Текст выступления на мастер-классе Формирование УУД с помощью технологии АМО на уроке ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Булыгина Вера Арсеньевна

учитель начальных классов МБОУ «УСОШ им. М.А. Бабикова»

Мастер-класс

по теме «Формирование УУД с помощью АМО и М технологии на уроках ОРКСЭ».

Текст выступления

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча. Мы совершим путешествие на корабле - паруснике в страну АМО на остров Светской этики. Путешествовать удобнее в группах по маршруту АМО технологии и модерации (3 фазы и 6 этапов). (Слайд 2)

Текст выступления на мастер-классе Формирование УУД с помощью технологии АМО на уроке ОРКСЭ

Этап «Инициация»

АМО «Счастливый билет». Цели задачи использования метода: - поздороваться друг другом и установить контакт - создание благоприятной атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей участников и появлению чувства сплоченности


Вам нужно приобрести билеты и отправиться в путь по первому этапу АМО технологии - ИНИЦИАЦИИ (создание комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад). Чтобы в дороге не скучать, нужно познакомиться друг с другом. Для этого, займите свои места, образовав два круга: внешний и внутренний по цвету вашего билета (красный и синий). Вам нужно придумать жест - «Приветствие» и назвать свое имя и школу участнику напротив. Первым начинает знакомство и движение участник, которому достался «счастливый билет» (под музыку). «Рассаживаемся за столы так, чтобы буква билета совпала с первой буквой названия таблички на столах. Мы разделились на четыре команды по 5 человек. Что обозначают названия на табличках? (УУД). В нашем путешествии нам понадобятся «спасательные жилеты» (карточки - подсказки с УУД) . Они находятся на ваших столах и бортовые журналы Рассмотрите таблицу бортового журнала, нам придётся заполнять его на протяжении всего путешествия. Проанализируйте данный активный метод с точки зрения формирования УУД и запишите свои умозаключения в бортовой журнал (Слайд 3). Оцените свой ответ смайликом.

5 мин


Вступительная беседа (методический экскурс): (Слайд 4) - Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения. Понятие метод происходит от греческого methodos - путь исследования. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1. Пассивные методы; 2. Интерактивные методы 3. Активные методы (Слайд 5) Характеристика активного метода. Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока (Ю.Н. Емельянов):

  • дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
  • игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
  • сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
(Слайд 6) Сегодня технология АМО и М (смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание, уравнивание) - это эффективная технология. Она позволяет перевести обучающегося на новую позицию, так как, используемые активные приемы, методы и формы организации совместной деятельности направлены на активизацию познавательной, аналитической и рефлексивной деятельности, развитие исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в команде. (Слайд 7) Процессы результативности модерации состоят из визуализации, вербализации, презентации и обратной связи со своими правилами игры (Слайд 8). В соответствие с данной технологией все образовательные мероприятия делятся на логически связанные фазы и этапы. ( Слайд 9) Сегодня я бы хотела предложить в качестве основы для нашей работы урок ОРКСЭ для 4 класса, построенный в соответствие с технологией модерации.


Этап «Погружение в тему».

АМО «Путеводная звезда»

Цели и задачи метода:

- Определение целей образовательного мероприятия самими участниками.

- Обозначение личностного смысла предстоящей работы.

- Повышение мотивации участников. «Уважаемые коллеги, несомненно, каждый из вас пришел на наше мероприятие с определенной целью. Попробуйте их определить, выбрать 1-2 особенно важные для вас. Поскольку цель часто ассоциируют со звездой, мы тоже создадим путь из звёзд к нашей стране АМО и острову «Светская этика». Возьмите звезды и запишите каждую цель на отдельной звезде, кратко и крупно, творчески. На работу вам дается 3 минуты». Если у кого-то цели совпадут, то звезду с повтором следует прикрепить над имеющейся звездой, на ряд выше.
Проанализируйте данный активный метод с точки зрения формирования УУД и поставьте отметки в бортовой журнал (Слайд 10) Оцените свой ответ смайликом.

