Рабочая программа по литературе в 11 классе

Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;  основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемаяпоследовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рассмотрено

на заседании РМО учителей филологии

Руководитель МО ____________/Тихонова Т.Н../

Протокол № ___ от « ___»

__________2013г.


Согласовано

Заместитель

директора по УВР ______/Ёлхина Л.С../ от « ____»__________2013г.

Утверждаю

Директор школы _________/Гаврилин А.Н. /

Приказ № _____________

от « ____»__________2013г.







Рабочая программа


учебного курса по литературе для 11 класса

учителя русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МБОУ «Коргузинская СОШ» Верхнеуслонского

муниципального района РТ

Власовой Светланы Александровны






Рассмотрено на заседании

педагогического совета протокол № «_____»__________2013г.












Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)


Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

  3. Приказ МОиН Рт от 10.07.2012 № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

  4. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., ЧалмаевВ.А.М.:«Русское слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемаяпоследовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Пояснительная записка

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление, классификация;

  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные теоретико-литературные понятия

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX - XX века.

− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)


Класс 11 (базовый уровень)

Количество часов:

Всего - не более102 ; в неделю - 3 часа.

Плановых контрольных уроков (развития речи) - 8 сочинения),

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.




Основное содержание

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (2 часа)

Литература первой половины XX века (79ч)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)

И. А. Бунин (5) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. Горький (5ч) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Макар Чудра». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.

А.И. Куприн (4ч) Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Л.Андреев (1ч.)»Иуда Искариот»

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников.,Н.Клюев.Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок(7 ч.)Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

А. А. Ахматова (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева (3ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.


Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов . Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».(2ч)

«Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.(3 ч)

В. В. Маяковский (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов

М. А. Шолохов (7ч+1) Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков (7ч+1)Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

В.Набоков (1ч.).»Машенька»

Б. Л. Пастернак (4ч) Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.В.Т.Шаламов (2ч.),

Русская литература второй половины 20 века ( 17ч)

Литература периода Великой Отечественной войны.Обзор русской литературы второй половины 20 века (2ч)

А. Т. Твардовский (2ч). Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х - начала 80-х годов

В.Т.Шаламов.Жизнь и творчество.»Последний замер», «Шоковая терапия»,»Калымские рассказы» (2ч).

В. М. Шукшин(1ч.)Колоритность и яркость героев-чудиков.

А.И.Солженицин (2ч) Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича»,»Архипелаг ГУЛАГ»

,Окуджава (1ч.)

В.М.Шукшин (1ч)

В.П.Астафьев (1ч).

В.Г.Распутин (1ч).

Н.М.Рубцов (1ч)

И.А.Бродский (1ч)

А.В.Вампилов (1ч)

Обзор литературы последнего десятилетия (1ч)

Зарубежная литература 4 часа.

Обзор (1ч)

Б.Шоу (1ч.), Г.Аполлинер (1ч.), Э.Хемингуэй (1ч.).

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы - плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

М.И. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятскиешлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. Санги. «Время добычи».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.

Произведения для заучивания наизусть

  1. И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).

  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»

  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».

  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё -птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

  8. О.Э. Мандельштам. «NotreDame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»

  10. Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».



Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

(базовый уровень)

по «Программе по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы». Авторы-составители: Г.С.Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Москва. «Русское слово», 2009.


Тема уроков

Кол-во уроков

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт


1 ЧЕТВЕРТЬ









1-2

Введение. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры .Основные темы и проблемы.Взаимодействие зарубежной,русской литературы и литературы других народов России,отражение в них «вечных» проблем бытия.

2

Урок изучения и первичного закрепле

ния новых знаний

Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние

Предвари

тельный контроль.

Фронталь

ный опрос

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

Знакомство с учебником, его разделами, хрестоматией Стр.10-16, вопр.1-3


1-3.09



Литература первой половины XX -го века









3.

Обзор русской литературы первой половины XX -го века

1

Урок изучения и первично

гозакрепле

ния новых знаний Лекция учителя с элемента

ми беседы

Дать представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «декаданс»

Текущий

контроль

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков Разноречивость тенденций в культуре «нового времени». Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве.

