- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по теме В. Шекспир. Ромео и Джульетта (8 класс)
Урок литературы по теме В. Шекспир. Ромео и Джульетта (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иконникова С.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 8 классе
Тема Трагедия В..Шекспира «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и предрассудков. Понятие о трагедии, драматургическом конфликте.
Цель урока:
Оборудование: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта», иллюстрация с изображением Вероны, музыкальный фрагмент из серии «Музыка Возрождения»
Ход урока
На фоне звучащего музыкального фрагмента из серии «Музыка Возрождения» танцуют в паре двое учеников в костюмах Ромео и Джульетты.
Учитель
Вы спросите, куда попали мы?
В Верону! Да-да, туда, в то место,
Что прославили своей любовью
Два сердца милые - Ромео и Джульетта.
Вы знаете, в Вероне есть театр,
В котором почитается за честь
Сыграть Ромео иль Джульетту.
Давайте мы зайдем туда, пока кругом глухая ночь
Вы слышите, там чьи-то голоса.
Как звонки ночью голоса влюбленных,
Давайте тихо их послушаем…
( дети разыгрывают сцену свидания Ромео и Джульетты ( сцена 2)
Учитель
Так хочется остаться здесь и слушать,
Но долг наш требует начать свое сегодня представленье
Итак, откроем занавес, начнем!
Сегодня на уроке мы должны узнать
Побольше о трагедии как жанре,
Раскрыть конфликт и проследить сюжет,
И дать характеристику героям.
( дети в классе сидят по группам)
Для этого дано было задание по группам:
Итак, заданье первой группы - сюжет исследовать,
Второй - конфликт раскрыть,
А третьей - познакомить нас поближе с героями трагедии.
Сегодня на уроке работа есть и хроникерам,
Их задача - за всеми проследить, послушать,
Дать оценку, и, может быть, помочь.
( 2 ученика избраны хроникерами заранее)
Учитель
Я не заметила, что говорю стихами,
Но… лучше, чем Шекспир не скажешь,
Поэтому мы переходим к прозе.
Вопросы к классу :
-
Что такое трагедия?
-
Что такое сюжет произведения?
-
Дайте понятие драматургического конфликта
( все сведения по теории литературы записаны на листках, находящихся на каждой парте в качестве дополнительного материала к уроку)
-
Предлагается каждой группе познакомить всех с выполненным домашним заданием.
Выступление каждой группы
1 группа
Сюжет трагедии
Юные герои выросли и живут в обстановке вековечной вражды их семейств. Монтекки и Капулетти уже забыли, с чего началась между ними борьба, но они фанатично воюют друг с другом, и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни.
Итак, Верона: чем живет город, что интересует его жителей, что они ценят в жизни. Ведь каждый город в той или иной степени формирует и характеры, и судьбы горожан. Вот что говорит о горожанах Вероны Меркуцио, рассказывая Ромео о королеве снов Маб:
Она пересекает по ночам
Мозг любящих, которым снится нежность,
Горбы вельмож, которым снится двор,
Усы судей, которым снятся взятки…
Или вот
Подкатит к переносице сутяги,
И он почует тяжбы аромат.
Щетинкой под ноздрею пощекочет
У пастора, и тот увидит сон
О прибыльности нового прихода…
Как нам представляется, это город, где за внешним обликом добропорядочности и благочинности кроются кипящие внутри ненависть и нетерпимость, своеволие и мстительность. Возникает вопрос: в се ли люди в этом городе живут по этим волчьим законам? Конечно, не все. Есть группа персонажей трагедии, которая уже хочет жить по иным законам. Именно в этой среде вспыхивает взаимная любовь молодого Ромео( сына Монтекки) к юной Джульетте ( дочери Капулетти). Этой любви придется пройти разные жизненные испытания.
Вот как о сюжете своей трагедии сказал сам Шекспир:
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Как жаль, что трагический конец неминуем! Но в этом и суть трагедии как жанра драмы.
Напомним:
Трагедия - это вид искусства, с наибольшей силой изображающего зло и противоречия действительности. В основе трагедии всегда неразрешимый конфликт, приводящий к смерти главного героя.
Мы знаем, что трагедия как жанр была создана в Древней Греции. В историю трагедии вошли имена Эсхила, Софокла. Как мне кажется, Шекспир тоже занял в этом ряду достойное место, т.к. внес в содержание ее человеческую струю, наделив героев настоящими человеческими страстями, мыслями, поступками. Он сохранил форму, наполнив ее человеческим содержанием.
2 группа
Конфликт в трагедии
В чем своеобразие конфликта в трагедии?
На поверхности явно представлен первый конфликт: с одной стороны - междоусобные бои, которые ведут семьи Монтекки и Капулетти, с другой стороны люди, которые уже не хотят жить по старым законам феодальной чести. Это Ромео и Джульетта, которые готовы забыть свои фамилии ради своей любви, Это Меркуцио, друг Ромео, Это монах Лоренцо, который готов помочь Ромео и Джульетте в спасении их любви во имя того, чтобы примирить их семьи.
Другой конфликт происходит в семье Капулетти. Отец выбрал в мужья Джульетте Париса, не спрашивая ее согласия. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца, она борется за право на брак по любви.