5 мин


Этап «Определение ожиданий и опасений»

АМО «Паруса»

Цели и задачи метода: - выявить ожидания участников и определить опасения, для того, чтобы процесс был эффективен; - обратить внимание модератора на опасения участников, принять их и предусмотреть в ходе семинара; - ознакомить участников с ожиданиями и опасениями друг друга; - обозначить личностный смысл обучения; - инициировать процесс рефлексии.
(Слайд 11) «Уважаемые участники, мы с вами на воображаемом корабле - паруснике. Мы только что определились с целью нашего путешествия. Наверняка, у Вас есть свои ожидания и опасения от предстоящего путешествия в загадочную страну АМО. У каждого из вас есть рисунок нашего воображаемого корабля. Чтобы путь был удачным и неутомительным нам нужно «поднять паруса». Для этого на лицевой стороне рисунка парусника напишите свои ожидания от сегодняшнего мастер-класса, а на обороте рисунка - свои опасения. На работу отводится 3-5 минут. (Во время работы звучит музыка моря). А теперь давайте раскроем паруса. Расположите свои рисунки с надписями на доске. Давайте ознакомимся с нашими ожиданиями и опасениями, сравним их, одинаковые объедим в группы. Спасибо Вам за активное участие! Надеюсь, Ваши ожидания исполнятся, а опасения развеются. (Слайд 12) Первая фаза АМО закончена. Посмотрим нашу маршрутную карту по стране АМО. Проанализируйте данные активные методы с точки зрения формирования УУД и запишите свои умозаключения в бортовой журнал (Слайд 13). Оцените свой ответ смайликом.

5 мин



Этап «Закрепление изученного» (домашнее задание)

АМО «Видимо-невидимо».

Цели и задачи метода

- актуализация знаний

- коррекция ЗУНов



«Уважаемые коллеги! (Слайд 14) Мы приплыли к острову «Светская этика». Будьте внимательны и точно выполните следующие инструкции:

  1. Предъявите ваши билеты. Найдите и прочитайте на нём пословицу. Объясните пословицу в группе. Предположите тему по «Светской этике». Рассмотрите (Слайд 15) презентацию. Ответьте на вопрос: «Почему пословицы записаны в 2 столбика?»
  2. (Слайд 16) Вам нужно запомнить все объекты и записать на листы как можно больше слов за 1-2 минуты. Создайте пары слов антонимов, соединив их стрелочками.
  3. Обменяйтесь работами в группах и проверьте друг друга по слайду (Слайд 16), оцените, поставьте подпись и верните работу обратно.
  4. Ответьте на вопрос: «Какому слову не досталось пары? (Альтруизм). Знаете ли вы противоположное по лексическому значению слово? (Эгоизм) Если вы затрудняетесь с ответом, посмотрите на (Слайд 17) презентации. Назовите тему ОМ» .
  5. Посмотрите отрывок из мультфильма и выясните, как повлияли на медвежонка эти два слова «Просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма) (Слайд 18)
- Как на медвежонка повлияли эти слова? - Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей? Как вы думаете, что обозначают слова альтруизм и эгоизм, какие ассоциации у вас возникают? Почему они имеют противоположное значение? Кого из героев мультика можно назвать альтруистом или эгоистом? (Слайд 19) Проанализируйте предложенный активный метод с точки зрения формирования УУД и сделайте необходимые записи около АМО «Видимо-невидимо» в бортовых журналах, какие УУД формируются в ходе данного метода? Оцените свою работу смайликом.

7 мин

Этап «Инпут»

АМО «Фемида». Цели и задачи метода - представление и структурирование нового материала, - активизация внимания участников семинара.
«Уважаемые коллеги! Сейчас вы видите (Слайд 20) чаши весов. Я предлагаю Вам на одну чашу весов поместить информацию учебника о понятии «Альтруизм», а на другую характеристику понятия «Эгоизм» по технологии АМО методом «Фемида». И вместе мы постараемся найти отличительные признаки этих понятий и привести примеры разного поведения людей из собственного опыта. А поможет нам в поисках решения справедливая и беспристрастная ФЕМИДА. (На экране Фемида и весы) Давайте объединимся в две группы по цвету наших билетов из АМО «Счастливый билет». Одной группе предстоит изучить вопросы, связанные с понятием «Альтруизм». Выпишите ключевые слова или фразы в соответствующий сектор, опираясь на вопросы, выведенные на экран (Слайд 21).

