- Преподавателю
- ОБЖ
- Методическая разработка по основам военной топографии, Тема № 2 Топографические карты
Методическая разработка по основам военной топографии, Тема № 2 Топографические карты
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Токарев С.А. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
ТЕМА № 2 «ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ»
Тема отрабатывается в течение 2-х часов на 2-х занятиях.
Занятие 1 «Назначение и классификация топографических карт. Виды горизонталей»
Занятие 2 «Условные знаки и их классификация»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Учебные:
1. Дать обучающимся необходимые теоретические знания в назначении и классификации топографических карт, назначении горизонталей и их практическое применение в повседневной деятельности войск, а также в боевой обстановке.
2. Формировать у суворовцев практические навыки в чтении топографических карт, учить правильно понимать содержание условных топографических знаков.
3. Показать, что знание и умелое использование топографических карт будет способствовать наиболее эффективному применению подразделений, вооружения и военной техники в современном общевойсковом бою.
4. Научить суворовцев мыслить аналитически, применять теоретические знания к практическим умениям.
Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные качества суворовцев (умения мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать) и умения выражать свои мысли в речи.
2. Развивать наблюдательность и по их результатам делать выводы.
3. Развивать творческие способности и формировать познавательную мотивацию при отработке учебных вопросов занятий.
Воспитательные:
1. Привить суворовцам, как будущим офицерам, стремление добросовестно изучать военное дело, быть патриотом своего Отечества.
2. Воспитывать у обучающихся трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, стремление к получению знаний и сознательное отношение к учебе.
3. Воспитывать у суворовцев ответственное отношение за умелое выполнение обязанностей военнослужащего в современном общевойсковом бою.
ВРЕМЯ: 2 учебных часа
Занятие 1 (классно-групповое) - 1 учебный час (45 минут)
Занятие 2 (классно-групповое) - 1 учебный час (45 минут)
МЕСТО: класс военной подготовки
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
Занятие 1 - объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный
Занятие 2 - объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Военная топография, М., Воениздат, 1977, Глава 1, § 3, стр.12-14.
2. Учебник сержанта мотострелковых войск, М., Воениздат, 2003, Глава 2, Раздел 11, стр. 352-354.
3. Учебные топографические карты масштаба: 1:10000; 1:25000; 1:100000; 1:200000; 1:500000.
4. Интерактивная доска.
5. Презентация.
6. План-конспект проведения занятия.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Занятие 1 «Назначение и классификация топографических карт. Виды горизонталей»
I. Организация занятия - 10 минут
II. Основная часть (учебные вопросы) - 30 минут
1. Назначение и классификация топографических карт - 15 минут
2. Назначение и виды горизонталей - 15 мин.
III. Заключительная часть - 5 минут
Занятие 2 «Условные знаки и их классификация»
I. Организация занятия - 10 минут
II. Основная часть (учебные вопросы) - 30 минут
1. Назначение и классификация условных знаков - 20 минут
2. Основные группы условных обозначений - 10 минут
III. Заключительная часть - 5 минут
ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Методика проведения занятий по основам военной топографии должна сочетать, как изучение теоретических вопросов, так и отработку практических действий с топографическими картами.
Главное внимание при изучении темы должно быть обращено на формирование устойчивого понимания обучающимися назначения топографических карт, их классификацию по масштабу отображаемой местности, значения горизонталей и условных знаков как основных элементов, характеризующих местность.
Тема изучается с применением объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов на классном занятии, форма организации всех занятий - коллективная (групповая).
В ходе проведения занятия необходимо использовать интерактивные средства обучения - интерактивную доску, Автоматизированное Рабочее Место преподавателя, презентации, а также учебные разномасштабные топографические карты и плакаты.
В ходе изложения учебного материала преподаватель указывает суворовцам, что необходимо записать в тетради, контролирует работу каждого обучающегося и следит за соблюдением ими дисциплины и организованности.
Наиболее целесообразна следующая методическая последовательность изложения учебных вопросов занятия:
- изучение нового учебного материала;
- закрепление изученного материала постановкой проверочных вопросов;
- корректировка ответов обучаемых.
Наиболее целесообразна следующая организационная структура урока:
- организация занятия;
- объявление темы и цели занятия;
- проверка знания учебного материала предыдущего занятия;
- актуализация и усвоение новых знаний;
- закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний;
- подведение итогов занятия и объявление оценок;
- информация о задании на самоподготовку.
