- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Психологизм поэзии А. А. Ахматовой. Новаторство формы. Женственность лирики поэтессы. Роль детали в создании поэтического образа
Психологизм поэзии А. А. Ахматовой. Новаторство формы. Женственность лирики поэтессы. Роль детали в создании поэтического образа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ХАРИТОНОВА Е.Н. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Психологизм поэзии А.А. Ахматовой.
Новаторство формы. Женственность лирики поэтессы. Роль детали в создании поэтического образа. Изображение горя матери и трагедии целого народа в поэме "Реквием."
Содержание темы:
-
Модернизм
-
Акмеизм и А. Ахматова
-
Основы поэтики А. Ахматовой
-
Традиции и новаторство в поэзии А.А. Ахматовой
-
Поэтическая школа и поэтическая индивидуальность
-
Изобразительно-выразительные средства в поэзии Ахматовой
-
Роль художественной детали
-
Многогранность образа лирической героини
-
Основные темы и мотивы в лирике Ахматовой
-
Отражение исторической эпохи в поэме «Реквием»
Основные термины и понятия:
-
Модернизм, акмеизм
-
Лирика как род литературы
-
Лирический герой
-
Сюжетность лирического стихотворения
-
Поэма как лиро-эпический жанр
-
Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение
Оборудование
-
демонстрационно-информационная презентация
-
сборники стихотворений А.А. Ахматовой
Наглядные материалы
-
Хронологическая таблица жизни и творчества поэтессы
-
Литературоведческий тезаурус к теме
-
Схема анализа лирического стихотворения
Цели урока
-
повторить, в чем заключаются особенности лирики как рода литературы; определить соотношение понятий «поэтическая школа» и «поэтическая индивидуальность», выявить художественные особенности поэзии А.А. Ахматовой, определить роль художественной детали в создании образа лирической героини, чтение и анализ содержания стихотворений; ознакомление с историей создания поэмы «Реквием» и ее художественными особенностями;
-
развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность; развивать навыки анализа лирического стихотворения, умения выделять в стихотворном тексте средства художественной изобразительности;
-
воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.
Задачи урока
-
повторение литературоведческих понятий и терминов;
-
характеристика лирики как рода литературы;
-
ознакомление с содержанием лирических стихотворений А. Ахматовой;
-
выявление средств создания многогранного образа лирической героини Ахматовой;
-
чтение и анализ содержания поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Структура урока и основные этапы
-
Организационный момент. Мотивационное начало занятия.
Самое большое богатство человека - это его духовный мир. Каждый наш урок - это еще один шаг к его обогащению, к совершенствованию вашей читательской компетентности, развитию самых лучших моральных и нравственных качеств человека.
-
Ознакомление учащихся с темой урока, его целями, определение основных задач, способов и средств их решения
-
Эпиграф занятия
«Стихи - это рыдание над жизнью»
А.А. Ахматова
«Это поэзия, чуждая жеманства, игры в чувство, мелочных переживаний, флирта, безумной «бабьей» ревности и тщеславия, душевного эгоизма. Владений этой поэзии не касается даже тень пошлости - многоликого и страшнейшего врага любовной лирики…»
А.Т. Твардовский
«…Если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная его героиня, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб»
Н.Н. Скатов, литературовед
-
Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала.
Ответьте на вопросы:
-
Русской поэзии рубежа 19-20 веков по аналогии с понятием «золотой век», относящимся к временам А.С. Пушкина, дано определение серебряный век. С чем связан данный факт?
-
Какие три крупных течения составили основу модернизма в русской литературе?
-
Как соотносятся понятия «поэтическая школа» и «поэтическая индивидуальность»?
-
Судьба каких русских поэтов, с чьим творчеством мы уже познакомились, сложилась трагически в условиях новой политической реальности в России?
Ответьте на вопросы теста
-
Назовите автора следующих поэтических строк
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
-
К какому модернистскому течению принадлежала М. Цветаева на раннем этапе своего творчества?
-
Назовите темы и мотивы в творчестве М. Цветаевой, создающие неповторимое его своеобразие..
-
Кто в жизни Цветаевой сыграл важнейшую роль в воспитании ее духовности, формировании ее внутреннего мира?
-
Какой смысл вкладывает поэт в понятие «бессонность»?
