Урок литературы по теме В. Шекспир. Ромео и Джульетта (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе

Тема Трагедия В..Шекспира «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и предрассудков. Понятие о трагедии, драматургическом конфликте.

Цель урока:

Оборудование: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта», иллюстрация с изображением Вероны, музыкальный фрагмент из серии «Музыка Возрождения»


Ход урока

На фоне звучащего музыкального фрагмента из серии «Музыка Возрождения» танцуют в паре двое учеников в костюмах Ромео и Джульетты.

Учитель

Вы спросите, куда попали мы?

В Верону! Да-да, туда, в то место,

Что прославили своей любовью

Два сердца милые - Ромео и Джульетта.

Вы знаете, в Вероне есть театр,

В котором почитается за честь

Сыграть Ромео иль Джульетту.

Давайте мы зайдем туда, пока кругом глухая ночь

Вы слышите, там чьи-то голоса.

Как звонки ночью голоса влюбленных,

Давайте тихо их послушаем…

( дети разыгрывают сцену свидания Ромео и Джульетты ( сцена 2)

Учитель

Так хочется остаться здесь и слушать,

Но долг наш требует начать свое сегодня представленье

Итак, откроем занавес, начнем!

Сегодня на уроке мы должны узнать

Побольше о трагедии как жанре,

Раскрыть конфликт и проследить сюжет,

И дать характеристику героям.

( дети в классе сидят по группам)

Для этого дано было задание по группам:

Итак, заданье первой группы - сюжет исследовать,

Второй - конфликт раскрыть,

А третьей - познакомить нас поближе с героями трагедии.

Сегодня на уроке работа есть и хроникерам,

Их задача - за всеми проследить, послушать,

Дать оценку, и, может быть, помочь.

( 2 ученика избраны хроникерами заранее)


Учитель

Я не заметила, что говорю стихами,

Но… лучше, чем Шекспир не скажешь,

Поэтому мы переходим к прозе.

Вопросы к классу :

  1. Что такое трагедия?

  2. Что такое сюжет произведения?

  3. Дайте понятие драматургического конфликта

( все сведения по теории литературы записаны на листках, находящихся на каждой парте в качестве дополнительного материала к уроку)


  • Предлагается каждой группе познакомить всех с выполненным домашним заданием.

Выступление каждой группы

1 группа

Сюжет трагедии

Юные герои выросли и живут в обстановке вековечной вражды их семейств. Монтекки и Капулетти уже забыли, с чего началась между ними борьба, но они фанатично воюют друг с другом, и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни.

Итак, Верона: чем живет город, что интересует его жителей, что они ценят в жизни. Ведь каждый город в той или иной степени формирует и характеры, и судьбы горожан. Вот что говорит о горожанах Вероны Меркуцио, рассказывая Ромео о королеве снов Маб:

Она пересекает по ночам

Мозг любящих, которым снится нежность,

Горбы вельмож, которым снится двор,

Усы судей, которым снятся взятки…


Или вот

Подкатит к переносице сутяги,

И он почует тяжбы аромат.

Щетинкой под ноздрею пощекочет

У пастора, и тот увидит сон

О прибыльности нового прихода…

Как нам представляется, это город, где за внешним обликом добропорядочности и благочинности кроются кипящие внутри ненависть и нетерпимость, своеволие и мстительность. Возникает вопрос: в се ли люди в этом городе живут по этим волчьим законам? Конечно, не все. Есть группа персонажей трагедии, которая уже хочет жить по иным законам. Именно в этой среде вспыхивает взаимная любовь молодого Ромео( сына Монтекки) к юной Джульетте ( дочери Капулетти). Этой любви придется пройти разные жизненные испытания.

Вот как о сюжете своей трагедии сказал сам Шекспир:

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

Как жаль, что трагический конец неминуем! Но в этом и суть трагедии как жанра драмы.

Напомним:

Трагедия - это вид искусства, с наибольшей силой изображающего зло и противоречия действительности. В основе трагедии всегда неразрешимый конфликт, приводящий к смерти главного героя.

Мы знаем, что трагедия как жанр была создана в Древней Греции. В историю трагедии вошли имена Эсхила, Софокла. Как мне кажется, Шекспир тоже занял в этом ряду достойное место, т.к. внес в содержание ее человеческую струю, наделив героев настоящими человеческими страстями, мыслями, поступками. Он сохранил форму, наполнив ее человеческим содержанием.

2 группа

Конфликт в трагедии

В чем своеобразие конфликта в трагедии?

На поверхности явно представлен первый конфликт: с одной стороны - междоусобные бои, которые ведут семьи Монтекки и Капулетти, с другой стороны люди, которые уже не хотят жить по старым законам феодальной чести. Это Ромео и Джульетта, которые готовы забыть свои фамилии ради своей любви, Это Меркуцио, друг Ромео, Это монах Лоренцо, который готов помочь Ромео и Джульетте в спасении их любви во имя того, чтобы примирить их семьи.

Другой конфликт происходит в семье Капулетти. Отец выбрал в мужья Джульетте Париса, не спрашивая ее согласия. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца, она борется за право на брак по любви.

