УРОК Лингвистический анализ текста Н. Сладкова Золотой дождь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Лингвистический анализ текста. Презентация написанных учениками миниатюр.

Абрарова Зульфия Габдрахмановна-учитель русского языка и

литературы.

Цель урока:

-научить детей проведению лингвистического анализа текста;

-способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения;

-заинтересовать учащихся проводимым на уроке анализом текста, сохранив его целостное восприятие;

-самораскрытие учащихся через презентацию написанных ими работ;

-формирование умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах.

Подготовка к уроку.

До начала урока необходимо подготовить специальный раздаточный материал- текст Н. Сладкова «Золотой дождь», подколотый к двойному тетрадному листу таким образом, чтобы страница справа была свободна. На ней ребята по ходу работы с текстом будут делать вместе с учителем необходимые записи. Каждое предложение текста желательно записать с новой строки для удобства анализа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Психологическая подготовка к теме урока.

Примерные вопросы для беседы:

-Какое время года вы любите больше всего и почему?

-Как вы относитесь к осени?

-Что в осенних изменениях природы вам нравится больше всего?

-Какие приметы осени вы могли бы назвать? Как бы вы рассказали об этом времени года, например, жителям тропиков, которые не знают, что такое осень в нашем понимании?

- Все ли люди одинаково воспринимают осень и те изменения, которые происходят в это время года?

Учитель. Итак, каждый из нас видит происходящие в природе изменения, но реагирует на них различно. У кого-то щемит сердце при виде улетающих на юг птиц и печальном шелесте листьев под ногами, кого-то восхищает необычайная красота пестрого осеннего леса. Кто-то безразличен к этим изменениям. Но есть люди, которые видят все. Что происходит вокруг них, удивительно ярко и отчетливо, реагируют на малейшие изменения природы. А если такой человек вдобавок ко всему наделен чувством слова, то он выражает свои чувства, мысли, настроения на бумаге, как это делают писатели. Благодаря этому, мы с вами можем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать, со-радоваться, читая: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Но читая стихи одного, другого, третьего поэта, описание осени у разных писателей, мы видим, что осень у всех разная. Наша задача сегодня заключается в том, чтобы обратиться к нескольким произведениям, посвященным осени. А начнем мы с одной зарисовки писателя Николая Сладкова, творчество которого я очень люблю. Мы постараемся понять особенности его восприятия осени, увидеть своеобразие его речи, понять, как ему удается сказать об обыденном, повседневном так необычно и красиво.

  1. Знакомство с текстом.

Учитель выразительно читает текст.

Золотой дождь.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.

И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Н.Сладков.

4. Лингвистический анализ текста.

- О чем текст? (О листопаде.)

- Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется в тексте? (По смыслу текста.)

- Как вы думаете. А зачем автор называет листопад «золотым дождем», почему бы не сказать просто? ( Н. Сладков хотел показать, что обычное ежегодное явление - листопад - необычно и удивительно красиво, для чего использовал не само слово, отображающее природное явление, а создал образ листопада.)

- Нам необходимо разобраться , как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимаем, о чем идет речь. Необычное начинается с первого предложения: Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. «Переведите» слова автора на обычной язык( учащиеся своими словами рассказывают о переменах в природе, происходящих осенью). Посмотрите, какой многословный у нас получился «перевод», а у Н. Сладкова все - в одном предложении!

- Попробуем по- другому. Я прочитаю вам это предложение, сохранив в нем все слова, но чуть-чуть их изменю: Все лето листья подставляли солнцу свои ладони и щеки, спины и животы. Изменилось ли что-нибудь в предложении? (Исчез, разрушился образ маленького, симпатичного, беззащитного существа.)

-- Почему это произошло? Что я изменила в предложении? (Из слов исчезли уменьшительно - ласкательные суффиксы, и предложение потеряло свое очарование и смысл.)

-- Оказывается, суффиксы играют большую роль, несмотря на то, что они такие маленькие. Без них предложение теряет смысл и красоту, а у вас возникает естественная реакция- смех.