  1. Что такое альтруизм и эгоизм?
  2. Приведите примеры эгоистического поведения?
  3. Приведите примеры альтруистического поведения?
  4. Почему следует различать разумный эгоизм?
Вам даётся 7 минут на изучение вашего материала и поиска ответов на вопросы. По мере изучения теоретического материала записывайте ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран. Теперь давайте попытаемся «взвесить» обе чаши. (Слайд 21) Давайте сравним знания, которые получили по теме занятия. Участники группы по очереди высказываются, презентуют информацию, опираясь на свои шаблоны, происходит контроль и оценка деятельности групп.
Проанализируйте предложенный активный метод с точки зрения формирования УУД и сделайте необходимые записи около АМО «Фемида» в бортовых журналах, какие УУД формируются в ходе данного метода? (Слайд 22) Оцените себя смайликами.

10 мин


Этап «Проработка содержания темы».

АМО «Путаница»

Цели и задачи метода:

- Акцентирование внимания на ключевых моментах ИНПУТа.

- Актуализация имеющихся у обучающихся знаний и умений по теме и проверка степени их усвоения.

- Развитие универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных.


«Все мы прекрасно помним сказку Корнея Ивановича Чуковского:

Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"» (Слайд 23) Прежде чем мы начнём работу, давайте разделимся на 4 команды. Прошу вас вытянуть из шкатулки бумажку с мини - текстом. Сейчас в своих группах Вам предстоит найти исправить ошибки в тексте. На всю работу у вас - 3-4 минуты. А теперь выберите представителей от каждой команды, которым нужно будет ознакомить другие членов команды с решением учебной задачи. Помните, у вас есть ровно одна минута, чтобы представить свой материал. Итак, послушаем представителя команды № 1 - Все ли согласны? Приглашается команда №2, которая расскажет… - Какие будут добавления и предложения? Приглашается участник команды № 3, которая обсуждала … - Есть ли у вас предложения, замечания по поводу выступления команды № 3? - Все ли ошибки на, ваш взгляд, удалось найти команде № 4?
Можно обменяться в группах карточками текстами и провести взаимопроверку. Проанализируйте предложенный активный метод с точки зрения формирования УУД и сделайте необходимые записи около АМО «Путаница» в бортовых журналах, какие УУД формируются в ходе данного метода (Слайд 24) Оценка работы смайликом.


8 мин.


Этап «Разминка»

АМО «Радуга»

Цели задачи использования метода:

- снять напряжение от проделанной работы, создать положительный эмоциональный настрой,

- активизировать мышление.


Начинается 3 фаза - завершение образовательного мероприятия. Предлагаю вам сейчас немного отвлечься и подумать о прекрасном… Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления. Человечество связало его с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, это дорога между небом и землей, а в Китае считали, что это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах его считают волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь? Да, вы правы, речь идет о радуге, которую мы сегодня создадим. (Слайд 25) Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге люди придумали простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов, например: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Мы используем с вами это предложение, чтобы поделиться на две команды (все тянут полоски со словами из акростиха). По моей команде, услышав слово, которое вы вытянули, вам нужно быстро занять место слева или справа от меня. 1 вариант: Модератор медленно произносит слова из акростиха: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 2 вариант: А теперь вам предстоит создать радугу из участников своей команды, учитывая, например, цвет одежды, а также из окружающих вас предметов, например, мебели, занавесок, доски (если есть) и любых других предметов, которые вы найдете в аудитории или слова - опоры, связанные с темой мероприятия. (Педагог д.б. Компетентен, Образован, Жизнерадостен, Здоров, Грамотен, обладать Саморегуляцией, Фантазией) или Коммуникация, Образование, Жизнедеятельность, Здоровьесбережение, Грамотность, Саморегуляция, Фронтальность. На это вам отводится 5 минут! По истечении 5 минут вы услышите звук колокольчиков. Модератор: «Пусть ваше настроение остается таким же прекрасным как ваша радуга, которая станет мостиком к новым свершениям! Чтобы Ваше прекрасное настроение осталось с вами надолго, предлагаю запечатлеть этот момент. Это фотография будет не просто напоминать Вам о сегодняшнем мастер-классе, но и поможет поднять настроение, если вдруг Вам станет грустно».

