- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта современного урока на тему Узелки на память (1 класс)
Технологическая карта современного урока на тему Узелки на память (1 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лингард И.А. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Учитель
Лингард И.А., МБОУ «Гимназия» г. Моршанска
Предмет
обучение грамоте (чтение)
Класс
1 «Г»
Тема урока
«Узелки на память»
Тип урока
урок закрепления знаний
Планируемые результаты обучения
личностные: формирование познавательного интереса к предмету на примере развивающих заданий и вопросов учителя, способствующих созданию мотивации; формирование индивидуального стиля деятельности на примере работы с выразительными средствами, взаимоуважения на примере работы в парах и группах.
предметные: формирование умения соотносить звук и букву, которой он соответствует; выделять гласные и согласные звуки, давать им характеристику; осмыслить разделительную функцию ь и ъ; освоить правила написания буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
метапредметные: освоение способов выделения звуков в словах, фонетический анализ звуков; осмысление алгоритма фонетического анализа звуков; формирование умения слушать и слышать, умения вступать в сотрудничество
Техники и технологии
проблемно-диалогическое обучение, игровое, личностно-ориентированное, здоровьесберегающее
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
учебник «Азбука» (ч.2, стр. 64-65; авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева), «светофорчики», электронное приложение к учебнику (урок №45), презентация и карточки с заданиями для групповой работы; компьютер, проектор, экран; фонограмма песни «Алфавит»
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Формы
оценивания
1.Орг. момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Покажите мне с помощью «светофорчиков», как вы настроены на урок?
- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку…
- Определите литературный жанр.
- Как можно соотнести пословицу с нашим уроком?
- Я желаю вам хорошо думать и правильно говорить. Для этого прочитайте чистоговорки…
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Один ученик читает:
- «Не торопись отвечать, торопись думать».
- Это пословица.
- Прежде чем ответить, нужно хорошо подумать…
Дети читают хором:
- Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Щи-ши-ши - у ребят карандаши.
Щу-щу-щу - овощи я чищу
Личностные: формирование интереса (мотивации) к уроку.
Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места.
Познавательные: логическое сопоставление пословицы с деятельностью на уроке
Самооценка настроения и эмоционального состояния
2.Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности
Помогает сформулировать тему и цель урока.
- Какой прием мы используем, чтобы память была крепче?
- Сформулируйте тему урока.
- С какой целью можно завязать «узелки» на нашем уроке?
Определяют тему и цель.
- Завязываем «узелки».
- «Узелки на память».
- Наша цель - повторение букв и звуков
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: выделение и формулирование темы и познавательной цели урока
Учитель оценивает правильность формулировок
3.Актуализация усвоенных знаний. Классификация звуков и букв
Организует беседу по изученному материалу.
- На сколько букв мы завязали «узелки»? Посчитайте, стр.64-65.
- «Узелки» каких букв на красной нитке завязаны парами? Почему?
- Какие парные по звонкости-глухости звуки завязаны в синие «узелки»?
- Синие «узелки» каких звуков выделены в отдельные группы и почему?
- Почему «узелки» букв ь и ъ отделены от остальных?
Отвечают на вопросы учителя.
- На 33 буквы.
- а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Первая буква в паре обозначает твердость предшествующего согласного, а вторая - мягкость.
- [б]-[п], [б′]-[п′], [в]-[ф], [в′]-[ф′],..
- [л]-[л′], [м]-[м′], [н]-[н′], [р]-[р′], [й′]. Они не имеют пары по глухости.
- Звуки [х]-[х′] не имеют пары по звонкости.
- Звуки [ч′], [щ′], [ц′] не имеют пары вообще.
- Эти буквы не имеют звуков
Регулятивные: освоение способов выделения звуков в словах,
осознание качества и уровня освоения
Познавательные: ориентировка в учебнике, группировка звуков на основе общих признаков.
Коммуникативные: участие в диалоге
Взаимооценка
4. Включение в систему знаний и повторения. «По страницам изученных букв»
Формулирует задание.
- Посмотрите на рисунки в рамочках. Буквы и слова помогут вам вспомнить важное и интересное, что узнали на страницах «Азбуки».
Прочитайте слова и дайте характеристику выделенному звуку
Ученики читают, объясняют слова, называют и анализируют выделенные звуки
Регулятивные: фонетический анализ звуков.
Познавательные: ориентировка в учебнике, формирование умений на основе изучения данной темы
Самоанализ, взаимооценка
5.Применение знаний. Формирование представлений о культуре общения
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Отгадайте загадку:
«Сижу верхом, не знаю на ком,
А знакомого встречу - соскочу, привечу».
