- Преподавателю
- ОБЖ
- Разработка урока по ОБЖ на тему Гидродинамическая авария 8 класс
Разработка урока по ОБЖ на тему Гидродинамическая авария 8 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ондуун В.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ 8 КЛАСС
Тема: Гидродинамические аварии
Цели урока: ознакомить учащихся с причинами и видами гидродинамических аварий.
Учебные вопросы.
-
Понятие гидродинамической аварии.
-
Виды гидродинамических аварий.
-
Причины гидродинамических аварий.
Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).
Формы работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группах.
Необходимый материал: опорная схема урока; тесты для закрепления.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
(цель)
Название используемых ресурсов
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Цель использования
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организационный момент.
Нацелить учащихся на урок
Учитель раскрывает цели и задачи урока
- На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение темы «Гидродинамические аварии» и вы узнаете о том, что такое гидродинамические аварии и гидродинамические сооружения.
Приветствуют учителя
Записывают дату и тему урока
2
2
Проверка домашнего задания
Проверить знания учащихся о правилах поведения и действиях при радиоактивных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
ЭОР № 1
Проверка домашней работы.
-На прошлом уроке мы закончили тему «Аварии с выбросом радиоактивных веществ. » И сейчас мы проверим как вы усвоили данную тему. Выполнение тестового задания по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»
-Работать мы с вами будем самостоятельно, на ваших компьютерах есть свернутый файл, развернем его и приступим к работе, при этом внимательно читаем инструкцию. После окончания теста сообщаете мне результат.
Самостоятельно работают с ресурсом.
По окончанию учащиеся проверяют выполнение работ.
13
3
Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с понятие гидродинамические аварии и гидродинамические сооружения.
ЭОР № 2
Объяснение нового материала.
Вводное слово учителя.
- В России довольно поздно появилась необходимость в строительстве гидротехнических сооружений. В отличие от других стран из-за богатства водных ресурсов Русь не испытывала дефицита воды. Как вы думаете почему?
- Совершенно верно. Многочисленные полноводные реки и озера вполне удовлетворяли потребность населения в воде. Еще одна особенность Руси - утоление жажды из родника, колодца. Поэтому очень многие поселения имели свои родники, которые служили для людей главным источником водоснабжения. Многочисленные реки и озера были источниками добычи рыбы, являлись связующими водными путями, по которым шли караваны с товарами в заморские страны.
- Первые гидротехнические сооружения, в основном, возводились как оборонительные сооружения, в виде каналов вокруг крепостей и городов. Учитывая огромные пространства России и удаленность многих областей от морских путей, реки явились связующими водными путями, которые позволили самым отдаленным уголкам участвовать в жизни страны. Те богатства, которыми владела Русь, встречались именно на реках, по которым шли караваны с грузом, товарами. Судоходство на Руси требовало улучшать имеющиеся водные пути или искать новые. Такие работы проводились уже в XII веке. В основном каналы строились, чтобы миновать коварные пороги на реках, которые невозможно было преодолеть груженым кораблям, или для соединения бассейнов рек. Учитывая, что в те времена судоходство осуществлялось
волоком, бурлаками, предпринимались попытки спрямить русла рек для уменьшения пути следования товаров.
-На территории России в настоящее время эксплуатируется более 30 тысяч водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Многие из них эксплуатируются уже десятки лет без должного обслуживания и находятся в аварийном состоянии.
Разрушение таких объектов повышенного риска может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа населенных пунктов, массовой гибели людей.
- Численность населения, проживающего в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью, при возможных авариях на этих объектах превышает 7 млн человек.
Крупнейшие ГЭС России:
-
Саяно-Шушенская ГЭС
-
Красноярская ГЭС
-
Братская ГЭС
-
Усть-Илимская ГЭС
-
Зейская ГЭС
-
Нижегородская ГЭС
-
Жигулёвская ГЭС
-
Волжская ГЭС
-
Саратовская ГЭС
- Давайте запишем в тетради , что же такое гидродинамические сооружения.
Гидродинамические сооружения - это инженерные или естественные сооружения для использования водных ресурсов и для борьбы с разрушительным действием воды.
- К гидротехническим сооружениям (ГТС),разрушение которых вызывает гидродинамические аварии, относятся:
-
Плотины
-
Шлюзы
-
Дамбы
-
Оросительные(ирригационные)системы
-
Перемычки
-
Запруды
-
Каналы
-
Акведуки(сооружения в виде моста с водоводом)
-
Туннели
-
Ливневая канализация и другие
-Для чего создаются эти объекты? Как вы думаете?
Правильно ребята.
использования кинетической энергии воды (ГЭС);
- мелиорации;
- защиты прибрежных территорий от наводнений (дамбы);
- для водоснабжения городов и орошения полей;
- регулирования уровня воды во время паводков;
- обеспечения деятельности морских и речных портов (каналы, шлюзы).
- регулирования уровня воды во время паводков;
- обеспечения деятельности морских и речных портов (каналы, шлюзы).
- По назначению гидротехнические сооружения подразделяются на:
-
водоподпорные сооружения (плотины, запруды, дамбы);
-
водопроводящие сооружения (каналы, трубопроводы, тоннели);
-
специальные сооружения (шлюзы, судоподъемники и др.) -
-
предназначены для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
-
водозаборные сооружения -предназначены для забора воды из реки или озера для использования ее на нужды водоснабжения или орошения полей.