-- Читаем следующее предложение: «И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки, багряными и золотыми». Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет.)

-- Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет (под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску).

-- Как вы считаете, автор не знает этого?( Знает, но ему нужно показать листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)

-- А дальше полная неожиданность. «Налились, отяжелели и потекли». Почему появилось такое необычное и, на первый взгляд, неуместное слово «потекли»? Почему не «закапала»? (Глагол «закапали» передает действия единичных явлений, а глагол «потекли - действия сплошного потока.)

-- Действительно, автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня.

-- А дальше и совсем необычное. «Полетели иволгами… Запрыгали белками… Понеслись куницами…». Как же так? Налились, отяжелели, значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они полетели, запрыгали, понеслись! Может быть, автор ошибся? (Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: багряные и золотые.)

-- Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора - индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. «Характеры» разные, вот и действуют они по-разному.)

-- Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Противоречия нет. Дождь у Н. Сладкова - необычный, золотой. Он следующим предложением это подтверждает: Зашумел в лесу золотой дождь.)

-- Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы, раз автор нам рисует образ, картину «золотого дождя» (главное даже не сама картина, а действия, происходящие на картине.)

-- Представьте себя фотографами и кинооператорами (по вариантам). «Снимите» картину «Золотой дождь». У кого она будет представлена полнее? (Фотография статична, она не отражает действий, изменений, происходящих в природе, она запечатлевает один момент в жизни природы. Фильм, отснятый кинооператором, динамичен, в нем можно показать движения, изменения в природе.)

-- С помощью чего автор показывает нам изменения в осеннем лесу? (С помощью глаголов, которых в тексте очень много.)

-- Действительно, дождь у Н. Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходит изменения, идет своя особенная, загадочная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:

Капля щелкне т- сорвется лист…

Синицы завозятся- листья брызнут…

Ветер налетит - закружится смерч…

Косач вломится - хлынет водопад.

- Кто заметил особенности, «изюминки» этой картины? (Во-первых, на каждое действие в природе листочки отвечают по-своему; во-вторых, все идет по возрастающей: чем сильнее воздействие, тем больше листьев падает с дерева).

-- Обратите внимание на существительное капля. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может совершить капля. (Капнет, растечется, высохнет, упадет…) Но никто из вас не назвал глагол щелкнет. А что может щелкать? (Птицы, бич, дверной замок…) Почему же у Сладкова капля щелкнет? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому, натянутому листочку звучит, как щелчок.)

-- Следовательно, автор нам дает не только зримую, но и звуковую картину. Прочитайте этот текст каждый вслух, негромко, вслушиваясь в звуки текста. У кого самый чуткий слух? Что вы услышали? (Обилие шипящих, свистящих звуков, что соответствует осенним шорохом, шелесту.)

-- Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то очень важное при таком прочтении было потеряно . Что же? (Смерч - пестрый , косач - неуклюжий, водопад - сверкающий.)

-- Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) Да и не только картину. Скажите, как характеризует прилагательное неуклюжий косача? (При помощи данного определения показан характер движений этой птицы.) А какова роль глагола в этом предложении? (Глагол дополняет характеристику птицы: не просто сядет, но вломится.)

-- Мы видим, что у Н. Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Слова вломится и неуклюжий соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.

-- Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь не обычный, а золотой. Рассмотрите следующие предложения: « Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг». Как подчеркивает автор отличие обычного дождя от «золотого»? (При помощи глаголов, обозначающих различные действия, и наречий.)

-- Листья… листья... листья. Три предложения - три повтора слова. В школе учат, что нужно избегать повторов, заменять их синонимами. Давайте отредактируем этот кусочек, избавимся от назойливо повторяющихся слов. (Делать этого не надо, поскольку повторы в данном случае оправданы, необходимы. Они показывают обилие осенних листьев, разгар листопада.)

