- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КИМ по литературе в 9 классе Солженицын
КИМ по литературе в 9 классе Солженицын
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Баргилевич О.В. |
Дата | 22.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
9 класс Контрольная работа А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
Уровень А. Прочитайте вопросы, из предложенных вариантов выберете правильные ответы:
-
К какому литературному направлению можно отнести произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
А. классицизм Б. сентиментализм В. романтизм Г. реализм
-
«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию». Как в литературоведении называется герой, от имени которого идёт повествование?
А. главный Б. внесюжетный В. лирический
-
Из приведённого ниже перечня выберите 3 средства выразительности языка, которые прозвучали в следующем предложении: «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти.»
А. однородные члены предложения В. эпитет Д. антитеза
Б. метафора Г. просторечье
-
Какой предмет преподаёт приезжий учитель?
А. русский язык Б. математика В. физика Г. история
-
«Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги - за…» Как платил колхоз за работу Матрёне?
А. сеном для её козы; Б. картошкой; В. палочками трудодней
-
Как вы понимаете слова «кондовая Россия», «нутряная Россия»?
А. живущая в гармонии с природой; В. сохранившая старые моральные ценности
Б. живущая по старинке, без технического прогресса;
-
«Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё: кошка, мыши и…» Кто ещё жил в избе Матрёны?
А. голуби; Б. тараканы; В. коза
-
Как погибла Матрёна?
А. раздавило поездом; Б. от болезни; В. во время пожара
-
Почему Матрёна живёт одна? Куда делся её муж?
А. пропал на войне; Б. бросил Матрёну; В. погиб, спасая колхозное добро во время пожара
-
Кому Матрёна ещё при жизни отдала свою горницу?
А. своим младшим сёстрам; Б. своей приёмной дочери Кире; В. брату своего мужа
-
Матрёна вышла замуж не за того, кого любила, а за его брата. Когда несостоявшийся жених узнал об этом, он тоже женился. Как он выбрал себе жену?
А. какая первая встретиться на дороге; Б. младшая сестра Матрёны; В. по имени - Матрёна
-
О чем спорили родные Матрёны на её похоронах и поминках?
А. как делить оставшееся имущество; Б. где похоронить Матрёну ;
В. кто виноват в смерти Матрёны
Уровень В. На вопросы В1-В3 дайте односложный ответ, запишите его. При ответе на вопрос В4 требуется установить соответствия между персонажами и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. На вопрос В5 дайте развернутый ответ в 1-2 предложениях.
-
Укажите род и жанр, к которому относится произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
-
Как называется в литературоведении описание помещения: «Дом Матрёны стоял тут же, неподалёку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным оконцем. Дом не низкий - восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.»
-
Как называется в литературоведении описание природы: «Так мы дошли до высыхающей подпруженной речушки с мостиком. Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две - три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
-
Установите соответствия между персонажами и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Фаддей 1)председатель колхоза
Б. Ефим 2)приезжий учитель
В. Игнатич 3)муж Матрёны
4)брат Матрёниного мужа
5. Как в произведении прозвучала тема «маленького человека»? Сопоставьте с тем произведением, где она прозвучала впервые (указать героя, название произведения и его автора)
Уровень С. Для выполнения этой части задания выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С1, С2 или С3). Укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему. Опирайтесь на авторскую позицию и сформулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свой тезис, опираясь на прочитанный текст (не менее 2 доказательств). Используйте теоретико-литературные понятия при анализе произведения. Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко, разборчивым почерком, соблюдая нормы правописания и нормы речи.
С1. Объясните смысл финальных слов произведения:
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.»
С2. А.И. Солженицын утверждал, что «Матрёнин двор» - это притча. Докажите, с опорой на текст, правоту автора.
«Притча - это небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение» (из учебника литературы)
С3. В произведении Матрёна доказывала, что имеет право на пенсию. Здесь прозвучал конфликт «частного» человека и государства. В каких ещё произведениях отечественной литературы (не менее двух; указать имя героя, название и автора произведения) присутствует конфликт «частного» человека и государства? Что сближает эти произведения с «Матрёниным двором»?
Нормы оценивания: за каждый правильный ответ из части А и В добавляется 1 балл (17 баллов). Сочинение части С оценивается также в 17 баллов (содержание - максимум 5 баллов; соблюдение норм орфографии, пунктуации, грамматики, речи - максимум по 3 балла). Итого - 34 балла максимум.
Оценка «2» - 0-14 баллов.
Оценка «3» - 15-22 балла.
Оценка «4» - 23-29 баллов.
Оценка «5» - 30-34 балла.