Накануне проведения занятия подготовить необходимое материальное обеспечение в соответствие с тем, что предусмотрено методической разработкой.
ТЕМА № 2 «ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ»
Занятие 1 «Назначение и классификация топографических карт. Виды горизонталей»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Учебные:
1. Дать обучающимся необходимые теоретические знания в назначении и классификации топографических карт, назначении горизонталей и их практическое применение в повседневной деятельности войск.
2. Показать, что знание и умелое использование топографических карт будет способствовать наиболее эффективному применению подразделений, вооружения и военной техники в современном общевойсковом бою.
3. Научить суворовцев мыслить аналитически, применять теоретические знания к практическим умениям.
Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные качества суворовцев (умения мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать) и умения выражать свои мысли в речи.
2. Развивать наблюдательность и по их результатам делать выводы.
3. Развивать творческие способности и формировать познавательную мотивацию при отработке учебных вопросов занятий.
Воспитательные:
1. Привить суворовцам, как будущим офицерам, стремление добросовестно изучать военное дело, быть патриотом своего Отечества.
2. Воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, стремление к получению знаний и сознательное отношение к учебе.
3. Воспитывать у суворовцев ответственность за умелое выполнение обязанностей военнослужащего в современном общевойсковом бою.
ВРЕМЯ: 1 учебный час (45 минут)
МЕСТО: класс военной подготовки
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Военная топография, М., Воениздат, 1977, Глава 1, § 3, стр.12-14.
2. Учебник сержанта мотострелковых войск, М., Воениздат, 2003, Глава 2, Раздел 11, стр. 352-354.
3. Учебные топографические карты масштаба: 1:10000; 1:25000; 1:100000; 1:200000; 1:500000.
4. Интерактивная доска.
5. Презентация.
6. План-конспект проведения занятия.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
I. Организация занятия - 10 минут
II. Основная часть (учебные вопросы) - 30 минут
1. Назначение и классификация топографических карт - 15 минут
2. Назначение и виды горизонталей - 15 мин.
III. Заключительная часть - 5 минут
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ:
Преподаватель принимает доклад заместителя командира взвода (дежурного по классу), здоровается с суворовцами, дает команду садиться за парты и приготовиться к занятию.
После этого приступает к проверке наличия обучающихся, отмечает отсутствующих и причины их отсутствия. Преподаватель напоминает тему предыдущего занятия и приступает к проверке уровня знаний обучающимися, постановкой проверочных вопросов, по каждому ответу выставляет оценки.
Проведя опрос 2-3 суворовцев, преподаватель объявляет тему, учебные вопросы, цели занятия, используя при этом 1-й слайд презентации. Дает возможность обучающимся сделать записи в тетради и приступает к изложению первого учебного вопроса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТРАБОТКЕ 1-го УЧЕБНОГО ВОПРОСА:
Демонстрируя 2-й слайд презентации, преподаватель разъясняет обучающимся, что различают два основных вида топографических документов - это карты и планы, дает им краткую характеристику. После этого объясняет, что подразумевается под содержанием карты и доводит суворовцам предназначение топографических карт. Обучающиеся слушают преподавателя и по его указанию делают записи в тетрадях.
Преподаватель контролирует работу каждого обучающегося и следит за соблюдением ими дисциплины и организованности во время занятия. Контроль качества работы обучаемых целесообразно осуществлять путем проверки записей, сделанных в тетрадях.
Демонстрируя 3-й слайд презентации, преподаватель доводит суворовцам классификацию топографических карт и приступает к изложению содержания второго учебного вопроса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТРАБОТКЕ 2-го УЧЕБНОГО ВОПРОСА:
Демонстрируя 4-й слайд презентации, преподаватель разъясняет обучающимся правила работы с топографическими картами и, что значит выражение «читать карту». Объясняет, что чтение топографической карты начинается с изучения рельефа, основу которого составляют горизонтали. Дает возможность обучающимся, записать в тетради определение горизонтали.
Демонстрируя 5-й слайд презентации, преподаватель объясняет суворовцам виды горизонталей и их назначение.