-- «Шумит золотой дождь», - так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью. Мы видели, как отразил одно из явлений осени - листопад Н. Сладков. Так и другие писатели не копируют жизненные явления, не фотографируют их, а преобразуют, показывают в соответствии со своими идеалами, настроениями, чувствами, в соответствии с замыслом художественного произведения.

Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.



  1. Знакомство учащихся со стихотворениями на тему осени.

(Используется заранее подготовленный раздаточный материал.)

Обиженной девочкой осень

Уходит,

Срывая цветы…

И голая ива маячит

Над синью холодной травы.

И осень.

Как девочка, плачет

Над россыпью алой листвы.

( Ф. Васильев)

Осень листья рассылает,

Золотую стаю,

Не простые, золотые

Я листы читаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо.

Я сижу, читаю.

(А. Барто)

Золотая осень, погоди немножко!

За леса и горы ты не уходи!

На тебе янтарные светятся сережки,

Золотые бусы блещут на груди.

В золотых сапожках ножки - невелички,

Золотой платочек вьется на юру,

А косички, словно у моей сестрички,

У моей сестрички - маленькой Гулру…

(Г. Сулейманова)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

(Ребята отмечают, что у Ф. Васильева осень - обиженная девочка, у А. Барто - почтальон, рассылающий письма - листья. У Г. Сулеймановой - красавица девушка, у И. Бунина - тихая вдова. Дети называют также приметы каждого образа осени.)



  1. Сбор материала к сочинению.

Сейчас мы сами попробуем стать писателями, а писать мы будем об осени, но каждый по- своему. Давайте представим себе осень в различных образах и назовем необходимые атрибуты каждого образа (дети представляют осень-волшебницу (волшебная палочка, слова - заклинания, шапка-невидимка), осень- художницу (особенности осенней палитры, удивительная кисть, которой художник творит ежегодное чудо), осень-почтальона (помощники осени - осенний холодный ветер и улетающие на юг птицы), осень-хулиганку (поджигает костры на деревьях, разбрасывает кучи собранных листьев, брызжет холодным дождем), одни видят осень рачительной хозяйкой, суровой, но справедливой, другие - злобной старухой, третьи - нищенкой; фантазии ребят нет конца: осень - веселая шалунья, баловница; осень- красавица, труженица, разбойница, озорная девчонка, добрая фея, коварная колдунья и т. д.)



  1. Выбор понравившегося образа и написание миниатюры.

  2. Совершенствование написанного и создание книжек- малышек.

Работа над миниатюрами может продолжаться не один день. Учитель, получая работы шестиклассников, просматривает их, указывает на недочеты, ошибки, говорит, как сделать миниатюру лучше, интереснее, подсказывает нужное слово или образ. Необходимо, чтобы ребенок воспринимал редактирование не как наказание, а как необходимое звено творческой работы (ведь и писатели переделывают, переписывают свои работы по многу раз!) Для подобной работы может быть предусмотрен такой стимул, как «издание» лучших сочинений об осени в виде книжек-малышек с иллюстрациями самих учеников.

Заявка

на участие в Республиканском конкурсе методических разработок дополнительного образования детей

Территория Республика Татарстан , Аксубаевский муниципальный район, с. Старые Киязлы

Номинация - социально- педагогическая

Сведения о конкурсанте:

  1. Ф.И.О.- Абрарова Зульфия Габдрахмановна

  2. Дата рождения- 2.01. 1963.

  3. Место работы, должность - МБОУ «Старокиязлинская СОШ», учитель

  4. Адрес места работы, телефон- ул. Центральная, 57, 4-20-40

  5. Домашний адрес, телефон- ул. Центральная, 12.

  6. Сведения об образовании- высшее, КГПИ , истфилфак

  7. Стаж работы- 27 лет

  8. Квалификационная категория- 2

  9. Наименование методической разработки- «Лингвистический анализ текста»

  10. Сколько лет автор реализует данную разработку, ее эффективность и результаты- 7 лет



Руководитель образовательного учреждения____________________________

Подпись и печать



© 2010-2022