Доработать конспект лекции. Перечитать рассказы Бунина.

Подготовить сообщения о писателе.



4.

И. А. Бунин Жизнь и творчество.Бунин-мастер поэтического пейзажа.Тонкий лиризм стихотворений И.А.Бунина.Точность и выразительность детали.Философские мотивы.

1

Лекция учителя Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути, показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере его стихов и рассказов

Фронталь-ный опрос. Анализ текста

Знать основные биографические сведения о

И.А. Бунине, особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями. Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний, тему «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении суетного в стихии вечности, тему России, её духовных тайн и нерушимых ценностей.

Выучить наизусть 1 стих на выбор

Сост. план «Основные темы лирики Бунина»



5.

«Антоновские яблоки». Романтическое освещение увядающего быта русского дворянства.Символический образ антоновских яблок.Русский национальный характер у Бунина.

1

Урок закрепления знаний

Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа «Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Предвари

тельный контроль.

Фронталь

ный опрос Составить опорный конспект

Стр 30-37, читать, отв. вопросы .




6.

Развитие традиций русской классической литературы в рассказе Бунина«Господиниз Сан-Франциско».Суета и тщетность бездуховной жизни,призрачностьславы,богатства.

1

Урок закрепления знаний

Раскрыть философское содержание рассказа И.А.Бунина. Аналитическое чтение.

Создание творческого текста на основе прочитан-

ногопроиз ведения

Стр. 38-40. Задания по группам. Подготовить обзор рассказов о любви



7.

Любовная тема.Её философское осмысление.Психологизм и символика в бунинской прозе.Рассказ «Чистый понедельник»

1

Урок обобще

ния и систематизации знаний учащихся

Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное.

Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Подготовить рассказ по теме урока.

Стр41-54, перечитать рассказы М.Горького




8.

Приём антитезы в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи»

1

Приём обобщения и систематизации знаний.




Подготовить материалы к сочинению.Сообщение о жизни и творчестве А.И.Куприна



9.

А.И. КупринЖизнь и творчество.Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества.Трагизм нравственного противостояния героя и среды в повести «Поединок»

1

Урок изучения и первично

гозакрепле

ния новых знаний

Показать своеобразие стиля писателя на примере повести «Поединок». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Предвари

тельный контроль.

Фронталь

ный опрос Работа с карточками

Знать основные биографические сведения об А.И.Куприне, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.


Стр. 88-92, Отв. на вопросы. Сделать закладки по темам



10.

Повесть«Олеся»:изображение душевной красоты человека,близкогоприроде.Языческие мотивы в повести.Столкновение «естественного» человека с современной цивилизацией..

1


Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение


Вопросы и задания стр.92



11.

«Гранатовый браслет»:роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

1

Урок изучения и закрепле

ниязнаний

Раскрыть идею и художественные особенности повести. Указать на роль детали в художественном повествовании

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Стр. 92-95, пересказ, подготовитьвопросы по повести.




12.

Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащих

ся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Заключительный контроль

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Задания по группам



13.

Л.Н.Андреев.»Иуда Искариот»:переосмысление евангельских сюжетов,устремлённость героев к вечным вопросам человеческого бытия Своеобразность стиля,выразительность и экспрессивность художественной детали.

1

Урок изучения и первично

гозакрепле

ния новых знаний

Научить ребят воспринимать прозу, анализировать произведение

Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.



Пересказ статьи учебника о поэтах Серебряного века, перечитать стихи



14.

М. Горький . Жизнь и творчество.Рассказ «Макар Чудра»:мотивы вольности,образсильных,волевых,свободолюбивыхлюдей.Роль романтического пейзажа.








Лекция с элементами беседы. Урок закрепления знаний

Показать особенности романтизма А.М.Горького. Проследить, как в композиции раскрывается замысел писателя.