- У русских людей издавна существовал обычай: снимать шляпу, приветствуя друг друга. Сейчас этот обычай сохранился только у пожилых людей. Но шляпу, шапку принято снимать и входя в помещение.
- Кто помнит чистоговорку о чаепитии у черепахи?
- А какое правило культуры общения вы узнали?
Отгадывают загадку.
- Шапка, шляпа.
Один ученик вспоминает:
- Черепаха чай пила,
Чай по чашкам разлила.
Час ждала за чашкой чая,
Черепах других встречая.
Высказывают свое мнение.
- Не стоит опаздывать и заставлять себя ждать…
Личностные: принятие и соблюдение правил культурного общения.
Познавательные: расширение кругозора, ответы на вопросы учителя.
Коммуникативные: высказывание своего мнения
Взаимооценка
6. Повторение правил о написании буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Открывает электронное приложение к уроку №45.
- Прочитайте предложения и выберите соответствующую картинку.
- Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слово «щука»? Какие еще правила вы узнали от Совенка?
- Назовите слова, в которых есть правило…
Дети читают тексты, повторяют правила, приводят примеры.
Личностные: формирование интереса к учению.
Регулятивные: освоение способов выделения в словах сочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу»,
Познавательные: ответы на вопросы учителя, подбор примеров на заданное правило
Самооценка, взаимооценка
7.Творческое применение знаний. Уточнение значения слова «щит»
Выдвигает проблему.
- На с.64 есть звуковая схема слова…
- Сколько у слова «щит» значений? К каким выразительным средствам относится?
- Из каких звуков состоит слово «щит»?
- Прочитайте друг другу выделенные слова. Подумайте, какой звук в них повторяется чаще других
Отвечают на вопросы учителя.
- Щит.
- Несколько. Относится к многозначным словам, к омонимам.
Ученик дает характеристику.
Работа в парах.
- Чаще других повторяется звук [щ′] - согл., глух., мягкий, непарный
Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности.
Познавательные: сравнение, поиск общего и различий.
Коммуникативные: участие в парной работе
Взаимооценка.
8.Упражнения для мышечной релаксации
Организует отдых для детей.
- Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Представьте, что вы хотите выжать воду из мокрого песка. Сожмите сначала пальцы правой руки, крепче…. Теперь разожмите их. Стряхните песок с руки…(По два раза каждой рукой и двумя руками.)
Дети выполняют упражнения.
Личностные: формирование интереса к учению.
Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности
Активная рефлексия
9. Применение полученных знаний и умений. Упражнения в чтении слов с разделительными ь и ъ
Напоминает обучающимся о функциях Ь и Ъ.
- Для чего нужны разделительный ь и ъ?
- Можно ли при чтении не обращать на них внимания?
- Докажите это. Прочитайте пары выделенных слов (с.65)
Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.
- Они разделяют согласный и гласный звуки.
- Нет, нельзя.
Один ученик читает:
- Семя - семья.
Сесть - съесть
Регулятивные: освоение способов выделения в словах ь и ъ.
Познавательные: сравнение, поиск общего.
Коммуникативные: чтение вслух текста, устное оформление своих мыслей
Самоанализ
10.Применение знаний и умений. Чтение текста «Кто чему научится?»
Организует коллективную работу.
- Прочитайте заголовок текста…
Приготовьтесь дать ответ на вопрос.
Сначала читает текст один ученик, затем - коллективно, в форме диалога.
Ответы читают хором.
Личностные: оценка жизненной ситуации.
Познавательные: ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные: участие в диалоге
Взаимопроверка
11. Самостоятельное использование умений и навыков. Чтение текста «И читать, и считать»
Организует самостоятельную работу с учебником, чтение по цепочке.
- Грамотным считается человек, который умеет не только читать, но и считать. Прочитайте самостоятельно текст и посчитайте то, о чем в нем спрашивается.
- Сейчас прочитаем каждый вопрос и дадим на него ответ.
Самостоятельное чтение.
По цепочке дети читают вопросы и дают ответы.
Личностные: формирование интереса к учению
Регулятивные:
определение с помощью учителя плана выполнения задания.
Познавательные: самоконтроль и оценка результатов деятельности
Самопроверка, самооценка
12. Динамиче-ская пауза
Предлагает отдых для детей.