Преподаватель контролирует работу каждого обучающегося и следит за соблюдением ими дисциплины и организованности во время занятия. Контроль качества работы обучаемых целесообразно осуществлять путем проверки записей, сделанных в тетрадях.
Для проверки качества усвоения и закрепления учебного материала преподаватель ставит обучающимся следующие вопросы:
1. Чем отличаются топографическая карта от топографического плана.
2. Для чего предназначены топографические карты.
3. Дайте определение горизонтали.
4. Доложите виды горизонталей.
После закрепления учебного материала преподаватель, демонстрируя 6-й слайд, делает вывод по теме и переходит к заключительной части занятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ:
Преподаватель:
- напоминает обучающимся тему, цели, учебные вопросы занятия и степень их отработки;
- отвечает на заданные вопросы;
- объявляет оценки;
- дает задание на самостоятельную подготовку;
- прощается с суворовцами;
- объявляет об окончании занятия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Изображение земной поверхности, в зависимости от способа составления графических документов и размеров изображаемой на них территории, принято разделять на планы и карты.
Топографическая карта - уменьшенное, точное, подробное и наглядное изображение участков земной поверхности со всеми ее объектами и рельефом, выполненное в определенной картографической проекции. (Приложение 1)
Топографический план - уменьшенное, точное и подробное изображение на плоскости небольшого участка местности. (Приложение 2)
Совокупность сведений о местности, изображенных на карте называется содержанием карты.
Топографическая карта в боевой обстановке является средством детального изучения местности, планирования и ведения боевых действий.
Карту используют как документ, на котором отображаются сведения о противнике и своих войсках, для принятия решения и боевые задачи подразделений.
С помощью топографических карт:
- можно изучать и оценивать местность и маршруты движения;
- осуществлять ориентирование, определять координаты необходимых точек, местоположение целей и элементов боевого порядка;
- производить целеуказание, топографическую привязку приемами глазомерной съемки;
- делать точные измерения и расчеты при определении расстояний, углов, площадей, крутизны спусков и подъемов, высот точек местности, взаимной видимости точек и других характеристик рельефа.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ.
Масштаб карты
По масштабу
По назначению
1:10 000 (в 1 см 100 м)
Крупномасштабные
Тактические
1:25 000 (в 1 см 250 м)
1:50 000 (в 1 см 500 м)
1:100 000 (в 1 см 1 км)
Среднемасштабные
1:200000 (в 1 см 2 км)
Оперативные
1:500 000 (в 1 см 5 км)
Мелкомасштабные
1:1 000 000 (в 1 см 10 км)
Карты масштаба 1:10 000 (1:25 000) - предназначены для детального изучения и оценки небольших участков местности для организации боя.
(Приложение 3)
Карта масштаба 1:50000 - предназначена для изучения и оценки местности, ориентирования и целеуказания в различных видах боя.
(Приложение 4)
Карта масштаба 1:100000 - предназначена для изучения местности и оценки ее тактических свойств, при планировании боя, организации взаимодействия и управления.
(Приложение 5)
Карта масштаба 1:200000 - используется при планировании боевых действий войск оперативного уровня и мероприятий по их обеспечению.
(Приложение 6)
Карта масштаба 1:500000 - предназначена для изучения и оценки общего характера местности при подготовке и ведении операций.
(Приложение 7)
Карта масштаба 1:1000000 - предназначена для изучения крупных географических районов и военно-географической оценки театров военных действий. (Приложение 8)
РАБОТА С ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ
Читать карту - это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.
Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.
Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи.
При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИЗУЧЕНИЯ РЕЛЬЕФА ПО КАРТЕ
Изучение местности начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства.
Одно из основных требований, предъявляемых к топографическим картам, заключается в том, чтобы они с максимальной подробностью и точностью изображали не только плановое положение объектов местности, но также пространственные формы и размеры неровностей земной поверхности.
Иными словами, топографическая карта должна давать трехмерное представление о местности, позволяя не только производить измерения в горизонтальной плоскости, но и определять положение различных точек и объектов местности по высоте.
Чтобы отчетливо и полно представлять местность по карте, необходимо, прежде всего, хорошо разбираться в изображении рельефа.
На топографических картах рельеф изображается горизонталями.
Горизонталь - это замкнутая линия, изображающая на карте горизонтальный контур неровностей, все точки которого расположены на одной высоте над уровнем моря. (Приложение 9)
РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ГОРИЗОНТАЛЕЙ:
Основные - соответствуют высоте сечения рельефа, изображаются на картах сплошной линией коричневого цвета.