Заполнить таблицу, работа по материалам учебника

Знать основные биографические сведения о М.Горьком, особенности романтических произведений, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя. Видеть воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах, протест героя-одиночки против «бескрылого существования» в повести «Фома Гордеев», философско-этическую проблематику

пьесы о людях «дна». Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.




Стр. 62-65, пересказ



15.

Горький и МХТ. Пьеса «На дне». Социально-философский характер конфликтапьесы.Поиски правды жизни попавшими на дно людьми.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать своеобразие пьесы, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное.

Предвари

тельный контроль.

Фронталь

ный опрос Работа с карточками


Стр. 65-72, перечитать пьесу «На дне»



16.

Образы обитателей ночлежки.

1







17.

Лука и Сатин- философский спор о человеке.

1

Комбинированный урок

Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде

Устная проверка знаний.

Стр.72-80, пересказ



18.

Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Викторина,постанов-

ка вопро-сов по теме урока, работа по материалам учебника

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам




Обзор русской поэзии конца 19 - начала 20 в.Серебряный век

(8ч)

+4







19.

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»(обзор). Литературные течения русского модернизма.

1

Урок изучения и первично

гозакрепле

ния новых знаний

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов. Показать яркую индивидуальность поэзии. Проанализировать стихи

Предварительный контроль.

Устная проверка знаний

Знать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, содержание произведений, роль символики, новые понятия.

Понимать истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы.

Распознать глубину лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского.

«муза дальных странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С.Гумилева

Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян») Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Уметь анализировать стихи

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Написать соч.-миниат.

Подготовить выразитель-ное чтение стихов



20.

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.Связь с романтизмом.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Охарактеризовать творчество основоположников русского символизма

Кратковременная самостоятельная работа.

Стр.116-139, пересказ. Отв. на вопросы в тетради.



21.

В. Брюсов. Жизнь и творчество.Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.Своеобразие решения темы поэта и поэзии.Культ формы в лирике Брюсова.

1

Урок закрепления знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Текущий контроль.

Индивидуальные письменные задания

Выучить наизусть и проанализировать стихотвор-е В.Брюсова



22.

К. Бальмонт.Жизнь и творчество.Основные темы и мотивы поэзии.Музыкальностьстиха,изяществообразов.Стремление к утончённым способам выражения чувств и мыслей.

1

Комбинирован

ный урок

Показать яркую индивидуальность поэта. Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Текущий контроль.

Тестовые задания

Письменный анализ одного из стих-й К.Бальмонта.




23.

А.Белый. Жизнь и творчество.Интуитивное постижение действительности.Тема родины. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

1

Урок закрепления знаний



Письменный анализ одного из стих-й Белого.



24.

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.Идея поэта-ремесленника.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Дать понятие об акмеизме, выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов

Устная проверка знаний Тестовые задания

Сделать закладки по темам Задания погруппа (анализ глав)



25.

Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество.Героизация действительности в поэзии Гумилёва,романтическая традиция в его лирике.Своеобразие лирических сюжетов.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи Н. Гумилева

Срез знаний. Работа по карточкам


Дать развернутый ответ на вопрос. Инд. задания



26.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.Звуковые и графические эксперименты футуристов.Группы футуристов.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов

Кратковременная самостоятельная работа.

Творческие задания на выбор



27.

И. Северянин.Жизнь и творчество. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

Комбинированный урок

Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества. Проанализировать стихи

Срез знаний. Работа по карточкам


Подготовить ся к письм. работе



28.

В.В.Хлебников.Жизнь и творчество.Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.


1

Урок контроля.оценки и коррекции знаний учащихся

Выразительное осознанное чтение стихов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Устная проверка знаний

Уметь выразительно читать стихи.

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.


Подготовить сообщения о Н.А.Клюеве





29.

Крестьянская поэзия.Н.А.Клюев.Жизнь и творчество.Изображение труда и быта деревни,тема родины,неприятие городской цивилизации.Выражение национального русского самосознания.Религиозные мотивы.

1

Комбинированный урок

Выразительное осознанное чтение стихов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Устная проверка знаний

Уметь анализировать стихи

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Подготовить материалы к сочинению



30.

