предложение, находят главные и придаточные предложения, определяют виды придаточных, вид подчинительной связи, расставляют знаки препинания. Каждый ученик должен принять участие в разборе предложений.
На уроке реализуются принципы: доступности, наглядности, научности.
Межпредметные связи: литература.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Тема и цель урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации. Наша задача - повторить и обобщить знания о СПП. Это задание В4 в тестах ОГЭ. А рассмотрим мы их на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», творчество которого мы сейчас изучаем на уроках литературы..
Ребята, вы знаете, что в этом году широко отмечались юбилеи двух выдающихся людей России: М.Ю. Лермонтова и К.Л.Хетагурова. Судьбы их во многом схожи. Оба с детства остались без матерей, оба были певцами грусти и одиночества, оба стали гениальными поэтами, писателями, оба преследовались царским правительством за свои стихи, оба - талантливые художники. Подробнее мы остановимся на живописи Лермонтова. Группа учащихся подготовила нам презентацию «Лермонтов-художник».
Презентация « Лермонтов - художник.»
По семейному преданию Миша Лермонтов стал раньше рисовать, нежели писать стихи.
В 1830-е годы М. Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника П. Е. Заболотского. До нашего времени дошли многие рисунки поэта, выполненные им для своих произведений. Во время ссылки в действующую армию на Кавказ М. Ю. Лермонтов выполняет основные художественные работы: путевые наброски, виды Кавказа, портретные миниатюры, сцены боевых действий. Перед нами картина Лермонтова «Койшаурская долина».
Вот как описал это место Михаил Юрьевич в своём романе «Герой нашего времени»:
1.Уж солнце начало прятаться за снеговой хребет , когда я въехал в Койшаурскую долину. 2.Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей , чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору , и во все горло распевал песни . 3.Славное место эта долина! 4. Со всех сторон горы непреступные , красноватые скалы , обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар , желтые обрывы , исчерченные промоинами , а там высоко-высоко золотая бахрома снегов , а внизу Арагва , обнявшись с другой безымянной речкой , шумно вырывающейся из черного , полного мглою ущелья , тянется серебряной нитью и сверкает , как змея своею чешуёю.
3. Задание. 1 группа проводит лингвистический анализ текста,
1. Определите стиль и тип речи.
2.Найдите СПП , определите их вид.
3.Найдите средства выразительности.
4.Выпишите грамматические основы предложения 1.
5.Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
6.Выпишите словосочетания ( по одному) со связью управление , согласование и примыкание.
7.Укажите обособленные определения.
8.Укажите обособленное обстоятельство.
9.Найдите приложение.
2 группа составляет сложноподчиненные предложения по картине «Койшаурская долина». Одно предложение пишут в тетрадях и на доске. .Задание: подчеркнуть главные члены предложения, расставить запятые, определить вид придаточного предложения.
На картине М.Ю. Лермонтова мы видим Койшаурскую долину, которую со всех сторон окружают высокие скалы.
4. Практическое задание:расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения, составить схемы (две карточки для двух групп.)
1 группа.
1. Если я выстрелю из пистолета, то беги на берег.
2. Когда раздались выстрелы, все вскочили и бросились к оружию.
3. Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой(то) странный отпечаток неизбежной судьбы.
4. Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул.
5. А мне везде дорога, где только ветер дует.
2 группа
-
В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.
-
Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования.
-
Когда он явился в цепь, там была уже сильная перестрелка.
-
Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников.
-
Разговор их продолжался так тихо, что я ничего не расслышал.
5. Задание: "Верно ли утверждение, что...". Блиц-опрос.
-
Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению.(да)
-
Двусоставные предложения могут быть неопределенно-личными.(нет)
-
Однажды решил - словосочетание со связью примыкание.(да)
-
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.(да)
-
Слово "пунктуация" произошло от слова "пунктуальный".(нет)
-
Независимое предложение в составе СПП называется главным.(да)
Физминутка.
6 Задание: "Найди пару". Задание для всего класса. (Работа на интерактивной доске).
-
Николай и не заметил, надо прилежно учиться.
-
Скучен день до вечера, установилась теплая, солнечная погода.
-
Чтобы получить хорошую профессию, коли делать нечего.
-
Которая бывает в начале сентября, что стало светать.
7.1 группа пишет сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужна запятая».
2 группа в тетрадях и на доске записывает схемы к предложениям.
1.Я знаю, что вы в этом не признаетесь, потому что Грушницкий убит. 2.Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле? 3. А смотрела, откуда ветер дует. 4. Площадка, на которой мы должны были драться, изображала правильный треугольник.
8. Выступление учащегося.
Сочинение на лингвистическую тему: "Зачем нужна запятая?"
Без запятой в письменной речи обойтись невозможно. При помощи запятой пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Запятые могут отделять части сложного предложения, однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены предложения.
Так, например, в предложениях «1и 2» - запятые отделяют части сложного предложения, а в предложении: «4» - запятые выделяют причастный оборот, деепричастный оборот, сравнительный оборот, однородные члены предложения.
Без сомнения, запятые - очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.
9. Подведение итогов урока.
-
Какие предложения называются сложноподчиненными? Приведите примеры.
-
Чем отличаются союзные слова от союзов?
-
Какие виды сложноподчиненных предложений мы знаем?
-
На какие группы делятся придаточные обстоятельственные?
-
Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях?
-
Заключительное слово учителя :
Ребята, ещё раз обратимся к картине Лермонтова «Крестовый перевал». На ней изображена и дорога. Это дорога жизни самого поэта: узкая, извилистая, опасная. Я желаю вам, чтобы дорога каждого из вас была широкая, прямая, безопасная, чтобы вы по ней шли к своей цели вперед с уверенностью.
Спасибо всем за урок!
Выставление оценок за работу на уроке
11. Домашнее задание.
Выписать из «Героя нашего времени»10 СПП с разными видами связи.
12. Рефлексия.
-
Что нового я узнал на уроке?
-
Каковы результаты моей деятельности на уроке?
-
Что у меня получилось лучше всего?
-
Как я оцениваю свою работу?