Утолщенные - ими выделяется для удобства чтения рельефа каждая пятая основная горизонталь.
Половинные - соответствуют половине высоты сечения и предназначены для показа важных подробностей рельефа. Вычерчиваются прерывистыми линиями.
Вспомогательные - проводятся между основными и половинными горизонталями там, где нужно показать подробности рельефа. Вычерчиваются прерывистыми линиями, но с более короткими звеньями.
ВЫВОД
Таким образом, топографические карты служат основным источником информации о местности и используются для ее изучения, определения расстояний и площадей, дирекционных углов, координат объектов и решения других задач. Они широко применяются при управлении войсками, а также в качестве основы для боевых графических документов и специальных карт.
Преподаватель основ военной подготовки С. Токарев
Приложение 1
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Приложение 2
ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН
Приложение 3
КАРТЫ МАСШТАБА 1:10000
Приложение 4
КАРТЫ МАСШТАБА 1:50000
Приложение 5
КАРТЫ МАСШТАБА 1:100000
Приложение 6
КАРТЫ МАСШТАБА 1:200000
Приложение 7
КАРТЫ МАСШТАБА 1:500000
Приложение 8
КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000
Приложение 9
ТЕМА № 2 «ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ»
Занятие 2 «Условные знаки и их классификация»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Учебные:
1. Формировать у суворовцев практические навыки в чтении топографических карт, учить правильно понимать содержание условных топографических знаков.
2. Научить суворовцев мыслить аналитически, применять теоретические знания к практическим умениям.
3. Показать, что умелое использование топографических карт будет способствовать наиболее эффективному применению подразделений, вооружения и военной техники в современном общевойсковом бою.
Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные качества суворовцев (умения мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать) и умения выражать свои мысли в речи.
2. Развивать творческие способности и формировать познавательную мотивацию при отработке учебных вопросов занятий.
Воспитательные:
1. Привить суворовцам, как будущим офицерам, стремление добросовестно изучать военное дело, быть патриотом своего Отечества.
2. Воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, стремление к получению знаний и сознательное отношение к учебе.
ВРЕМЯ: 1 учебный час (45 минут)
МЕСТО: класс военной подготовки
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
Занятие 2 - объяснительно-иллюстративный; репродуктивный
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Военная топография, М., Воениздат, 1977, Глава 1, § 3, стр.12-14.
2. Учебник сержанта мотострелковых войск, М., Воениздат, 2003, Глава 2, Раздел 11, стр. 352-354.
3. Учебные топографические карты масштаба: 1:10000; 1:25000; 1:100000; 1:200000; 1:500000.
4. Интерактивная доска.
5. Презентация.
6. План-конспект проведения занятия.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Занятие 2 «Условные знаки и их классификация»
I. Организация занятия - 10 минут
II. Основная часть (учебные вопросы) - 30 минут
1. Назначение и классификация условных знаков - 20 минут
2. Основные группы условных обозначений - 10 минут
III. Заключительная часть - 5 минут
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ:
Преподаватель принимает доклад заместителя командира взвода (дежурного по классу), здоровается с суворовцами, дает команду садиться за парты и приготовиться к занятию.
После этого приступает к проверке наличия обучающихся, отмечает отсутствующих и причины их отсутствия. Преподаватель напоминает тему предыдущего занятия и приступает к проверке уровня знаний обучающимися, постановкой проверочных вопросов, по каждому ответу выставляет оценки.
Проведя опрос 2-3 суворовцев, преподаватель объявляет тему, учебные вопросы, цели занятия, используя при этом 1-й слайд презентации. Дает возможность обучающимся сделать записи в тетради и приступает к изложению первого учебного вопроса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТРАБОТКЕ 1-го УЧЕБНОГО ВОПРОСА:
Демонстрируя 2-й слайд презентации, преподаватель разъясняет обучающимся, что основное требование к топографическим картам - это полнота и подробность изображения местности и объектов, расположенных на ней, а объекты местности, как правило, отображаются условными знаками. После преподаватель дает определение условных знаков. Обучающиеся слушают преподавателя и по его указанию делают записи в тетрадях.