Р.Р.Сочинение по творчеству поэтов конца 19 - начала 20 в.

1

Урок развития речи




Сообщения о творчестве А.А.Блока



31.

А. А. Блок Жизнь итворчество.Мотивы и образы ранней поэзии,излюбленныесимволы Блока.Образ Прекрасной Дамы..

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

Предварительный контроль. Фронтальный опрос

Знать основные биографические сведения об А.А. Блоке, содержание

Понять, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидеть значение образа России в творчестве поэта, идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Уметь анализировать стихи.

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме», выучить одно из них и разобрать его



32.

Тема города в творчестве Блока.Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Показать особенности поэтики Блока.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос

Отв. на вопросы. Подготовить

ся ксамост. работе



33.

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы».Лирический герой поэзии Блока,его эволюция.

1

Урок закрепле

ния знаний

Показать историю и значение образа России в творчестве Блока

Текущий контроль.

Фронтальный опрос

Сделать сообщения по предложенным темам



34.

История создания поэмы«Двенадцать».Авторский опыт осмысления событий революции.Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов.

1

Комбинированный урок

Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности

Текущий контроль.

Работа по карточкам.

Подготовить вопросы к семинару



35.

Сюжет поэмы,еёгерои,своеобразиекомпозиции.Строфика,интонации,ритмыпоэмы,её основные символы.

1

Урок комплексногопримене

ния ЗУН учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Текущий контроль.

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам



36.

Образ Христа и многозначность финала поэмы Авторская позиция и способы её выражения в поэме.

1

Комбинированный урок


Заключи

тельный контроль. Семинар


Подготовить материалы к сочинению



37.

Р.Р.Сочинение по творчеству А.А.Блока.

1

Урок развития речи




Сообщение о жизни и творчестве В.В.Маяковского



38.

В.В.Маяковский.Жизнь и творчество.Маяковский и футуризм.Дух бунтарства в ранней лирике.»А вы могли бы?» , «Послушайте!»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере

Предварительный контроль. Фронтальный опрос

Понять тему поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Новаторство поэта в области художественной формы

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений


Закончить конспект лекции.

Отв. на вопросы



39.

Поэт и революция,пафос революционного переустройства мира.Сатирические образы в творчестве маяковского.»Прозаседавшиеся», «Нате!», «Юбилейное»

1

Комбинирован

ный урок

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.

Кратковременная самостоя

тельная работа

Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Новаторство поэта в области художественной формы


Стихотворение наизусть



40.

Особенности любовной лирики.»Лиличка», Письмо Татьяне Яковлевой».

1

Комбинирован

ный урок

Выявить особенности любовной лирики

Фронтальный опрос

Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

Анализ стихотворения



41.

Тема поэта и поэзии,осмысление проблемы художника и времени.НоваторствоМаяковского.»Скрипка и немножко нервно», «Разговор с фининспектором…»

1

Урок обобще

ния и систематизации знаний учащихся

Показать специфику изображения традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского

Текущий контроль.

Работа по карточкам


«Облако в штанах» читать



42.

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы.

1

Урок обобще

ния и систематизации знаний учащихся

Самостоятельные наблюдения

Фронтальный и индивидуальный опросы

Соверщенствование умений навыков анализа поэмы




43.

С.А.Есенин.Жизнь и творчество.ТрадицииА.С.Пушкина и А.В.Кольцова в есенинской лирике.Народно-песенная основа,музыкальность лирики Есенина.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дать характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Предварительный контроль. Фронтальный опрос, работа по материалам учебника

Природа родного края и образ России в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта.

Составить план-схему по биографии, используя материал урока и учебника Сопоставить стихи Тютчева и Фета.



44.

Тема родины в поэзии Есенина.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта. Показать народность творчества С.А.Есенина

Викторина, постановка вопросов по теме урока, Тестовые задания

Образ России в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта.

Стихотворение наизусть



45.