И первый, и второй конфликт неразрешимы были во времена Шекспира, но автор вызывает у зрителей-современников сочувствие гуманистической идее свободы выбора детьми того, с кем они хотят связать свою жизнь.
Мы, современные читатели, понимаем, как тяжело было влюбленным Ромео и Джульетте заслужить право на любовь в этом бесчеловечном мире.
С чувством великого сострадания к Джульетте мы читаем диалог отца и дочери:
Капулетти
И если ты мне дочь, то выйдешь замуж,
А если нет, скитайся, голодай
И можешь удавиться: бог свидетель,
Тебе я больше не отец.
Так вот подумай. Это ведь не шутки.
Джульетта
Ужель нет состраданья в небесах?
Им видно ведь насквозь мое несчастье.
Нет ей сострадания на земле, она ищет его на небесах
3 группа
Герои трагедии
Рассказ о Джульетте
Несмотря на ее юность, Джульетта обладает богатейшим духовным миром. Она умна не по летам, ее сердце открыто для большого чувства.
В первом объяснении с Ромео Она говорит о своем чувстве:
Моя любовь без дна, а доброта-
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче!
Она непосредственна в своем признании Ромео, смущена, когда узнает, что он слышит ее. Убедившись в том, что Ромео ее тоже любит, она более решительна, чем он. Она согласна на все, и даже на мнимую смерть, чтобы быть рядом с тем, кого она безгранично любит.
И когда проснувшись в склепе, она видит мертвого Ромео, она, не раздумывая, кончает с собой, ибо жить без Ромео она не может!
Душа Ромео так же чиста. Увидев Джульетту лишь один раз, он полюбил ее сразу. Отныне лишь одно желание живет в Ромео - быть рядом с той, о которой он говорит:
О милая! О жизнь моя! О радость!
Стоит, сама не зная, кто она.
Или вот:
Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
Ты реешь , как крылатый вестник неба…
Любовь Ромео к Джульетте так сильна, что он ее и мертвую не уступает Парису. В жизни и смерти она должна принадлежать только ему одному. У видев спящую Джульетту и приняв ее за умершую, Ромео не раздумывая уходит из жизни, так как жизнь без Джульетты для него немыслима.
Могло ли все произойти иначе?
Трагедия и состоит в том, что только любовь героев, принесенная в жертву, могла остановить вражду между их семьями.
Слово хроникерам
Хроникеры
- Наблюдая за работой групп, у нас возникло несколько вопросов к каждой из них:
1.Как вы думаете, почему события трагедии происходят в итальянском городе Вероне, а не в Англии?
2. Считаете ли вы верным поведение Джульетты по отношению к своим родны м, которые желают выдать ее замуж за обеспеченного человека, который тоже ее любит?
3. Как, по вашему, изменила любовь героев - Ромео и Джульетту?
Работа в группах
- Группам дается задание: подобрать определения-ассоциации к словам
Каждое определение начинается с буквы, входящей в слово, но соответствующее теме
Образец:
Т - трагическая, трогательная
Р- роковая
А - актуальная
Г- героическая
Е- естественная
Д- драматичная, душеволнующая
И- интересная
Я- яркая
К- критический
О- острый
Н- непримиримый, накаленный
Ф- фатальный
Л- личностный, лирический
И- исключительный
К- кровный
Т- трогательный
Г - героические
Е- естественные
Р- романтические
О- откровенные
И- исключительные
-
Если хватит времени, поработать со словами:
Р - романтичный, решительный
О- обаятельный
М- мечтательный
Е- естественно ведущий себя
О- ответственный
Д - добрая, душевная
Ж- живая, жизнерадостная
У- упорная в достижении цели
Л- лоюбящая
Ь
Е-естественная
Т- творяшая добро
Т- трепетная, терпеливая
А- активная
- Завершить работу в группах можно со словом, которое как бы объединяет все сведения об эпохе, в которой была создана трагедия «Ромео и Джульетта»
В- ВЫЗОВ
О-ОТКРЫТОСТБЬ
З- ЗНАНИЕ ЖИЗНИ
Р-РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
О - ОЧАРОВАНИЕ
Ж - ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
Д-ДОСТОВЕРНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ
Е- ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Н-НАСТОЙЧИВОСТЬ
И- ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ
Е - ЕДИНЫЙ В СВОЕМ РОДЕ СТИЛЬ ОТОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ
Заключительное слово учителя
К концу подходит наше представленье,
И, следуя законам жанра,
Мы честь должны отдать в конце создателю-
Великому Шекспиру,
Поэтому пред ним великим нужно встать,
Поклон и честь отдать аплодисментами
Поизнести слова, что рвутся из души,
И я начну:
«Виват, великий мастер!!»
А вы продолжите…
Ученики
Да здравствует Шекспир!
Домашнее задание: выучить монологи Ромео и Джульетты, составить цитатный план-характеристику каждого из главных героев.
В
О
З
Р
О
Ж
Д
Е
Н
И
Е
Т
Р
А
Г
Е
Д
И
Я
К
О
Н
Ф
Л
И
К
Т
Г
Е
Р
О
И