Преподаватель контролирует работу каждого обучающегося и следит за соблюдением ими дисциплины и организованности во время занятия. Контроль качества работы обучаемых целесообразно осуществлять путем проверки записей, сделанных в тетрадях.
Демонстрируя 3-й и 4-й слайд презентации, преподаватель доводит суворовцам классификацию условных знаков, акцентируя внимание обучающихся на том, что различают 3 основных группы и приступает к рассмотрению 1-й группы условных знаков - масштабных. Обучающиеся слушают преподавателя и по его указанию делают записи в тетрадях.
Демонстрируя 5-й слайд презентации, преподаватель доводит обучающимся 2-ю группу условных знаков - внемасштабные. Обучающиеся слушают преподавателя и по его указанию делают записи в тетрадях.
Демонстрируя 6-й слайд презентации, преподаватель доводит обучающимся 3-ю группу условных знаков - пояснительные. Дает возможность обучающимся сделать записи в тетради и приступает к изложению содержания второго учебного вопроса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТРАБОТКЕ 2-го УЧЕБНОГО ВОПРОСА:
Демонстрируя 7-й слайд презентации, преподаватель разъясняет обучающимся, что все условные обозначения объединены в несколько групп - растительный покров, грунты, гидрография, населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, дорожная сеть, административные границы и ограждения и отдельные местные предметы - ориентиры. Обучающиеся слушают преподавателя и по его указанию делают записи в тетрадях.
Завершая изложение содержания 2-го учебного вопроса и темы в целом преподаватель демонстрирует суворовцам 8-й слайд презентации и доводит общие рекомендации при чтении топографических карт. Обучающиеся слушают преподавателя и по его указанию делают записи в тетрадях.
Преподаватель контролирует работу каждого обучающегося и следит за соблюдением ими дисциплины и организованности во время занятия. Контроль качества работы обучаемых целесообразно осуществлять путем проверки записей, сделанных в тетрадях.
Для проверки качества усвоения и закрепления учебного материала преподаватель ставит обучающимся следующие вопросы:
1. Доложить классификацию условных знаков.
2. Для чего применяются контурные условные знаки.
3. Для чего применяются пояснительные условные знаки
4. Перечислите группы условных знаков.
После закрепления учебного материала преподаватель переходит к заключительной части занятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ:
Преподаватель:
- напоминает обучающимся тему, цели, учебные вопросы занятия и степень их отработки;
- отвечает на заданные вопросы;
- объявляет оценки;
- дает задание на самостоятельную подготовку;
- прощается с суворовцами;
- объявляет об окончании занятия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Полнота и подробность изображения местности является одним из основных требований к топографическим картам. Наличие, местоположение и взаимная связь топографических элементов местности отображаются на топографической карте специальными условными знаками. Эти знаки создают наглядную картину местности.
Условные знаки топографических карт - система графических, буквенных и цифровых обозначений, с помощью которых показывается на карте местоположение объектов местности, и передаются их качественные и количественные характеристики. (Приложение 1)
КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ
Условные знаки подразделяются на - масштабные, внемасштабные и пояснительные.
Масштабные условные знаки применяются для изображения местных предметов, величина и форма которых могут быть выражены в масштабе данной карты. Они делятся на:
- контурные (площадные)- состоят из обозначения границы данного объекта и фонового изображения (штриховки, цветной закраски) его площади с заполняющими знаками, которые отражают качественную характеристику объекта. Это леса, болота, населенные пункты и т.п., состоят из контура (внешнего очертания объекта); изображаемого сплошной линией или пунктиром, внутри которого значками, цветом или штриховкой обозначается характер объекта.
- линейные - используются для изображения на картах местных предметов линейного характера - дорог, границ, линий связи и т. п. Эти знаки позволяют передать в масштабе длину и форму объектов. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. (Приложение 2)
Внемасштабные условные знаки используются при изображении объектов, плановое очертание которых не может быть передано в масштабе карты. Местоположение таких объектов определяется главной точкой условного знака.
Внемасштабные условные знаки можно разделить на 4 группы:
1. Знаки, имеющие центр симметрии, (кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка и т.д.) - главная точка совпадает с центром симметрии;
2. Знаки, имеющие широкое основание, главная точка - в середине основания.