Отражение в лирике особой связи природы человека.Цветопись,сквозные образы лирики Есенина.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Показать динамику развития лирики Есенина

Текущий контроль.

Работа по карточкам

Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики

Анализ стихотворения



46.

Светлое и трагическое в поэзии Есенина.Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта.

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся

Показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы

Текущий контроль. Устная проверка знаний

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.


Собрать материалы для классного сочинения



47.

Р.Р.Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина.

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Заключительный контроль. Классное сочинение


Сочинение



48.

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество.Основные темы творчества Цветаевой.

1

Урок изучения и первичного закрепле

ния новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Знать основные биографические сведения о М.А.Цветаевой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры.

Пересказ конспекта лекции, читать программные стихи М.Цветаевой.



49.

Конфликт быта и бытия,времени и личности.Поэзия как напряжённый монолог-исповедь.

1

Урок изучения и первичного закрепле

ния новых знаний

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть


_________________

Уметь видеть главное в прочитанном тексте.




_________________


Уметь аргументировано формулировать свое отношение к стихам О.Э. Мандельштама

_________________

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы.

_________________


Знать основные биографические сведения о Ахматовой,особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры.

_________________

Уметь аргументировано формулировать свое отношение к стихам Ахматовой




_________________

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы.

Выучить наизусть, проанализи-ровать стих-е.

Отв. На вопросы



50.

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.Своеобразие поэтического стиля.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений

Заключи

тельный контроль

Выучить стихотворение. Сделать его анализ. Отв. На вопросы



51.

О. Мандельштам.Жизнь и творчество.Историзм поэтического мышления,ассоциативная манера письма поэта.

1

Урок комплекс

ногопримене

ния ЗУН учащих

ся


Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта.

Групповая работа

Выучить стихотворен. Сделать его анализ.



52.

Представление о поэте как хранителе культуры.

1

Комбинирован

ный урок

Развить представление о поэзии Мандельштама

Текущий контроль.

Устная проверка знаний




Ответить на вопросы.



53.

Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

1

Урок закрепле

ния знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение



Групповая работа










54.

А.Ахматова.Жизнь и творчество.Разговорность интонации и музыкальность стиха.Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике.

1

Урок изучения и первичного закрепле

нияновых знаний


Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта

Групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов

Статья учебника,ответы на вопросы .



55.

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний.Тема любви и искусства.Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.

1

Комбинирован

ный урок

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение



Текущий контроль.

Устная проверка знаний



Стихотворение наизусть



56.

«Реквием».История создания публикации.Смысл названия поэмы,отражение в ней личной трагедии и народного горя.Особенности жанра композиции поэмы,рольэпиграфа,посвящения и эпилога.

1

Урок обобще

ния и система

тизации знаний учащих

ся

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Подготовиться к письменной работе.



57.

Библейские мотивы и образы в поэме.Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема»

1

Комбинирован

ный урок

Показать, как поэмой исполнена гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве

Создание творческого текста на основе прочитан-

ногопроизведения

Подгото

вить сообщения о поэте. Задания по группам




58.

Р.Р.Сочинение по творчеству Ахматовой.

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Заключительный контроль. Классное сочинение


Сочинение



59.

Б.Л.Пастернак.Жизнь и творчество.Поэтическая эволюция Пастернака:от сложности языка к простоте поэтического слова.Тема поэта поэзии.

1

Урок изучения и первичного закрепле

ния новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

Предварительный контроль. Фронтальный опрос

Иметь представление о неразрывности связи человека и природы, их взаимотворчестве

Анализ стихов по группам Подготовиться к беседе по вопросам



60.

Философская глубина лирики Пастернака.Тема человека и природы.Сложность настроения лирического героя.

1

Урок закрепле

ния знаний

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака.


«Доктор Живаго» анализ глав



61.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).История создания и публикации романа.Система образов.

1

Комбинирован

ный урок

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе «Доктор Живаго»

Анализ стихотворений романа



62.

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

1

Урок закрепле

ния знаний

Показать связь стихотворений с общей проблематикой романа.

Групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов

Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака.


