- Преподавателю
- ОБЖ
- План работы со слабоуспевающими детьми по ОБЖ
План работы со слабоуспевающими детьми по ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаганова О.В. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План
работы со слабоуспевающими учениками
на 2014-2015 учебный год
Учитель Гаганова О.В.
-
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев необходимыми знаниями по предмету, учащиеся не справляются с возрастающим объемом информации и на последующих этапах "выпадают" из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе со слабоуспевающими учащимися важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся по основам безопасности жизнедеятельности является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- неблагополучная семья.
Учителя предметники должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
-
Цели и задачи программы
Цель - формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
-
Ликвидация пробелов у учащихся в обучении ОБЖ;
-
Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
-
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
-
Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
-
Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
-
Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
-
Активизация слабых учащихся.
-
Планируемые результаты программы
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
-
Основные компоненты содержания программы
-
Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
-
Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности - это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования справочниками, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
-
Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
-
Приводить на уроке примеры из жизни.
-
Использовать наглядный материал.
-
Методы работы в классе со слабоуспевающими учащимися
- создание благоприятной атмосферы на уроке;
- своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях и организация работы консультантов;
- изменение формы и методов учебной работы на уроках для преодоления пассивности обучающихся и превращения их в активный субъект деятельности. Использование для этого обучающих игр, викторин, конкурсов;
- освобождение учащихся от страха перед ошибками, создание ситуации свободного выбора и успеха;
- ориентирование учащихся на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивирование здорового образа жизни.
-
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
№ п/п
Мероприятия
Срок
1.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, с родителями, с самим ребенком.
Сентябрь
2.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, проведение повторного контроля знаний.
В течение учебного года.
3.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
В течение учебного года.
4.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
В течение учебного года.
5.
Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года.
6.
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
Каждую пятницу
7.
Обучать детей навыкам самостоятельной работы на уроках.
В течение учебного года.