- Преподавателю
- Обществознание
- Программа Я гражданин России
Программа Я гражданин России
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нестерова А.С. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по элективному курсу «Я - гражданин России» разработана с учетом возрастных особенностей детей для обучения в 8 классах на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года по обществознанию, авторской программы А.Н.Иоффе, Э.Н.Абдулаева, Н.Ф.Крицкой «Я - гражданин России» - (Москва «Просвещение», 2012 год).
Элективный курс «Я - гражданин России» рассчитан на учащихся 8-х классов и предполагает 17 часов теоретических и практических занятий. В содержании программы дан примерный перечень основных понятий курса.
Целевые установки курса:
-
осознание учеником своих ценностных ориентиров как молодого гражданина России.
-
создание психолого-педагогических условий для становления личности патриота и гражданина России, успешной социализации личности младшего подростка.
-
понимание политического устройства страны, в котором живет гражданин, ее механизмов принятия решений, этнических и культурных особенностей России, формирование российской идентичности и гражданского самосознания.
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско-патриотическую, социально - педагогическую и воспитательную направленность. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Результаты:
1. знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
2. высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
3. сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
4. владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
5. овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
6. знание поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Содержание программы.
Введение (1 час)
Тема 1. Гражданин России (3 часов)
Гражданин: юридический и моральный аспекты понятия. Становление гражданина. Гражданственность.
Человек - высшая ценность Российского государства. Права, свободы и обязанности граждан России. Свобода и ответственность.
Молодые граждане России. Проблемы самоопределения. Деятельность. Значение мотивации деятельности. Мировоззрение. Ценности как базовые элементы мировоззрения.
Тема 2. Конституция РФ (3 часов)
Конституция - основной закон страны. Закон. Структура Конституции. Основы конституционного строя России. Россия - демократическое государство с республиканской формой правления. Защита человека - основная обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина. Президент РФ. Правительство РФ.
Тема 3. Подросток, его права и обязанности (4 часа)
Международные и российские законы на защите прав ребенка. Конвенция о правах ребенка и Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Правовая ответственность несовершеннолетних в России. Административная и уголовная ответственность. Уважение к закону - основа развития российского общества.
Тема 4. Мы - россияне (4 часов)
Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Российская идентичность. Что объединяет всех граждан России.
Многообразие и единство нашей страны Система гражданских ценностей: независимость, патриотизм, толерантность, ответственность, достоинство. В чем проявляется патриотизм гражданина страны.
Малая родина в составе России. Субъекты Федерации и федеральные округа. Достижения земляков и их вклад в развитие страны. Что значит быть патриотом малой родины.
Урок повторения и обобщения (2 часа)
Взаимосвязь и взаимозависимость основных понятий курса.
Самооценка изученного курса и его влияние на будущее учащегося.
Защита проектов
Темы исследовательских и социальных проектов.
Устав школы на защите частной жизни ученика (как это происходит сегодня и какие изменения нужно в него внести).
Защита прав ребенка в школе.
Ученическое самоуправление в нашем классе.
Выбираем лидера.
Кодекс толерантности нашего класса (школы).
Права и обязанности ученика в школе.
Фестиваль культуры народов России.
Музей: народы на территории нашей области (республики, района и т.д.).
Символы моей малой родины.
Приглашение на малую родину.
Почетные граждане родного края.
Наша Родина - Россия.
Что значит быть россиянином?
Мои предложения депутату Государственной Думы.
Проект Конституции школы.
Отношение граждан к выборам как форме политического участия.
Учебно-тематический план
№
пп
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Теория Практика
Формы занятий
1
Введение
1
1
-
вводная лекция
2
Гражданин России
3
1
2
лекция
практикум
3
Конституция РФ
3
1
2
лекция
практикум
4
Подросток, его права и обязанности
4
1
3
лекция
практикум
5
Мы - россияне
4
1
3
лекция
практикум
6
Урок повторения и обобщения
2
-
2
практикум
Итого
17
5
12
Литература
-
Конституция РФ 1993 года.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 5-9 классы/ Иоффе А.Н., Абдуллаева Э.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.- М.: Просвещение, 2008.
-
Я - гражданин России. Книга для учащихся. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. - М.: Просвещение, 2009. - 143 с.
-
Я - гражданин России. Книга для учителя. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. - М.: Просвещение, 2008.
6