Анализ УУД (Слайд 26). Оценка смайликом.


6 мин

Этап «Рефлексия»

АМО «Багаж» Цели и задачи использования метода: - подведение итогов мастер-класса, - выяснение впечатлений, - определение степени достижения ожиданий участников А сейчас вам предстоит попрощаться с островом «Светская этика» со страной АМО оглянуться назад и вспомнить о ваших ожиданиях и опасениях, написанных на кораблях-парусниках. Вспоминается стихотворение С.Я. Маршака:

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку. (Слайд 27) Я прошу вас собрать в обратную дорогу свой «багаж». Начните с фотографий сказочных героев, чьи поступки будут служить примером в твоей жизни с точки зрения темы нашего занятия по Светкой этике. Почему? (Слайд 28) Какой путь вы выбираете для себя, глядя на этот слайд?
Свои знания от сегодняшнего мастер-класса вы можете поместить в любой предмет багажа. Их несколько. 1 вариант: знаний получил много, всё понравилось - чемодан, Что-то с собой не возьму, поберегу себя - сумка, Приобрёл чуть-чуть для себя в этом путешествии - пакет.

2 вариант: чемодан - понравился семинар, ожидания оправдались;

сумка - опасения не развеялись и остались невыясненными некоторые вопросы;

пакет - семинар вызвал больше сомнений, чем уверенности.
На каждом предмете багажа записаны вопросы. Обсудите и запишите ответы на вопросы, которые вы видите на экране. (См. Презентацию ) в имеющиеся у вас шаблоны. Внимание на экран:

  • Какие ожидания сбылись?
  • Чего мне не хватило?
  • Что мне помешало?
  • Я воспользуюсь
  • О чем мне хотелось сказать
Анализ УУД АМО «Багаж» (Слайд 29)

Анализ сводной таблицы УУД (Слайд 30) Вывод:

  • технология АМО являются инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • технология АМО - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • технология АМО - становятся объективными измерителями квалификации педагога.

  • технологии АМОиМ дает возможность учителю развивать не только предметные, но метапредметные умения и навыки, все виды УУД на одном уроке.

10 мин




Итог мастер-класса Спасибо за творческую и активную работу! Давайте подведем итоги работы нашего мастер-класса. Мы здорово потрудились и с пользой провели время, на память от мастер- класса останется - фото с Радугой. Это фотография будет не просто напоминать Вам о сегодняшнем семинаре, но и поможет поднять настроение, если вдруг Вам станет грустно. Конечно, планирование и проведение уроков по данной технологии требует очень тщательной подготовки, материальных и временных затрат, но полученные результаты того стоят. И необязательно, да и невозможно, каждый урок проводить с соблюдением всех этапов, но включение нескольких активных методов в урок уже будет иметь большой образовательный эффект. Кроме того, знание и владение активными методами даже несколько упрощает построение урока. Учитель, имея в своем распоряжении копилку методов, просто наполняет какой-либо метод своим содержанием, адаптирует его под тему и класс, и уже имеет готовую схему формирования УУД!
Каждый участник получает сертификат участника семинара-тренинга.

Спасибо за внимание!

Три вещи определяют человека:

Труд, честность, достижения. Не бойтесь покорять вершины!
Всего Вам доброго! Желаем Вам новых открытий!

1 мин


Р.S.Учитель - это труженик до седьмого пота

Такая уж у него работа.

Он может подчас заменить юриста и методиста,

Программиста, стилиста, артиста,

Удивит он и визажиста, публициста, коллективиста.

Быть в роли компетентного специалиста

Мечта от администрации школы до министра…

Вот и вертись, придумывай, выступай,

Доказывай, учись, учи, крутись, не спи и твори,

Ведь ат-тес-та-ци-я твоя впереди!


8


© 2010-2022