- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект по русскому языку на тему «Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова»
Конспект по русскому языку на тему «Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Румянцева Е.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Румянцева Е.В.
Конспект урока по русскому языку в 7 «а» классе.
На тему «Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова».
Цель урока: закрепление у учащихся знаний о звуках и буквах алфавита русского языка; закрепить понятия о соотношении фонетики и орфографии, произношении и правописании; развивать жизненные компетенции.
Задачи урока:
Образовательная - закреплять умения и знания о звуках и буквах, применить эти знания на практике, о соотношении фонетики и орфографии, произношении и правописании.
Коррекционная - развивать у учащихся умение сравнивать, выделять из общего закономерности, развивать слуховую и зрительную память, внимание.
Воспитательная - развивать жизненные компетенции (как нужно начинать утро, чтобы «зарядить» день положительными эмоциями, где нужно искать адрес кого-либо и чего-либо, номер телефона) .
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Работа по теме урока.
Слово учителя
Сегодня на уроке мы закрепляем полученные знания, полученные в 5-6 классах по теме «Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова», и закрепляем их в упражнениях.
Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка.
Орфография - раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
Звуки русского языка.
Звуки и буквы
Гласные
Согласные (21 буква)
ударные
безударные
звонкие
глухие
10 букв:
Ё, У, Е, Ы, А, О, Э, Я, И, Ю.
6 звука:
[а] - а, я
[о] - о, ё
[э] - е, э
[и] - и, е
[ы] - ы
[у] - у, ю
2 звука:
Ё - [й],[о]- Ёлка
Е - [й],[э] - Ель, съЕл
Я - [й],[а] - Яма
Ю - [й],[у] - Юла, вьЮн, таЮт
-
В начале слова
-
После ь - ъ
-
После гласной.
твёрдые
мягкие
твёрдые
мягкие
[б]
[б,]
[п]
[п,]
[в]
[в,]
[ф]
[ф,]
[г]
[г,]
[к]
[к,]
[д]
[д,]
[т]
[т,]
[ж]
-
[ш]
-
[з]
[з,]
[с]
[с,]
-
[й,]
-
-
[л]
[л,]
-
-
[м]
[м,]
-
-
[н]
[н,]
-
-
[р]
[р,]
-
-
-
-
[х]
[х,]
-
-
[ц]
-
-
-
-
[ч,]
-
-
[щ,]
Ь -Ъ звука не обозначают!!!!
-
Закрепление пройденного материала. Выполнение упражнений.
-
Прочитать стихотворение Сергея Александровича Есенина «С Добрым утром!» (сначала учитель)
3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения русского поэта С. Есенина, представителя новокрестьянкой поэзии и лирики.
С. Есенин «С Добрым утром!».
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона*,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня* заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром*
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(потом читает ученик)
-
Какое настроение передаёт автор стихотворения?
(радостное)
Как нужно начинать утро, чтобы день начался хорошим?
-
Работа с толковым словарём С. Ожеговым
* брезжит - рассветает, слабо светит.
*затон - 1. Вдавшийся в берег речной залив, заводь. 2. Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.
*перламутр - твёрдый внутренний слой раковин некоторых моллюсков - ценное вещество с переливчатой радужной окраской.
*плетень - изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.
-
Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и выделяя их на письме.
(но перед этим работа с толковым словарём*).
Если мы не знаем значение слов, то ищем значение слов в «Толковом словаре», а в жизни, если что-то нужно найти - адрес кого-то или чего-то, номер телефона, где это можно найти?
(справочная)
-
Проверка пропущенных орфограмм
Задр..мали - дрём
Задр..жало - дрожь
Се..ку - сеть
Берё..ка - берёза
Серё..ка - серёжечка
Ше..чет - шёпот
Ш..ловливо - шалость
-
Фонетический разбор выделенных слов
Звёзды, серёжка, яркий.
-
Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)
Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.
-
Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы закрепили знания о таких понятиях, как звуки и буквы алфавита русского языка; закрепили понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношении и правописании, применили знания на практике.
Познакомились с творчеством С.А. Есенина «С добрым утром!» и выяснили, как начать утро, чтобы день «зарядил» нас положительными эмоциями.
Также поняли, если что-то нужно найти, то нам в этом поможет справочная.
Домашнее задание - придумать небольшой текст на тему «С добрым утром!», мой лучший друг.
Приложение. Раздаточный материал.
Звуки русского языка
Звуки и буквы
Гласные
Согласные (21 буква)
ударные
безударные
звонкие
глухие
10 букв:
Ё, У, Е, Ы, А, О, Э, Я, И, Ю.
6 звука:
[а] - а, я
[о] - о, ё
[э] - е, э
[и] - и, е
[ы] - ы
[у] - у, ю
2 звука:
Ё - [й],[о]- Ёлка
Е - [й],[э] - Ель, съЕл
Я - [й],[а] - Яма
Ю - [й],[у] - Юла, вьЮн, таЮт
-
В начале слова
-
После ь - ъ
-
После гласной.
твёрдые
мягкие
твёрдые
мягкие
[б]
[б,]
[п]
[п,]
[в]
[в,]
[ф]
[ф,]
[г]
[г,]
[к]
[к,]
[д]
[д,]
[т]
[т,]
[ж]
-
[ш]
-
[з]
[з,]
[с]
[с,]
-
[й,]
-
-
[л]
[л,]
-
-
[м]
[м,]
-
-
[н]
[н,]
-
-
[р]
[р,]
-
-
-
-
[х]
[х,]
-
-
[ц]
-
-
-
-
[ч,]
-
-
[щ,]
Ь -Ъ звука не обозначают!!!!
С. А. Есенин «С Добрым утром!».
Задр..мали звёзды золотые,
Задр..жало зеркало затона*,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит се..ку небосклона.
Улыбнулись сонные берё..ки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серё..ки,
И горят серебряные росы.
У плетня* заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром*
И, качаясь, ше..чет ш..ловливо:
«С добрым утром!»
Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)
Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.
______________________________________________________________
Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)
Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.
______________________________________________________________
Синтаксический разбор предложения (подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, подписать части речи)
Улыбнулись сонные берёзки, растрепались шёлковые косы.
__________________________________________________________________
Имя существительное - обозначает предмет. Кто? что?
Имя прилагательное - обозначает признак предмета. Какой? Какое? Какая? Какие?
Глагол - обозначает действие предмета. Что делать? Что сделать?