-
водосбросовые сооружения -предназначены для сброса паводковой воды из водохранилища, а также пропуска воды в нижний бьеф плотины.
- Существуют много разновидностей ГТС, различающихся по месту расположения (наземные, подземные), по характеру и цели использования (мелиоративные, лесосплавные), служащие для переброски воды в заданные пункты.
-Гидротехнические сооружения напорного типа - это плотины, создающие подъем и, следовательно, напор воды, который затем используется для вращения каких-либо механизмов: турбин, лопастей мельниц.
Плотина- это искусственное водоподпорное сооружение или природное (естественное) препятствие на пути водотока, создающее разницу уровней по руслу реки.
- Ребята запишите определения понятия плотина.
- Искусственные плотины созданы человеком для своих нужд: плотины гидроэлектростанций, водозаборов в ирригационных системах, дамбы, перемычки, запруды. Существуют различные типы плотин: земляные, защитные дамбы из местных материалов, бетонные, арочные железобетонные и др.
- А как появляются естественные плотины?
Естественные плотины - созданы силами природы. Например: бобры, лавина, оползни, землетрясения и др.
- Перед плотиной (вверх по водотоку) накапливается вода и образуется искусственное или естественное водохранилище. Водохранилище может быть долговременным или кратковременным.
- На территории нашей области функционирует Обское водохранилище.
-А теперь выясним какие же объекты называются гидродинамически опасными объектами (ГОО). Запишем определение в тетрадь.
Гидродинамически опасные объекты (ГОО
это сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после него (нижний бьеф), аварии на которых могут привести к катастрофическим последствиям.)
- Комплексные ГТС, объединенные общей целью,в которых сочетаются и плотины, и каналы, и шлюзы, и энергоустановки, называют гидроузлами.
- Все эти объекты, безусловно необходимы в современных условиях для развития народного хозяйства, но они потенциально опасны для человека и окружающей среды.
Ребята, мы с вами подошли к очень важному и волнующему всех вопросу.
- Что же такое гидродинамическая авария?
- Запишите в тетради определение гидродинамической аварии.
Гидродинамическая авария - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.
- За последние годы произошло несколько крупных аварий на гидродинамических сооружениях. Вот некоторые из них.
Недавние катастрофы:
1993 г. - Прорыв плотины Киселевского водохранилища (Свердловская обл.) на р. Каква (общий ущерб - 63,3 млн. руб.)
1994 г. - Разрушение плотины Тирлянского водохранилища (Башкирия) на притоке р. Белая (общий ущерб - 52,3 млн.руб.)
2002 г. - Наводнение в Краснодарском крае привело к разрушению его гидроузла, унесло жизни 114 человек (общий ущерб - 15 млрд.руб.)
2009 г. - Авария на Саяно-Шушенской ГЭС на р. Енисей унесла жизни 75 человек. На восстановление будет потрачено 21,6 млрд. руб.
- А вот и основные причины этих аварий.
Основные причины аварий
-
природные явления или стихийные бедствия;
-
техногенные факторы;
ЧС военного времени и террористические акты
Ответы учащихся:
- В России много рек, озер. Также воду используют из родников и колодцев.
Учащиеся записывают определения в тетради.
Ответы детей:
- для использования в сельском хозяйстве,
- для водоснабжения городов:
Учащиеся записывают определения в тетради.
Ответы детей.
- В результате каких-то природных катаклизмов
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Ответы учащихся.
- Это авария на гидродинамически опасных объектах.
Запись в тетради.
17
4
Фронтальная беседа
Актуализировать знания учащихся о гидродинамических авариях и гидродинамических сооружениях.
Вопросы для активации знаний.
-Что такое гидродинамическая авария?
-Стихийные бедствия природного характера способные вызвать образование естественных плотин?
-Какие существуют виды гидротехнических сооружений?
Ответы учащихся.
- Гидродинамическая авария - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.
- лавина, оползни, землетрясения и др.
- К гидротехническим сооружениям (ГТС),разрушение которых вызывает гидродинамические аварии, относятся:
-
Плотины
-
Шлюзы
-
Дамбы
-
Оросительные(ирригационные)системы
-
Перемычки
-
Запруды
-
Каналы
-
Акведуки(сооружения в виде моста с водоводом)
-
Туннели
Ливневая канализация и другие
5
5
Проверочная работа.
Проверить качество усвоения материала и навыков самостоятельной работы.
ЭОР № 3
Проверка изученного материала
- А сейчас мы проведем небольшую проверочную работу по новой теме. Вам нужно выбрать правильный ответ.
Учащиеся устно отвечают на вопросы теста.
2
6
Подведение итогов.
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.
-А сейчас мы с вами ещё раз повторим, о чем говорили на уроке.
-Какие причины могут вызвать разрушение гидротехнического сооружения?
- Какие гидротехнические сооружения называют гидроузлами?
- Какие гидродинамические сооружения, функционируют в нашей области?
Выставление отметок за урок.
- природные явления или стихийные бедствия;
-техногенные факторы;
-ЧС военного времени и террористические акты.
- Комплексные ГТС, объединенные общей целью,в которых сочетаются и плотины, и каналы, и шлюзы, и энергоустановки, называют гидроузлами.
- Обское водохранилище.
4
7
Домашнее задание.
Разъяснение содержания домашнего задания.
Домашнее задание - § 5.1 учебника.
Отдельным ученикам подготовить сообщение об Обском водохранилище.
2