Сообщения о творчестве М.А.Булгакова



63.

М.А.Булгаков.Жизнь и творчество.стороия создания публикации романа «Мастер и Маргарита».Своеобразие жанра и композиции.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.


Сообщения учащихся фронтальный опрос

Многоплановость прозы Булгакова

Конспект статьи учебника



64.

Эпическая широта и сатирическое начало в романе.Сочетание реальности и фантастики.Москва и Ершалаим.

1

Урок изучения и первично-

го закреп-ления новых знаний

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.

Показать своеобразие стиля писателя

Групповая работа, сообщения учащихся,

Понять, что «Мастер и Маргарита» - «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

Образ Воланда и его свиты



65.

Образ Воланда и его свиты.Проблема нравственного выбора в романе.

1

Урок закрепле

ния знаний

Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе.

Анализ библейских глав



66.

Библейские мотивы и образы в романе.Человеческое божественное в образе Иешуа.Фигура Понтия и тема совести.

1

Урок закрепле

ния знаний

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

Кратковременная самостоятельная работа

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав

Составить план развернутого ответа и подготовить сообщение по выбранной теме



67.

Изображение любви как высшей духовной ценности.

1

Комбинированный урок

Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Неразрывность любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

Отв. на вопросы Подготовиться к проверочной работе



68.

Проблема творчества и судьбы художника.

1

Урок контроля,оценки и коррекции знаний учащих

ся

Проследить путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Проверка знания содержания романа

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Составить викторину в 6 вопросов для взаимопроверки знания текста



69.

Смысл финальной главы романа.Роль эпиграфа.

1

Урок контроля,оценки и коррекции знаний учащих

ся

Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения,

особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе

Материалы к сочинению



70.

Р.Р.Сочинение по творчеству Булгакова.

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Заключительный контроль. Классное сочинение


сочинение



71.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.Повесть «Котлован».Традиции Салтыкова-Щедрина.Высокий пафос и острая сатира в повести.Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Показать актуальность и вневременную ценность произведения А.Платонова

Предвари

тельный контроль

Понять оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Смысл трагического финала повести «Котлован».Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.


Подготовить

сообщения о писателе. Задания по группам



72.

«Непростые» и простые герои Платонова.Тема смерти в повести.Самобытность языка и стиля писателя.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Показать философский, обобщающий смысл категории пространства и времени в повести «Котлован»

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Знать основные биографические сведения о писателе соотнести его произведение с литературными и историческими событиями эпохи

Перечитать роман Набокова «Машенька»



73.

В.В.Набоков.Драматизи эмигрантского небытия героев «Машеньки».Образ Ганина и тип «героя компромисса»».Словесная пластика Набокова.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Объяснить значение образов для понимания художественного замысла Набокова.

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Знать основные биографические сведения о писателе соотнести его произведение с литературными и историческими событиями эпохи

Сообщения о жизни и творчестве Шолохова



74.

М.А.Шолохов.Жизнь и творчество.История создания романа «Тихий Дон»

1

Комбинирован

ный урок

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.


Постановка вопросов по теме урока

Знать основные биографические сведения о писателе соотнести его произведение с литературными и историческими событиями эпохи

Статья учебника,ответы на вопросы



75.

Широта эпического повествования.Сложность авторской позиции.Система образов в романе.

1

Комбинированный урок

Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев романа.

Текущий контроль Постановка вопросов по теме урока

Умение выявлять авторскую позицию через анализ сюжета,пейзажа,портрета,название.

1-2 части читать



76.

Семья Мелеховых.Быи и нравы донского казачества.

1

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Показать жизнь донского казачества на примере семьи Мелеховых

Устная проверка знаний

Умение делать самостоятельные выводы

Сообщение «Изображение гражданской войны в романе»



77.

Глубина постижения исторических процессов в романе.Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.

1

Урок совершенствования знаний

Показать трагизм времени

.Пересказ эпизодов,, работа по карточкам

Уметь давать оценку произведения в контексте художественной культуры и традиции

«В чём преступление и наказание Григория Мелехова?»



