- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока Семейные правоотношения обществознание 9 класс под редакцией Боголюбова
Конспект урока Семейные правоотношения обществознание 9 класс под редакцией Боголюбова
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абраменко С.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебное занятия по теме: «Семейные правоотношения». Обществознание 9 класс
Автор: учитель высшей категории МКОУ Валентиновская ООШ Абраменко С.А..
Тип урока: изучение новой темы
Форма проведения учебного занятия: «круглый стол».
Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, рабочие листы заданий, карточки, ИКТ, учебник «Обществознание» 9класс, Л.Боголюбов, М., 2013г.
Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать условия заключения брака; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
Задачи:
Образовательная: создать условия для определения учащимися основных условий заключения брака и понятия сущности и особенностей семейных правоотношений;
Развивающая: продолжить формирование специальных умений и навыков анализа первоисточников, осуществление учащимися самостоятельного целеполагания и т.д.;
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся гражданской позиции в оценке семейных ценностей.
План урока: 1. Юридические понятия семьи и брака.
2. Условия и порядок заключения брака.
3. Сущность и особенности семейных правоотношений.
4. Правоотношения супругов.
5. Правоотношения родителей и детей.
Выход на результат: интеллект-карта.
Ход учебного занятия: /оргмомент/
( класс делится на группы по технологии ТАСПО)
1. «СЕМЬЯ» - дети, родители, счастье, дом, быт, любовь.
2. «БРАК» - свадьба, супруги, брачный договор, ЗАГС, регистрация, свидетельство о браке.
3. «ЗАКОН» - кодекс, Конституция РФ, право, обязанность, правоотношения, санкция.
4. Аналитики
-
Определение темы занятия
Учитель Рассказывает притчу:
« Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?- спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки : «А ты чего хочешь? «Хочу, - говорит он,- велосипед, буду счастлив, если велосипед будет, - и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»
Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
Как вы понимаете, тема нашего занятия будет связана …( семьей, семейными правоотношениями).
-
Определение целей урока.
Какие бы вопросы вы поставили перед собой, чтобы разобраться с заданной темой?
Учащиеся:
В чем разница между понятиями «семья» и «брак»,
Какова роль женщины, мужчины в семье,
Каковы условия заключения брака,
Что такое брачный договор,
В чем сущность семейных правоотношений,
Каковы права детей и обязанности родителей.
-
Изучение нового материала.
Учитель: Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми.
Семья - важнейший элемент социальной структуры - социальный институт. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.
Вопрос: Какие еще определения семьи вам известны?
Издавна считалось, что именно женщина - хранительница домашнего очага и если мужчина решил вступить в брак, то это означает, что он проявляет заинтересованность в хорошей хозяйке, заботливой матери и неутомимой работнице.
Вопрос: Какова роль женщины, мужчины в семье? (по источникам)
Учитель: Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора.
Встретились мужчина и женщина, понравились друг другу. Решили жить вместе, создать семью. Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Ее создание начинается с брака.
Существует ли разница между понятиями «семья» и «брак»?
(решаем задачи)
1) Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей?
2) Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка?
3) Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина - отец ребенка - женщина - мать ребенка - решили разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье материально?
4) При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?
5. Работа с источниками.Делаем вывод- БРАК - это / стр. 155-156 учебник/.
Работаем с СК РФ ( ст. 30-34, 36, 40-42)
1) С какого момента возникают права и обязанности супругов?
2) Каков порядок и условия заключения брака?
3) Может ли быть отказано в заключении брака?
Учащиеся делают вывод: брак - ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности.
Снова обратимся к СК РФ и тексту параграфа на странице 158.
В чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?
Реализация какого права способствует возникновению имущественных правоотношений, почему?
СК РФ статьи 34, 36.
1) Какое имущество является собственностью супругов и почему?
2) Считаете ли вы справедливым положение статьи о праве на общее имущество супруга, который в период брака не имел доходов?
3) Что не является совместным имуществом супругов и почему?
4) Являются ли золотые украшения, подаренные мужем, личной собственностью жены?
5) Будет ли автомобиль, полученный мужем в период брака по наследству, общей собственностью супругов?
( таблица на доске)
Учитель:
Как можно защитить интересы и законные права супругов, вступающих или уже вступивших в брак? ( брачный договор)
СК РФ статьи 40-42.
Вопросы:
1. Где заключается брачный договор?
2. В какой период времени можно заключить брачный договор?
3. Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?
4. Каково содержание брачного договора?
5. Чего нельзя писать в брачном договоре?
Известный педагог Сухомлинский писал: «Жить в браке - это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости».
Как вы считаете, почему не все люди смогли сохранить семью? Чем опасен развод? ( страдают дети).
СК РФ статьи 17-21,25.
Вопросы:
1) Каков порядок расторжения брака в России?
2) Почему в некоторых случаях закон «упрощает» процедуру развода?
3) Что должен определить суд, принимая решение о расторжении брака?
С появлением ребенка в семье у членов семьи появляются определенные обязанности и права. Каковы права детей в семье? Что можем сказать об обязанностях родителей?
Какие есть вопросы по сегодняшней теме?
6. Закрепление вторичное
1 -
2 +
3 -
4 +
5 -
6 -
7 +
8 +
9 +
10 -
11 +
12 -
Да- «+» Нет - «-»
1. Отсутствие у жениха счета в банке делает невозможным вступление в брак?
2. Нарушением порядка регистрации брака является подача заявления о вступлении в брак по почте?
3. Брачный договор заключается в ЗАГСЕ,
4. Для заключения брака необходимо добровольное согласие мужчины и женщины.
5. Женщина после заключения в браке в любом случае обязана взять фамилию мужа.
6. Несовершеннолетним считается человек до 16 лет.
7. Право любого ребенка жить и воспитываться в семье.
8. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
9. В России признаются только разнополые браки.
10. После развода супруги делят имущество нажитое до брака.
11. После заключения брака ставится отметка в паспорте каждого из супругов.
12. В России брачный возраст наступает с 17 лет.
( взаимопроверка рабочих листов)
7 Рефлексия:
Учитель: Итак, ребята, сумели мы ответить на поставленные вами самими вопросы ?
В чем разница между понятиями «семья» и «брак»,
Какова роль женщины, мужчины в семье,
Каковы условия заключения брака,
Что такое брачный договор,
В чем сущность семейных правоотношений,
Каковы права детей и обязанности родителей.
Справились с заданиями? Что ещё надо разобрать?
8.Домашнее задание: параграф 18, стр. 164 «Говорят мудрые» - сочинение- рассуждение.
(тема по выбору)