Конспект урока по русскому языку «Лишь слову жизнь дана. .. »

Конспект урока по теме « Лишь слову жизнь дана…». 7 – 8 клДать сведения о роли и значении слов в нашей речи;  совершенствовать речь, продолжить обучению навыкам работы со справочной литературой;  формировать эстетический вкус,  духовно – нравственное сознание, развивать чувство любви и уважения  к родному языку.Проблема экологии русского языка является актуальной.Формируется важнейшее качество человеческой личности : умение рассуждать, слушать и уважать слушающего и говорящего. Тесная связь с культурой русского народа.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме « Лишь слову жизнь дана…». 7 - 8 класс.

Цели урока :

Образовательная : дать сведения о роли и значении слов в нашей речи;

Развивающая: совершенствовать речь, продолжить обучению навыкам работы со справочной литературой;

Воспитательная : формировать эстетический вкус, духовно - нравственное сознание, развивать чувство любви и уважения к родному языку.

Перспективно - опережающее домашнее задание :

  1. По разным толковым словарям найти значение слов :

« слово», « речь»,

« сквернословие»,

« экология».

  1. Подобрать высказывания о языке и его роли в нашей речи.

  2. Подготовить пословицы и поговорки о языке.

Эпиграф к уроку.

« Человеку слово дано, скоту - немота. Слово есть первый признак сознательной , разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира. » В.И.Даль.

Содержание урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Часто ли каждый из нас задумывается над значением слов, которые использует в речи?

Если да , то поймем, что наша жизнь организована словом. В каждой сфере нашего бытия слово создает порядок, силу, смысл, поэзию и закон. Казалось бы, что такое слово?

Что такое речь?

Обратимся к толковым словарям разных авторов.

« Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками ; словесная речь.» ( В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. С - Петербург, Москва, 1882г).

- Подумайте и ответьте , как вы поняли это определение?

- Приведите свои примеры, взятые из словаря. ( Учащиеся читают и объясняют свои примеры).

Что подразумевается под словом « сквернословие» ?

- Дайте определение из словаря.

  1. Неприличные, непристойные слова, выражения; брань, ругательства.

сквернословить- употреблять в речи неприличные, непристойные слова.

Сегодня актуальной проблемой стала проблема экологии русского языка и нравственность.

Слово « экология» составлено из двух греческих слов. Первая часть слова обозначает « дом» , « родина», отсюда - и более широкое современное значение : « среда обитания». Вторая часть многозначна и обозначает : « слово», « понятие», « речь», « мысль « , « учение». Экология может трактоваться как « домостроительство» или « родное слово» , « домашняя речь», « словесная языковая ) среда обитания».

Предлагаю обсудить и составить вопросный план по теме нашего урока.

План.

  1. Как я понимаю, что такое « слово» и « речь».

  2. Употребляешь ли ты скверные слова? А зачем?

  3. Умеешь ли ты правильно строить свою речь при разговоре с друзьями по телефону, при общении? Контролируешь ли употребляемые слова?

  4. Осуждаешь или нет своих сверстников, если они сквернословят?

  5. Что нужно делать, чтобы избавиться от сквернословия ? Твои действия и советы другим.

  6. Почему экология родного языка стала сегодня актуальной?

( Обсуждение и высказывание своего мнения).

Учитель. К сожалению, созидать сложнее, чем разрушать и иногда мы делаем это словами. Вот, например, что писал поэт Н. Гумилев:

Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что « слово - это Бог».

Мы ему поставили пределы

Скудные пределы естества,

И , как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

В старину людей, которые сквернословили и выражались бранью, называли богохульниками. В словаре В.И. Даля мы найдем полное определению слова « скверна»:

« Скверна - мерзость, гадость … что мерзит плотски и духовно». Поистине бесконечно прав поэт Ф. И. Тютчев : « Нам не дано предугадать , как слово наше отзовется».

- Приведите примеры пословиц по теме нашего урока.

Народная мудрость о языке.

  1. Слово - серебро, а молчание - золото.

  2. Рана, нанесенная копьем заживет , а словом - нет.

  3. Слову - вера, хлебу - мера , деньгам - счет.

  4. Долг языка - говорить добро.

  5. Зло на языке - заноза в сердце.

  6. Язык длинный - ум короткий.

  7. Бог любит праведника , а бес - ябедника.

( Обсуждение значения пословиц. Приводятся примеры из своего жизненного

опыта).

Учитель.

От каких слов надо избавляться?

- От слов неуважения к старшим.

- От слов , унижающих других и толкающих на плохие поступки.

- От нецензурной брани.

- От слов , сказанных в гневе, раздражении.

Ребята, давайте будем нести в мир добро через свой добрый язык , поскольку слово есть дело . Хорошее слово поможет расти и развиваться душевно , поможет стать образованным и воспитанным человеком. Сегодня актуальны слова великого адмирала А. С. Шишкова :

Говорим славяне,

Разумеем слава.

Говорим слава,

Разумеем слово.

Было время , когда имя Александра Семеновича Шишкова знал и почитал каждый русский человек. Президент Российской Академии наук, государственный секретарь , министр образования. Но при всей обширной его занятости главным его служением была родная словесность. Нам нужно беречь свой язык , не допуская его оскуднения и жаргонизации. Это та сфера, та область , в которой мы все , каждый из нас , может сделать многое, осознавая свою ответственность за величайший дар , безмерное богатство - родной язык. Помните наставление поэта И. Бунина :

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Домашнее задание. Написать эссе на тему « Сила народа в его языке».



© 2010-2022