Конспект по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по русскому языкуКонспект по русскому языкуКонспект по русскому языку







Проект урока по теме: «Родственные слова»

(русский язык)









Выполнил учитель начальных классов

МАОУ СОШ №81 Сормовского района

города Нижнего Новгорода

Шестакова Светлана Владимировна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных

классов 15 лет

Н.Новгород

2015 год








Структура


Проект урока

•Учебный предмет: русский язык

•УМК «Школа России»

•Тема урока «Родственные слова»

•Тип урока: объяснение нового материала

•Задачи урока: познакомить с понятием «родственные слова», их признаками; формировать умение видеть и образовывать эти слова; развивать умение различать синонимы и родственные слова; развивать устную речь, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать; формировать умение работать в группах.

•Ожидаемые результаты (предметные: научиться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; метапредметные: познавательные - научиться классифицировать по заданным признакам, применять правило и пользоваться инструкцией; коммуникативные - выявить проблему и найти способ её разрешения, уметь слушать собеседника и излагать своё мнение, уметь договариваться в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль; регулятивные - научиться производить анализ, сравнение, обобщение при выполнении заданий, составить план выполнения действий, выполнять контроль в форме сличения своего результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него; личностные - уметь оценивать свою работу на уроке, понимать, что было интересно, что вызвало, затруднение и чему научились).

•Оборудование: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий « Русский язык», учебник 1ч., М.«Просвещение»,2012; рабочая тетрадь, раздаточный материал.

•Исходный уровень знаний и умений, обучающихся для изучения данной темы - начальный, так как учащиеся находят проблему с помощью учителя, выполняют кратковременные исследования по заданию, совершают действия по аналогии. На предыдущих уроках дети познакомились с лексическим значением слова, выделили группы однозначных и многозначных слов, и слова синонимы и антонимы. Эти слова изучались по совместно составленному плану.



•Этапы урока и хронометраж

1.Мотивация__________________________________2мин.

2.Постановка учебной задачи____________________3мин.

3.Актуализация знаний_________________________5мин.

4.Открытие обучающимися новых знаний_________10мин.

5.Первичное усвоение новых знаний______________8мин.

6.Физ.минутка_________________________________2мин.

7.Первичная проверка понимания_________________5мин

8.Включение новых знаний в систему знаний_______4мин.

9.Рефлексия___________________________________3мин.

10.Итоги______________________________________2мин.

11.Домашнее задание___________________________1мин.


•Содержание урока:


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование:

формируемые УУД

(указывается конкретное умение определенного вида УУД)

1

Мотивация

Сегодня интересная работа,

Не будем ни секунды мы терять,

Нам предстоит на нынешнем уроке

Писать и очень много размышлять.

А начнём мы свою работу с подготовки пальчиков.





- Ребята, скажите, пожалуйста, что мы желаем людям, когда здороваемся?

.







Дети массируют каждый пальчик под слова:

- Здравствуй, пальчик-дедушка!

- Здравствуй, пальчик-бабушка!

- Здравствуй, пальчик-папочка!

- Здравствуй, пальчик-мамочка!

- А вот этот пальчик, я!

- Это вся моя семья.

- Мы желаем друг другу здоровья.

Коммуникативное-умение слушать и вступать в диалог.



Фронтальная работа.

2

Постановка учебной задачи.

- А мне хочется пожелать вам удачи на этом уроке. Так как предстоит вам сегодня узнать: «Что такое родственные слова». Делать мы будем это согласно известному плану. Давайте его вспомним.

- Мы научимся находить родственные слова среди других слов и в тексте и подбирать их к данному слову.

На доске записаны слова: Буря, боль, ураган, шторм, больной, шквал, больница.

Какие слова мы можем выбрать в уже изученную вами группу слов? Назовите их. Слова, из какой группы вы выбрали?

- Прочитайте слова, которые остались. Можем ли мы их отнести тоже к синонимам?

План работы.

