- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме: Простые и сложные предложения с союзом и
Урок русского языка по теме: Простые и сложные предложения с союзом и
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кох-Мясникова А.Н. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку для 5 класса
Тема урока: Простые и сложные предложения с союзом и.
Цель урока: Показать структурные различия между простыми и сложными предложениями с союзом и.
Задачи урока: закрепить теоретические знания по теме «Простое предложение»; научить различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении, правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения; показать роль союза и в простом и сложном предложениях; научить составлять схемы простых и сложных предложений.
Ресурсы урока: для проведения фронтального опроса по теме «Простое предложение» необходимы открытки в виде осенних листьев, на которых будут написаны теоретические вопросы и которыми будет украшена классная доска, а также необходимо заранее написать текст стихотворения с ошибками на боковой доске или дать в виде слайда, используя интерактивную доску.
Методические приемы: объяснение учителя, субъективация знаний, речемыслительная деятельность учащихся, реализация межпредметной связи с литературой.
Ход урока:
Слово учителя.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят.
Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!..
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
Ребята, не правда ли великолепная картина осени нарисована в этом стихотворении? А нарисовал ее Аполлон Майков - замечательный певец русской природы, мастер чистого и трогательного среднерусского пейзажа. Золотая осень своим разноцветным ковром из листьев закрыла не только землю, но и нашу доску, и мы, к сожалению, не можем начать урок, пока ее не очистим.
Задание: очисти доску - ответь на теоретический вопрос (ученик подходит к доске, выбирает понравившийся ему осенний листок, читает вопрос, отвечает на него, при затруднении отвечающего другие ученики имеют право ответа)
-
Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Приведите примеры.
-
Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете? Приведите примеры.
-
Какие предложения бывают по наличию грамматических основ? Приведите примеры.
-
Какие предложения бывают по наличию главных членов предложения? Приведите примеры.
-
Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? Приведите примеры.
-
Что называется грамматической основой? Какой член предложения называется подлежащим, какой сказуемым?
-
Какие второстепенные члены предложения вы знаете? Приведите примеры.
-
Какой раздел науки о языке называется синтаксисом?
-
Что мы называем обращением? Приведите примеры.
-
Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
-
Чем может быть осложнено простое предложение? Приведите примеры.
Вы - молодцы, вы справились с осенним листопадом, и наша доска готова к работе. Но сегодня действительно необычный урок. Когда я готовилась к уроку, я очень торопилась и попросила мне помочь, написать стихотворение на доске, но мой помощник оказался совершенно безграмотным и только все испортил. Я уверена, что вы мне поможете, и исправите в тексте ошибки.
Задание: Поработаем корректором - исправим ошибки (корректор находит ошибку, объясняет орфограмму, подбирает проверочное слово или рассказывает правило, объясняющее правописание данного слова).
Кроет уж лист залатой (золото, позолоченный)
Влажную землю в лису (лес)…
Смело тапчу (топчет) я нагой (ноги)
Вешнюю леса красу.
С холаду (холодный) щеки горят
Любо в лесу мне бижать (бег),
Слушать, как сучья трищат (треск),
Листья нагой (ноги) загрибать (греб)!..
Долго на листьях лижит (лег)
Ночи морос (морозит) и сквось (сквозит) лес
Холадно (холодный) как-то глидит (взгляд)
Ясность прозрачных нибес (небо).
И с этим заданием вы справились успешно, молодцы!
Задание: синтаксический разбор простого и сложного предложений (разбор сложного предложения можно делать не полностью, так как в контексте данного урока эта информация важна в меньшей степени).
нареч. пред. сущ. мест. глаг. союз сущ. сущ. глаг.
Любо в лесу мне бежать и листья ногой загребать. (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)
[ и ]
нареч. пред. сущ. глаг. сущ. сущ. союз пред. сущ. нареч. нареч.
Долго на листьях лежит ночи мороз, и сквозь лес холодно как-то
глаг. сущ. прилаг. сущ.
глядит ясность прозрачных небес. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, состоит из двух простых предложений, связанных союзом и, разделенных запятой)
[ ], и [ ]
Вывод: Чем похожи данные предложения?
Чем они различны?
Какова роль союза и в данных предложениях?
Как расставляются знаки препинания в данных предложениях?
Задание на закрепление материала: (записать предложения, выделить грамматические основы, составить схемы предложений)
Присяду на камень и слушаю иволги плач.
[ и ]
Неслись мимо леса, и мелькали реки.
[ ], и [ ]
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
[ и ]
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
[ и ]
Улетает с цветка тяжелый шмель, и цветок слегка качается.
[ ], и [ ]
Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
[ ], и [ ]
Легкий ветерок пробежал по саду и затих.
[ и ]
Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.
[ ], и [ ]
Итог урока: Давайте подведем итог нашего занятия. С каким настроением вы уйдете с урока? Соответствует ли оно осеннему, печальному, или, может быть, радостному, летнему. Это настроение связано с вашими успехами на уроке? (Момент рефлексии, обмен мнениями, выставление оценок)
Кох-Мясникова А.Н.
учитель русского языка и литературы
Таганрогская санаторная школа-интернат