3. Знаки, имеющие основание в виде прямого угла; главная точка - в вершине угла. 4. Знаки, представляющие сочетание нескольких фигур, где главная точка - в центре нижней фигуры. (Приложение 2)
Пояснительные условные знаки применяются для дополнительной характеристики объектов местности и показа их разновидностей. Например, изображение хвойного или лиственного дерева в сочетании с условными знаками лесов показывает преобладающую в них породу деревьев, стрелка на реке - направление течения, поперечные штрихи на условном знаке железной дороги показывают количество путей.
Условные знаки на топографических картах могут дополняться:
- подписями собственных названий населенных пунктов, рек, озер, гор, лесов и других объектов - они подписываются полностью.
- буквенными обозначениями.
Сокращенные пояснительные подписи, сопровождающие условные знаки, стандартны, как и сами знаки, для всех топографических карт. Они применяются для дополнительной характеристики, изображаемых на карте предметов. Так, подписанные рядом с условными знаками заводов, фабрик, сельскохозяйственных предприятий они указывают род объекта. Например, «древ» - предприятие деревообрабатывающей промышленности; «вод» - водонапорная башня.
Сокращенными подписями поясняются некоторые местные предметы, не имеющие своих условных знаков, но выделяющиеся по своему значению. Например, у здания школы ставится подпись «шк», у казармы - «каз», у сарая - «сар», у вокзала - «вкз» «бр» - брод; «арт. к» - артезианский колодец и т. д.
- цифровыми обозначениями.
Применяются для указания числа дворов в сельских населенных пунктах, характеристик отдельных объектов, высот наиболее характерных точек рельефа (вершин, перевалов), ширины рек, глубины бродов и др.
Например, мост с подписью:
-
К7 270 - 8
50
Мост каменный:
- высота 7 м
- длина 270 м
- ширина 8 м
- грузоподъемность 50 т. (Приложение 2)
Все местные предметы при изображении на топографических картах подразделяются на следующие основные группы, для которых установлена своя система условных обозначений:
- растительный покров и грунты;
- гидрография;
- населенные пункты;
- промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;
- дорожная сеть;
- административные границы и ограждения;
- отдельные местные предметы - ориентиры. (Приложение 3)
Условные знаки стандартны, имеют простое начертание, удобное для вычерчивания и запоминания. Они своим рисунком или цветом несколько напоминают внешний вид или какие-либо другие признаки изображенного предмета.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ
Озера, леса, кварталы населенных пунктов, болота и др. изображаются масштабными знаками. Внешние границы таких предметов показываются на карте линиями или пунктиром в точном соответствии с их действительными очертаниями на местности. Сплошными линиями показываются контуры озер, широких рек, кварталов населенных пунктов, пунктиром - контуры леса, луга, болота. Площадь таких условных знаков внутри контура покрывается краской соответствующего цвета или заполняется дополнительными знаками.
Отдельные местные предметы, имеющие значение ориентиров, наносятся на карту наиболее точно. Это - вышки и башни, шахты и штольни, церкви, постройки, памятники, курганы, отдельные деревья и т. д. Изображаются они внемасштабными условными знаками, некоторые сопровождаются дополнительными подписями.
Условные знаки дорог, ручьев, водопроводов, линий электропередач и других линейных местных предметов, у которых только длина выражается в масштабе, изображаются линейными условными знаками. Их точное положение на карте определяется продольной осью объекта.
Шоссейные и грунтовые дороги подразделяются на дороги с покрытием и без такового, показываются мосты, насыпи, выемки, посадки деревьев, километровые столбы и перевалы.
На реках и каналах показывают плотины, шлюзы, паромы, броды и дают им соответствующие характеристики.
Почвенно-растительный покров обычно изображается на картах масштабными условными знаками. Это условные знаки лесов, кустарников, садов, парков, лугов, болот, солончаков. Кроме них, имеет свои обозначения и почвенный покров - пески, каменистые поверхности, галечники и т. д.
ВЫВОД
Таким образом, умение читать топографическую карту позволит военнослужащему решать самые разнообразные задачи, как в повседневной жизни, так и в боевой обстановке.
Преподаватель основ военной подготовки С. Токарев
Приложение 1
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Приложение 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ:
1. Масштабные топографические знаки:
- контурные;
- линейные.
2. Внемасштабные топографические знаки
3. Пояснительные топографические знаки.
Приложение 3
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