78.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни «Вечные» темы в романе:человек и история,война и мир,личность и масса.

1

Урок закрепле

ния знаний

Графическое изображение поворотов судьбы Григория Мелехова.

Характеристика героя

Умение грамотно строить монологическое высказывание.

«В чём трагедия Григория Мелехова?» письменные ответ на вопрос



79.

Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы в романе.

1

Урок совершенствования знаний

Уяснить нравственные уроки Шолохова, главные ценности, о которых говорит писатель

Текущий контроль Постановка вопросов по теме урока

Умение давать сопоставительную характеристику.

Сообщение «Значение пейзажа в романе»



80.

Функция пейзажа в романе.Смыслфинала.Художественное своеобразие романа.Язык прозы Шолохова.

1

Урок обобщения

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Умение делать выводы,проводить аналогии

Подготовить материалы к сочинению



81.

Р.Р.Сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон»

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Заключительный контроль. Классное сочинение


Сочинение



82-83.

Обзор русской литературы второй половины ХХвека.

Великая Отечественная война и её художественное осмысление. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.Литературно-художественные журналы,их место в общественном сознании.Постановка острых нравственных и социальных проблем.Поэтическиеискания.Развитие традиционных тем русской лирики.

2

Урок изучения и первично-

го закреп-ления новых знаний

Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние

Текущий контроль.

Групповая работа, сообщения учащихся

Знание литературных особенностей эпох «оттепели» и «застоя»; умение проводить параллели и обобщать

Сообщение о творчестве Твардовского



84.

А.Т.Твардовский.Жизнь и творчество.Исповедальный характер лирики Твардовского.Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

Предварительный контроль. Устная проверка знаний

Понять, что «любовь к правде сущей» - основной мотив лирическо-го эпоса» А.Т.Твардовского. Память войны, тема нравствен-ных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет.

Задания по группам



85.

Тема памяти в лирике Твардовского.Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

1

Комбинирован

ный урок

Определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти»

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Философская проблематика поздней лирики поэта. Знать, что поэма «По праву памяти» - поэма-завещание, в которой темы прошлого, настоя-щего и будущего раскрыты в свете исторической памяти, уроков пережитого.

Сообщение о жизни и творчестве Шаламова.



86-87.

В.Т.Шаламов.Жизнь и творчество (обзор).Рассказы «Одиночный замер», «Шоковая терапия». История создания книги «Калымских рассказов».Своеобразие раскрытия «лагерной» темы.Характер повествования.

2

Урок изучения и закрепле

ния знаний

Представить творчество Шаламова с точки зрения продолжения традиций русской литературы

Текущий контроль.

Групповая работа, сообщения учащихся

Понять оригинальность, самобытность художественного мира писателя.

Рассказы Солженицына читать



88.

А.И.Солженицын.Жизнь и творчество.Своеобразе раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Попытаться понять, каким видится писателю феномен простого человека. Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения

Текущий контроль.

Групповая работа, сообщения учащихся

Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве писателя

вопросы учебника,роман «Архипелаг ГУЛАГ» перечитать



89.

«Архипелаг ГУЛАГ».Тема.Системаобразов.Характеры.Отображение эпохи в романе.

1

Комбинирован

ный урок

. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Умение анализировать текст

сочинение-миниатюра «Герои времени»




90.

Проза второй половины ХХ века.

В.М.Шукшин.Изображене народного характера и картин народной жизни в рассказах.Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры.


1

Урок изучения и закрепления знаний

Раскрыть идею и художественные особенности рассказов

Предварительный контроль. Фронтальный опрос

Знать, что «народ» и «публика» - два нравственно-общественных полюса в прозе В.М.Шукшина

Рассказы Астафьева читать



91.

В.П.Астафьев.НатурфилософияАстафьева.Человек природа. «Жестокий» реализмпозднего творчества писателя. «Царь-рыба», «Людочка».

1

Комбинирован

ный урок

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их.

Групповая работа.

Текущий контроль,

сообщения учащихся

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

«Прощание с Матёрой» читать групповые задания



92.