И первый, и второй конфликт неразрешимы были во времена Шекспира, но автор вызывает у зрителей-современников сочувствие гуманистической идее свободы выбора детьми того, с кем они хотят связать свою жизнь.

Мы, современные читатели, понимаем, как тяжело было влюбленным Ромео и Джульетте заслужить право на любовь в этом бесчеловечном мире.

С чувством великого сострадания к Джульетте мы читаем диалог отца и дочери:

Капулетти

И если ты мне дочь, то выйдешь замуж,

А если нет, скитайся, голодай

И можешь удавиться: бог свидетель,

Тебе я больше не отец.

Так вот подумай. Это ведь не шутки.

Джульетта

Ужель нет состраданья в небесах?

Им видно ведь насквозь мое несчастье.

Нет ей сострадания на земле, она ищет его на небесах

3 группа

Герои трагедии

Рассказ о Джульетте

Несмотря на ее юность, Джульетта обладает богатейшим духовным миром. Она умна не по летам, ее сердце открыто для большого чувства.

В первом объяснении с Ромео Она говорит о своем чувстве:

Моя любовь без дна, а доброта-

Как ширь морская. Чем я больше трачу,

Тем становлюсь безбрежней и богаче!

Она непосредственна в своем признании Ромео, смущена, когда узнает, что он слышит ее. Убедившись в том, что Ромео ее тоже любит, она более решительна, чем он. Она согласна на все, и даже на мнимую смерть, чтобы быть рядом с тем, кого она безгранично любит.

И когда проснувшись в склепе, она видит мертвого Ромео, она, не раздумывая, кончает с собой, ибо жить без Ромео она не может!

Душа Ромео так же чиста. Увидев Джульетту лишь один раз, он полюбил ее сразу. Отныне лишь одно желание живет в Ромео - быть рядом с той, о которой он говорит:

О милая! О жизнь моя! О радость!

Стоит, сама не зная, кто она.

Или вот:

Светлый ангел,

Во мраке над моею головой

Ты реешь , как крылатый вестник неба…

Любовь Ромео к Джульетте так сильна, что он ее и мертвую не уступает Парису. В жизни и смерти она должна принадлежать только ему одному. У видев спящую Джульетту и приняв ее за умершую, Ромео не раздумывая уходит из жизни, так как жизнь без Джульетты для него немыслима.

Могло ли все произойти иначе?

Трагедия и состоит в том, что только любовь героев, принесенная в жертву, могла остановить вражду между их семьями.


Слово хроникерам

Хроникеры

- Наблюдая за работой групп, у нас возникло несколько вопросов к каждой из них:

1.Как вы думаете, почему события трагедии происходят в итальянском городе Вероне, а не в Англии?

2. Считаете ли вы верным поведение Джульетты по отношению к своим родны м, которые желают выдать ее замуж за обеспеченного человека, который тоже ее любит?

3. Как, по вашему, изменила любовь героев - Ромео и Джульетту?


Работа в группах

- Группам дается задание: подобрать определения-ассоциации к словам

Каждое определение начинается с буквы, входящей в слово, но соответствующее теме

Образец:

Т - трагическая, трогательная

Р- роковая

А - актуальная

Г- героическая

Е- естественная

Д- драматичная, душеволнующая

И- интересная

Я- яркая

К- критический

О- острый

Н- непримиримый, накаленный

Ф- фатальный

Л- личностный, лирический

И- исключительный

К- кровный

Т- трогательный

Г - героические

Е- естественные

Р- романтические

О- откровенные

И- исключительные


  • Если хватит времени, поработать со словами:

Р - романтичный, решительный

О- обаятельный

М- мечтательный

Е- естественно ведущий себя

О- ответственный

Д - добрая, душевная

Ж- живая, жизнерадостная

У- упорная в достижении цели

Л- лоюбящая

Ь

Е-естественная

Т- творяшая добро

Т- трепетная, терпеливая

А- активная

- Завершить работу в группах можно со словом, которое как бы объединяет все сведения об эпохе, в которой была создана трагедия «Ромео и Джульетта»

В- ВЫЗОВ

О-ОТКРЫТОСТБЬ

З- ЗНАНИЕ ЖИЗНИ

Р-РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

О - ОЧАРОВАНИЕ

Ж - ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Д-ДОСТОВЕРНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Е- ЕСТЕСТВЕННОСТЬ

Н-НАСТОЙЧИВОСТЬ

И- ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ

Е - ЕДИНЫЙ В СВОЕМ РОДЕ СТИЛЬ ОТОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ


Заключительное слово учителя

К концу подходит наше представленье,

И, следуя законам жанра,

Мы честь должны отдать в конце создателю-

Великому Шекспиру,

Поэтому пред ним великим нужно встать,

Поклон и честь отдать аплодисментами

Поизнести слова, что рвутся из души,

И я начну:

«Виват, великий мастер!!»

А вы продолжите…

Ученики

Да здравствует Шекспир!

Домашнее задание: выучить монологи Ромео и Джульетты, составить цитатный план-характеристику каждого из главных героев.





В

О

З

Р

О

Ж

Д

Е

Н

И

Е

Т

Р

А

Г

Е

Д

И

Я


К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т


Г

Е

Р

О

И


© 2010-2022