- Преподавателю
- Начальные классы
- Фантазия в литературе. Автор, герой-рассказчик. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»
Фантазия в литературе. Автор, герой-рассказчик. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Жиренкина О.Я. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: Фантазия в литературе. Автор, герой-рассказчик. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»
Цель: формировать представление об особенностях поэтического мировосприятия как способности создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями. Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать и объяснять название произведения; работать с толковым и фразеологическим словарями; определять, от какого лица идет повествование; анализировать внутренний мир, фантазии и характер героя-рассказчика; пересказывать по плану текст; отличать жанры литературных произведений: небылица, сказка, рассказ.
Ход урока
-
Организационный момент.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
А затем назад прогнулись
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
-
Проверка домашнего задания.
-
Выразительное чтение стихотворения « Картофельные олени».
-
Какой же вывод можно сделать? (Автор обладает фантазией и воображением, а фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым.)
-
Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
- Вспомните название нашей главы.
- Почему же люди фантазируют?
-
У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете.
-
А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.
-
Откройте учебник на с. 106 и прочитайте название следующего произведения. («Осенний кавардак».)
-
Найдите в толковом словаре значение слов «кавардак» и «нафтолином», бильярдный
-
Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)
-
Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор произведения Саша Черный.)
- Хотите познакомиться с автором поближе?
Материал для учителя
Александр Михайлович Гликберг (1880- 1932). 27 ноября 1905 г. - день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».
Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы - легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому - прыгающему, порхающему, плавающему... Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и... бережно поместит это существо в стихотворение. Но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам.
-
Прочитайте слово, записанное под заголовком. Что оно обозначает? (Это отрывок из произведения.)
IV. Работа по теме урока
-
Найдите в первой части слова, которые требуют обращения к толковому словарю. Прочитайте их значение.
- От чьего лица написан этот дневник?
-
Найдите подтверждение в тексте, что дневник написан именно собакой.
-
Что же Микки рассказал о себе? Перечитайте и подчеркните слова и выражения, подтверждающие ваше мнение.
-
Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он проводит с ней? Найдите подтверждение в тексте.
-
Любит ли он ее? (Да, любит, так как сравнивает с самим собой, а это высший комплимент.)
- Как фокс относится к другим людям? (Он считает, что у людей много недостатков.)
- Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди? (Люди много и долго едят - они обжоры; люди несправедливы и невнимательны; обладают плохим вкусом.)
-
Физкультминутка
-
Продолжение работы по теме урока
- Каким вы представляете фокса Микки? Есть ли описание в первой главе? (Описания внешности там нет.)
- Как вы думаете, почему?
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный,
ленивый, хвастливый.
- Выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. Подтвердите примерами из текста.
- Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя?
- Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Найдите подтверждение в тексте. (Он ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, - он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди.)
- О чем же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. (Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)
-
Рефлексия
Сегодня я прочитал...
Было интересно...
Было трудно...
Я понял, что...
Я почувствовал, что...
Теперь я могу...
Меня удивило...
Мне захотелось...
VIII. Подведение итогов урока
- Какое необычное произведение мы начали изучать?
- Чем же оно необычно?
Домашнее задание
- Перечитать первую главу (учебник, с. 103-105).
- Выписать краткие формулировки из прочитанной главы на тему «Мысли Микки о жизни и о себе».