В.Г.Распутин.Проблематика повети «Прощание с Матёрой» и её связь с традицией классической русской прозы.Темапамяти.Образыстариков.Символическе образы в повести.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их.

Групповая работа.

Текущий контроль,

сообщения учащихся

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

«Особенности «деревенской» прозы» сочинение-вывод



93.

Поэзия второй половины ХХ века.

Н.М.Рубцов.Своеобразие художественного мира Рубцова.Тревога за настоящее и будущее России.Есеннскиетрадции в лирике Рубцова.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение



Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Умение делать выводы,проводить аналогии

анализ стихотворения,сообщения



94.

И.А.Бродский.Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселённом пространств»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выявить идейно-художественную задачу Бродского

Групповая работа.

Текущий контроль,

сообщения учащихся

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

«Утиная охота» перечитать.

анализ стихотворения



95.

Б.Ш.Окуджава.Особенности «бардовской « поэзии 60 годов.Арбат как художественная Вселенная. Обращение к романтической традиции.Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить с понятием «бардовская» песня,показать её особенности на примере творчества Окуджавы

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

Умение делать выводы,проводитьаналогии

Сообщения



96.

Драматургия второй половины ХХ века.

А.В.Вампилов. «Утиная охота»:проблематика,основной конфликт и система образов; своеобразие композиции.ОбразЗилова.Смысл финала пьесы.

1


Познакомить учащихся с особенностями драматургии Вампилова

Групповая работа.

Текущий контроль,

сообщения учащихся

Видеть традицию и новаторство в в драматургии Вампилова.

Читать анализиро

вать пьесу



97.

Обзор литературы последнего десятилетия (обзор).

Основные тенденции современного литературного процесса.Постмодернизм.Последние публикации в журналах.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их.

Конспект лекции

Умение конспектировать лекцию,правильно строить монологический ответ, рассуждать

Собрать материалы к сочинению



98.

Р.Р.Сочинение по русской литературе ХХ века.

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Заключительный контроль. Классное сочинение


сочинение



99.

Зарубежная литература.

Обзор зарубежной литературы ХХ века .Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы ХХ века.Проблемысомопознания,нравственноговыбора.Основные направления в литературе.Реализм и модернизм.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомить учащихся с произведениями зарубежной литературы

Конспект лекции

Умение конспектировать лекцию,правильно строить монологический ответ, рассуждать

«Пигмалион» читать



100.

Б.Шоу.Жизнь и творчество.Пьеса «Пигмалион».Своеобразие конфликта в пьесе.Англия в изображении Шоу.Приёмиронии.Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей.Чеховские традиции в творчестве Шоу.

1

Комбинированный урок

Показать своеобразие стиля драматурга. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение



Групповая работа.

Текущий контроль,


Уметь отразить главное в тексте, аргументировано сформулировать свое отношение к теме.

сообщения



101.

Г.Аполлинер.Жизнь и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо».Непосредственность чувств,характер лирического переживания.Особенности ритмики и строфики.Экспериментальная направленность поэзии.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение



Текущий контроль,

сообщения учащихся

Уметь давать оценку произведения в контексте художественной культуры и традиции

«Старик и море» читать



102.

Э.Хемингуэй.Жизнь и творчество.Повесть «Старик и море»:проблематика,раздумья о человеке.ОбразСантьяго.Роль художественной детали и реалистической смволики в повести.Своеобразие стиля Хемингуэя.

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Групповая работа.


Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению










Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 11 класса учащиеся должны: знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX -XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - поиска нужной информации в справочных материалах;

  • - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

  • - ведения аргументированной полемики;

  • - определения круга чтения и оценки литературных произведений;

  • - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., ЧалмаевВ.А.М.:«Русское слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

  2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. - Москва: «Просвещение», 1990.

  4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.

  7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

  8. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.

  9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

  10. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.

  11. Конспекты уроков литературы. 5 - 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.

  12. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. - Казань: РИЦ «Школа»,2007.


© 2010-2022