Отчет Работа факультатива по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчёт о работе факультативов по русскому языку в 9 и 11 классах.

В 2011 - 2012 учебном году по русскому языку проводилось два факультатива: «Готовимся к экзаменам» в 9 классе и «Готовимся к ЕГЭ» в 11 классе. Вся работа была направлена на успешную сдачу экзамена обучающимися выпускных классов.

Так в 9 классе велась работа факультатива в двух направлениях: сдача экзамена в традиционной форме и форме ГИА.

Обучающиеся, сдающие экзамен традиционно, учились писать изложение подробно и сжато. Каждый текст сопровождался двумя вариантами заданий, которые отличались степенью сложности. Ученики учились писать изложение при прочтении текста два раза объёмом от 430 - 480 слов. При первом прослушивании ученикам необходимо было понять содержание, основную мысль, определить тему, соотнести её с заголовком (если он есть); если заголовка нет, подумать, каким бы он мог быть; определить основной тип речи (повествование, описание, рассуждение); запомнить последовательность микротем. Ответственным этапом работы над изложением являлось редактирование на черновике его первого варианта.

При пересказе учились излагать текст от первого или третьего лица, пользоваться словарями при работе над изложением.

Кроме пересказа исходного текста, обучающиеся учились выполнять задания творческого характера. Руководствуясь заданием, учились отвечать на вопрос; давали небольшое описание интересного для них и важного для понимания проблемы объекта; писали небольшое повествование. С обучающимися проработаны тексты различной тематики: о жизни великих людей России (писателей, художников, композиторов и т.д.), о проблемах нравственности и морали, об отношении к природе, Родине, о творчестве, труде и др.

С обучающимися велась подготовка к экзаменам в форме ГИА, согласно которой они должны были написать сжатое изложение, сочинение на лингвистическую или морально - этическую тему и выполнить тестовые задания. Подготовка к экзамену велась по пособию под редакцией Н.А. Сениной, где с учениками были проработаны 27 вариантов из 30 предложенных. Ученики учились писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии, такие, как замена, исключение, слияние. Вторая часть работы содержала 7 заданий с выбором ответа и 7 заданий с кратким ответом (В-1 - В-7). Целью заданий А1 - А7 являлось выявление уровня сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста. Задания В1 - В7 направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления. Каждое задание направлено на выявление определённой языковой компетентности уч-ся. Третья часть - написание небольшого сочинения - рассуждения. Оно выполняется на основе печатного текста, с которым работали, выполняя тестовые задания. Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. Вся подготовка над сочинением-рассуждением, типом и жанром речи систематически велась с 5 класса. Итогом работы факультатива является то, что из 13 человек 9 класса ГИА сдавали 8 человек, традиционно - 5 человек. Из 13 человек двое сдали на «4», 11 - на «3».

Факультативные занятия в 11 классе проводились с использованием пособия Н.А.Сениной, куда вошли 30 учебно-тренировочных вариантов, составленных согласно специфике ЕГЭ. В пособии содержится теоретический и дидактический материал. Варианты имеют различную степень сложности и расположены от простых к более сложным. Перед выполнением тестов ребята делали задания из раздела тренировочных упражнений, который содержит все разделы языкознания, и только потом были проработаны все 30 вариантов пособия. Много времени было уделено заданию С. Это задание относится к повышенному уровню сложности. Из всей экзаменационной работы это наиболее сложное задание, поэтому за его выполнение можно получить сразу большое количество баллов (более 20). Именно это задание является камнем преткновения для выпускников.

Уч-ся учились формулировать и комментировать одну из проблем, поставленных автором текста; формулировать позицию автора, объяснять почему; учились ответ аргументировать, опираясь на знания и читательский опыт; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно излагать свои мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка; показывать практическую грамотность. С учащимися были изучены критерии проверки и оценки выполнения задания С, В, А. ПО эти критериям проверялись итоги пробного экзамена, после чего ученики поняли свои слабые стороны в работе. Итогом работы явились результаты экзаменов. Из 5 человек 11 класса экзамен сдали все и набрали следующее количество баллов: Залевская -62, Шалаева - 60, Сологуб-55, Мамай -54, Скачкова -53.

© 2010-2022