1.Признаки слов. Как узнать слова?

2.Сравненить с другими группами слов.

3.Применение слов в речи.

4.Роль слов в тексте.


- Буря, ураган, шторм, шквал.

- Слова - синонимы.

- Боль, больной, больница.

- Мы сомневаемся. Может эта новая группа слов?

Регулятивное - планирование (составление плана и последовательности действий). Познавательное - произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

Фронтальная форма работы.

Создание проблемной ситуации.

3

Актуализация знаний.

- Поскольку пальчики мы с вами приготовили, начнём работу с чистописания. Сядьте согласно правилам посадки при письме. Откройте тетради, положите их как показано на образце, запишите число, классная работа. Возьмите образцы для чистописания.

- Написание какой буквы сегодня вспомним? Прочитайте слова

на эту букву.

- Что ещё написано на карточке?

- Прочитайте его.

- Напишите всё по образцу. Сравните затем свою работу с ним и оцените себя смайликом.










- Мы будем писать буквы Х х.

- Хоккей, хоккеист, хороший.

- Предложение.

Хороший друг - настоящий клад.

Работают самостоятельно. Самооценка.

Регулятивное - контроль (сличение результата с заданным эталоном).

Познавательное - самостоятельное решение проблемы. Личностное - самооценка.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

4

Открытие обучающимися новых знаний.

- Ребята, когда мы готовили пальчики к письму, мы вспомнили о семье. Назовите из каких членов состоит семья пальчика?

- Как ещё можно назвать всех этих членов семьи?

- Кто ещё относится к родственникам?

- Почему мы их считаем родными?

- Чем же они похожи?


- А теперь, на основе того что вы выявили общего для семьи, подумайте, каковы будут признаки у слов - родственников, точнее у родственных слов?


- Давайте проверим ваше предположение. Найдём в учебнике с.58 №77.

-Прочитаем текст упражнения. Один ученик прочитает вслух, остальные следят по книге.

-Прочитаем теперь выделенные слова в тексте? Также один читает, остальные следят.

- Находите ли вы в этих словах схожесть?

-Назовите эту общую часть?

- Эта часть выражает только внешнее сходство?

-Что ещё вы можете сказать про эти слова?

- Теперь сформулируйте, что такое «родственные слова?

- Проверим своё определение с учебником. Прочитаем его все вместе на с.58.

-Давайте вернёмся к словам из чистописания. Есть ли среди них родственные?

- Молодцы.




- Мама, папа, дедушка, бабушка, ребёнок.


- Родственники, родные, родня.


- Дядя, тётя, брат, сестра.

- Они имеют общую родню и похожи чем-то друг на друга.

- Могут, похожи цветом глаз, волос, формой каких-то частей тела.

- Если люди в семье чем-то похожи, то и в словах должно быть сходство. В какой-то части слова, должны быть похожие буквы.

Читает сильный ученик.

Читает слабый ученик.

- Да, есть одинаковая часть слова.

- Общая часть всех слов - «род».

- Она не только похожа зрительно, но и выражает смысл всех слов.

- Они близкие по смыслу.

-Родственные слова - слова близкие по смыслу, имеют общую часть.

Читают хором.

Да, это слова хоккей и хокеист.

Регулятивное - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и что ещё не известно). Познавательные - анализ объекта с выделением существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, смысловое чтение. Коммуникативное - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Фронтальная работа, создание проблемной ситуации, поиск решения проблемы - дискуссия.

Работа с учебной книгой. Индивидуальный подход.

5

Первичное усвоение новых знаний. Закрепление.

Послушайте стихотворение:

-Мы слова похожие,

Как родственники схожие,

Мы живём одной семьёй.

Поиграть хотим с тобой.

- Это, какие слова к вам обращаются?

