Конспект урока по русской литературе на тему Миф об Орфее и Арионе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Мифы об Орфее и Арионе. А.С. Пушкин «Арион».

А. Родосский «Аргонавтика»

Класс:

6

Дата:

03.10.15

урока:

Урок 8

(фрагменты).

Цель:

- продолжить знакомство учащихся с произведениями писателей разных эпох, отражающими мифы и легенды древней Греции, показать новые грани раскрытия образов античной литературы в произведениях этих писателей;

- развивать мышление и речь учащихся, аналитические способности и ассоциативное мышление;

- воспитывать эстетическое чувство, бережное отношение к литературному наследию.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Беседа.

- Народ Древней Греции оставил всему миру множество легенд и мифов, с некоторыми из которых мы уже познакомились. Давайте вспомним, чем легенда отличается от мифа? Что между ними общего?

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности, когда рассказы о наиболее важных событиях передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем эти рассказы приобретали фантастические подробности.

Легенда - произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

Миф - объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека с помощью художественной фантазии.

- В легендах и мифах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.

Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом. Арион, в отличие от Орфея, исторически реальное лицо. Он жил в 7 веке до н.э. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона - «Гимна к Посейдону».

- Когда и где происходит действие легенды об Арионе?

- Почему Арион оказался именно на этом корабле, плывущем в Коринф?

Он никому не доверял больше коринфян, поэтому, возвращаясь из Италии в Коринф, нанял корабль именно у коринфских мореходов.

- Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?

Корысть, алчность, желание легкой наживы определили поведение коварных мореходов. Они знали, что Арион - великий певец, но знали и то, что он везет великое богатство, нажитое им в Италии и Сикелии. Однако убивать Ариона своими руками они не решились и заставили его самого лишить себя жизни.

- Что в образе Ариона вас особенно привлекает?

Арион талантливый человек, непревзойденный кифарет, который щедро делится своим талантом. Он достойно ведет себя перед лицом смерти, поет свою последнюю песнь, облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару. Он поет для преступников и храбро бросается в море в одеянии кифареда и с лирой в руках. Но он был подхвачен дельфинами, привлечёнными его дивным пением, и высажен у мыса Тенарон, откуда благополучно добрался до Коринфа.

- Какова главная мысль этой легенды?

В этой легенде говорится о спасительной силе искусства, об обаянии и красоте творца, о ценности искусства.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Арион».

Учитель читает стихотворение.

2. Словарная работа.

Тиран - (от «господин») - так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление.

Кифаред - тот, кто играет на кифаре.

Кифара - распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.

3. Беседа.

- Что означает выражение «парус напрягали»?

Напрягать - 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо - натягивали, прикладывая усилия.

- Как вы объясните выражение «правил грузный челн»?

Управлял судном, лодкой, челном.

- Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?

Риза - обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей. В стихотворении Пушкина это слово выражает авторское представление о священном, высоком предназначении искусства и его творца.

- Как сюжет легенды переосмыслен Пушкиным?

Корабельщики у Пушкина изображены соратниками, единомышленниками Ариона; Арион не бросается в море, он вместе с другими пловцами становится жертвой «вихря»: погибают все, кроме него, выброшенного на землю грозой. Главное в истории об Арионе для Пушкина - возможность сопоставить свое творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей, заявить о своей неизменной позиции: «Я гимны прежние пою».

- Стихотворение написано в несомненной связи с восстанием декабристов. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения своих связей с декабристами.

4. Слово учителя.

- Вам может показаться, что только поэты XIX-XX веков обращались к античным сюжетам, переосмысливали и перерабатывали их, но это не так. В третьем веке до нашей эры древнегреческий поэт Аполлоний тоже позволил себе (вопреки традиции) переосмыслить миф об аргонавтах, из-за чего его эпическая поэма не сразу была понята и принята современниками.

Аполлоний Родосский - древнегреческий эпический поэт и грамматик, родился около 270 г. до н.э. в Александрии (по другим сведениям - в Навкратисе). Более всего он известен эпической поэмой «Аргонавтика» в 4 кн. (всего 5835 стихов), повествующей о приключениях аргонавтов.

Произведение «Аргонавтика», написанное в духе, совершенно противоположном тому, в котором писались обыкновенно поэтические произведения александрийской школы, сначала не имело никакого успеха, что повлекло за собой ссору его с учителем Каллимахом. Каллимах полагал, что к некоторым уже доведенным до совершенства жанрам, прежде всего к гомеровскому эпосу, обращаться более не следует, а использовать следует меньшие, более отточенные литературные формы.

После ссоры с Каллимахом Аполлоний оставил Александрию и отправился в Родос. Тут он переработал «Аргонавтику» и приобрёл себе вскоре как учитель и писатель такую славу, что родосцы даровали ему гражданство. Здесь же он получил свое прозвище - Родосский. Позже он вернулся в Александрию и стал после Эратосфена начальником знаменитой Александрийской библиотеки.

Его грамматические сочинения, точно так же как и некоторые стихотворения, пропали, за исключением нескольких отрывков; сохранилась только эпическая поэма «Аргонавтика», в которой более выразилась учёность и прилежание, чем поэтический талант, хотя некоторым местам нельзя отказать в поэтической красоте. Римляне очень высоко ценили это произведение; Публий Теренций Варрон перевёл его, Вергилий, в особенности же Валерий Флакк подражали ему; множество комментариев на эту поэму доказывают, как усердно ею занимались.

Поход аргонавтов за «золотым руном» свидетельствует об особом интересе поэта к мифологическому преданию. Интересно то, что героические образы в поэме отсутствуют. А в центре замечательной по литературным достоинствам III песни поэмы - изображение влюбленной Медеи, а вовсе не героические подвиги. Тема любви Медеи к Ясону разработана с большим вниманием к психологии чувства. И в этом выразилось новаторство Аполлония Родосского.

5. Чтение отрывков из поэмы «Аргонавтика». Беседа.

Учитель или ученики читают отрывки из поэмы (стр. 79-80 учебника).

- Каким предстает в поэме искусство Орфея?

- Какое впечатление произвело пение Орфея на слушателей?

- Что помогает певцам Орфею и Ориону избежать участи других смертных?

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

Творческое задание.

- Попробуйте, опираясь на ритмическую схему, написать гекзаметром небольшое стихотворение об Орфее или Орионе.

(Ритмическую схему гекзаметра учитель изображает на доске и несколько раз озвучивает ее вместе с учащимися.)

V. Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать миф о подвигах Геракла и отрывок из произведения Д. Апдайка «Кентавр».

VI. Этап рефлексии



© 2010-2022