-
Какому русскому городу посвящен один из самых известных циклов Цветаевой?
-
К кому обращается М.Цветаева в стихотворении «Идешь, на меня похожий…»
-
Как называется художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор обращает внимание?
-
Как называется переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту?
-
Как называется разновидность тропа, основанная на уподоблении живому существу?
-
Как называется повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк, одинаковое или сходное звучание окончаний стихов?
-
Назовите жанр лирики, содержащей размышления о смысле человеческой жизни.
Правильные ответы:
-
М.И. Цветаева
-
футуризм
-
детства, дома, образ матери, бессонности, души, Москвы
-
мама
-
неравнодушие
-
Москва
-
к прохожему
-
эпитет
-
метафора
-
олицетворение
-
рифма
-
философская
Одно из стихотворений М. И. Цветаевой посвящено А.Ахматовой
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный темен лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица.
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
-
Основная часть урока. Объяснение нового материала
-
Повторение характеристики лирики как рода литературы
-
Работа с хронологической таблицей жизни и творчества А.А. Ахматовой
-
Характеристика акмеизма, выявление степени влияния поэтики акмеизма на становление художественного мира А. Ахматовой
-
Модернистское литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматову
-
Генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям
-
Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова
-
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь
-
Манера «материализации» переживаний была характерна, прежде всего, для творчества Анны Ахматовой
-
Художественная деталь - выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, используется в поэзии, чтобы наглядно представить и охарактеризовать психологическое состояние лирического героя
-
Чтение стихотворений и определение основных черт поэтики А.Ахматовой
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Круг от лампы желтой…
Шорохам внимаю.
От чего ушел ты?
Я не понимаю…
Радостно и ясно
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.
Рассвет и над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.
Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли,
Надо мною блуждающий вечер
И дыханье тихой земли.
Я была, как и ты, свободной,
Но я слишком хотела жить.
Видишь, ветер, мой труп холодный,
И некому руки сложить.
Закрой эту черную рану
Покровом вечерней тьмы
И вели голубому туману
Надо мною читать псалмы.
Чтобы мне легко, одинокой,
Отойти к последнему сну,
Прошуми высокой осокой
Про весну, про мою весну.
ВЕЧЕРОМ
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных…
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
«Благослови же небеса -
Ты первый раз одна с любимым».
Двадцать первое
Основные принципы поэтики А.Ахматовой
-
Сдержанность
-
Недосказанность, внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность
-
Сжатость и сила
-
Афористичность и краткость
-
Психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений
Особенность поэтики А. Ахматовой Н.Гумилев назвал «коротким дыханием»
-
Тема любви в творчестве А.Ахматовой
Тема любви - одна из ведущих в творчестве А.Ахматовой. До Ахматовой история знала много женщин-поэтов, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Ахматова впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Ее лирическая героиня - бытийная, вечная женщина (вспомните, как соотносятся понятия «быт» и «бытие»). Она предстает в стихах поэта не отражением ее персональной судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса. Это и юная девушка в ожидании любви, и зрелая женщина, соблазненная и соблазняемая, поглощенная сложной любовью-борьбой, долей-мукой, и неверная жена, утверждающая правоту своей «преступной любви» и готовая на любые муки и расплату за мгновения страсти и свободного выбора. Лирическая героиня не совпадает с личностью автора, она - лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. Естественно, Ахматова не переживала всех тех ситуаций, которые присутствуют в ее поэзии, но она сумела воплотить их силой своего таланта, силой своего художественного воображения. В ее стихах мы встречаем циркачку, крестьянку, отравительницу, староверку, о своем вдовстве она написала еще задолго до смерти Н. Гумилева. Просто Ахматова благодаря своему особому дару сумела воплотить в стихах все ипостаси русской женщины. (Обида Гумилева из-за неверно истолкованных стихов жены в ранний период творчества.)
Чтение и анализ стихотворений
-
«Молюсь оконному лучу»
-
«Любовь»
-
«Два стихотворения»
-
«Сколько просьб»
-
«Как велит простая учтивость»
-
«Прогулка»
-
«Сероглазый король»
-
«Я и плакала, и каялась..»
-
«Меня покинул в новолунье»
-
«Сжала руки под темной вуалью..»