- Встаньте около парт. Вообразите и изобразите в движении испуганного зайчика, прячущегося под кустом; тигра, который пробирается по джунглям; умывающуюся кошечку; кипящую кастрюлю
Дети изображают предметы пантомимой
Личностные: принятие таких базовых ценностей, как «природа»
Регулятивные: следовать режиму организации учебной деятельности
Активная рефлексия
13.Обобщение и систематизация знаний. Развивающие задания
Организует работу в группах, проверку выполнения заданий (электронная презентация ответов).
- Умел дело сделать, умей и позабавиться.
Помощники учителя, организуйте работу в группах и получите карточки с заданиями.
Дополнительные вопросы группам:
- Назовите, какие из вставленных букв обозначают звонкие звуки, глухие…
- Как называем слова, которые по-разному звучат, но называют одно и то же?
- Как называем слова с противоположным значением?
Выполняют задания по карточкам.
I группа: вставьте пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими.
(_)АР - (_)АР
РО(_)Ы - РО(_)Ы
(_)ОЧКА - (_)ОЧКА
II группа: «Сложи слово». Вспомни математические действия и прочитай слово:
О + ГУ + РА - А + ЕЦ =
ПЕЛ - Л + НО -О + АЛ=
ШП +КО -П +ЛАМ-М =
III группа: Читай и переставляй местами слоги. Какие слова получились?
КАМЫШ - _____
БАНКА - _______
ВЕСНА - _______
РАДЫ - ________
СОСНА - ______
IV группа: соедини парами слова с одинаковым значением:
СМОТРЕТЬ АЛФАВИТ
ОГОНЬ ГЛЯДЕТЬ
АЗБУКА СОЛДАТ
ВОИН ПРОБЕЖАЛ
ПРОМЧАЛСЯ ПЛАМЯ
(Синонимы)
V группа: прочитайте пословицу. Объясните ее значение, найдите слова с противоположным значением.
НОВЫХ ДРУЗЕЙ НАЖИВАЙ, А СТАРЫХ НЕ ТЕРЯЙ.
(Антонимы)
Личностные: уважение к одноклассникам, освоение своей роли при работе в группе.
Познавательные: расширение кругозора, логическое сопоставление, выполнение заданий повышенной сложности.
Коммуникативные: работая в группе, принимать позиции товарищей; слушать и понимать других
Учитель отме-чает степень вовлеченности в работу участников групп.
Взаимооценка
14.Рефлексия. Подведение итогов урока
Подводит итоги, организует оценочные высказывания обучающихся.
- Как вы считаете, за что я вас хочу сейчас похвалить?
- Кто доволен сегодня своей работой?
Уменье всегда найдет примененье.
- На сколько лет вы должны запомнить изученные по «Азбуке» буквы?
- Покажите мне свое настроение с помощью мимики и «светофорчиков».
-А завершим урок, вспомнив песню про «Азбуку»
Ответы детей.
- На всю жизнь.
Оценивают свое настроение.
Дети исполняют песню «Азбука»
Личностные: освоение личностного смысла учения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей, высказывать свое мнение
Самоанализ,
рефлексия настроения и эмоционального состояния
Приложение 1.
Карточки с заданиями
1.Вставьте пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими.
(_)ЕНЬ - (_)ЕНЬ
РО(_)Ы - РО(_)Ы
(_)АР - (_)АР
2.«Сложи слово». Вспомни математические действия и прочитай слово:
О + ГУ + РА - А + ЕЦ = ____________
ПЕЛ - Л + НО - О + АЛ = _______________
ШП + КО - П + ЛАМ - М = ______________
3.Читай и переставляй местами слоги. Какие слова получились?
КАМЫШ - _______________
БАНКА - _____________
ВЕСНА - _____________
РАДЫ - _________________
СОСНА - _______________
4.Соедини парами слова с одинаковым значением:
СМЕЛЫЙ АЛФАВИТ
ОГОНЬ СОЛДАТ
АЗБУКА ХРАБРЫЙ
ВОИН ПРОБЕЖАЛ
ПРОМЧАЛСЯ ПЛАМЯ
5. Прочитайте пословицу. Объясните ее значение, найдите слова с противоположным значением.
НОВЫХ ДРУЗЕЙ НАЖИВАЙ, А СТАРЫХ НЕ ТЕРЯЙ
Приложение 2.
Алфавит
-
33 родных сестрицы - писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат - славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться.
Припев:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж - прикатили на еже.
З, И, К, Л, М, Н, О - дружно вылезли в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, Х - оседлали петуха
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - вот и все они друзья.
-
33 родных сестрицы - писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Познакомьтесь с ними, дети,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете тем,
Тем, кто с ними не знаком.
Припев: повт.
10