-
«Как соломинкой пьешь мою душу..»
-
«Песня последней встречи»
- Н. Гумилев: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество» (1918г.)
- Героиня Ахматовой - бытийная, вечная женщина
- Ахматовой создан универсальный лирический характер женщины
- Лирическая героиня не совпадает с личностью автора - она лишь представляет ту или иную грань женской души, женской судьбы - сестры, жены, матери, возлюбленной, обманутой, покинутой и т.д.
- Глубочайший психологизм, достигнутый с помощью «говорящей детали»
-
Тема Родины. Великая Отечественная война в лирике поэтессы
Кровная связь Ахматовой с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мирвой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе снею, она разделила участь своей родины.
Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован, а вскоре и расстрелян бывший муж Ахматовой Н. Гумилев. В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову: был арестован ее единственный сын Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он снова был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а 1949 году его арестовали в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде (ей было 52 года), затем ее больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград. С 1946 года, после известного выступления Жданова, имя Ахматовой предано забвению. Только в период оттепели, с середины 50-х годов на страницах периодики снова стали почвляться стихи Ахматовой, вышло несколько ее сборников. В последние годы жизни творчество Ахматовой получило всемирное признание: 1964 год - лауреат международной премии «Этна-Таормина», 1965 год - почетный доктор Оксфордского университета в Англии. В 1966 году Ахматова умерла.
Для поэтессы слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я нге внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
В стихотворении автор выражает свое отношение к тем, кто добровольно покинул Родину, к тем, кто был выслан из России, но и участь тех, кто остался не лучше: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».
Все расхищено, предано, продано
Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбы своей страны.
В стихотворении «Мужество» Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг - он дышит:
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне.
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Памяти Вали
-
История создания, идейно-художественное своеобразие поэмы «Реквием»
Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста.
Предисловие к поэме указывает причины, побудившие Ахматову к созданию поэмы.
В 1961 году к поэме будет напечатан эпиграф
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэма состоит из разных по тематике частей, которые можно было бы назвать лирическим циклом. Но «Реквием» при том, что разные его части создавались в разное время, обладает между тем высокой степенью единства: прежде всего это относится к образу лирической героини, а также к мотивно-образной структуре, проблематике, лирическому сюжету, обрамленному эпиграфом, посвящением, вступлением и эпилогом.
Сквозной мотив в поэме - мотив немоты, окаменелости от горя. Немота как высшая степень горя и преодоление немоты как нравственный долг. Немой памятник, о котором говорит героиня в Эпилоге, одновременно вбирает в себя оба мотива поэмы, выражая невыразимость горя героини.
В поэме создается противопоставление одиночества материнского горя и общенародности горя.
Говоря об образе лирической героини в поэме, важно отметить, что в нем как бы два полюса: один - автобиографический, связанный с судьбой самой поэтессы; другой - общенародный, общечеловеческий, но разные ипостаси лирической героини (простая баба, женщина из богемы начала 20 века, женщина-мать, Богоматерь) не противоречат друг другу, включаются в единое силовое поле этого образа, сопрягаются в нем, так что скорбящая героиня в поэме становится выразительницей общенародного горя.
-
Оценка творчества А.А. Ахматовой
История открытия памятника А.А. Ахматовой напротив тюрьмы «Кресты»
-
Проверка степени усвоения материала.
Работа с хронологической таблицей.
-
Какие вехи являются значимыми для Ахматовой-поэтессы?
-
Какие моменты можно назвать значимыми для Ахматовой-женщины, жены, матери?
-
Взаимосвязаны ли они и каким образом?
-
В чем выражается многогранность образа лирической героини А. Ахматовой?
-
Постройте ассоциативный ряд к понятиям:
1) лирическая героиня Ахматовой
2)Ахматова-поэтесса.
-
Подведение итогов урока.
Анализ степени достижения целей урока, выполнения задач.
-
Домашнее задание:
Немаловажную роль в становлении Ахматовой как поэтессы сыграли личности А.С. Пушкина и А.А. Блока. Прочтите стихотворения об этих поэтах, проанализируйте содержание, сформулируйте собственное впечатление (устно, на примере 2-3 произведений). Обратитесь к схеме анализа лирического стихотворения.
-
Выставление и объявление оценок.
11