- А поиграть они хотят с вами в игру «Собери родственников!». У нас есть 3 слова, которые потеряли родственников, давайте им поможем. Запишем в тетрадях эти слова так, чтобы получились 3 столбика - 3 семьи. Итак, слова: конь, соль, море. Находим их родственников из следующего списка: конюх, солёный, конюшня, морской, солонка, конский, солить, моряк, мореплаватель. Вы будете по очереди выходить к доске и записывать слова в нужный столбик. Давайте найдём общую часть у слов каждой группы и выделим эту часть дугой.






- Родственные.


Дети по очереди выходят к доске, записывают слова в нужные столбики, объясняя свой выбор, и ведут записи в рабочих тетрадях. Затем также выделяют общую часть родственных слов.

Коммуникативные-умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, выбор оснований для классификации объектов.


Практическая работа - пробное упражнение, на применение только усвоенных знаний.


Физ. минутка

- Следующая игра «Найди пару». Встаньте из-за парт. Я буду называть слова парами. Если это родственные слова, вы поворачиваетесь к соседу и хлопаете в ладоши друг друга. Если не являются родственными - поворачивайтесь друг к другу спиной. Начали: лес-лесник, река-ручей, кот-котик, стена-потолок, гриб-грибник, дом-дым, обед-стол, бег-бегун, гусь-гусеница, слон-слонёнок. Спасибо, молодцы!


Дети поочерёдно то поворачиваются друг к другу и хлопают, то отворачиваются друг от друга, показывая своим действием понимание нового материала и выполняют классификацию слов.

Коммуникативное - управление поведением партнёра. Познавательное - синтез как составление целого из частей.

Регулятивное - использование знаний в новых условиях.

Практическая работа - тренировочное упражнение, на приобретение навыков в стандартных условиях.



- А сейчас, давайте опять обратимся к учебнику и найдём с.60 №81. Прочитайте пары слов.

- Являются ли эти слова родственными?

- Почему?

- Давайте найдём среди слов-синонимов родственное слово к выделенным словам. Обсудите свой выбор с соседом по парте. Расскажите, что у вас получилось?

Хорошо вы справились и с этим заданием. А вот справитесь ли вы с загадкой?

- Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

- Давайте придумаем родственные слова к данному слову, запишем в тетрадях, выделим общую часть. Один ученик будет работать за крылом доски. Давайте проверим, как получилось у вас и у вашего одноклассника.


Дети самостоятельно прочитывают слова «жужжащим» чтением.

- Нет.

Это слова-синонимы. Они близкие по смыслу, но у них нет общей части.

К словам: быстрый, быстрота добавим слово быстро. А к словам: липнуть, липучий добавляем слово - липкий.

- Это газета.

Дети записывают: газета, газетка, газетная. Выделяют общую часть - газет.

У доски сильный ученик, он объясняет свои действия. Остальные дети дополняют его своими родственными словами.

Познавательные - смысловое чтение, выбор оснований и критериев для сравнения, доказательство. Коммуникативное - управление поведением партнёра.






Работа в парах. Тренировочное кпражнение.







Познавательные - извлечение необходимой информации из прослушанного текста, синтез как составление целого из частей. Коммуникативное - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Индивидуальный подход, самостоятельная творческая работа.

6

Первичная проверка понимания.

- Для выполнения следующего задания нужно разделиться по группам. Записать предложения, вставив пропущенные слова. Чья группа закончит работу первой, та и зачитывает полученные предложения. Прочитайте слова, которые нужно вставить.

-Что это за слова?

-Проследите, как употребляются слова в тексте.


- Лес, лесник, лесок, лесной.

- Это родственные слова.

- Они создают смысл текста.

Мы ездили в лес. На лесной полянке видели домик лесника. Там растёт молодой лесок.

Личностное - смыслообразование (установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей).

Познавательные - произвольное и осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, синтез как составление целого из частей. Коммуникативное - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Групповая самостоятельная работа.

Фронтальная работа при обсуждении.

7

Включение новых знаний в систему знаний.

- Прочитайте начало сказки.

- Придумайте, что могло быть дальше.


- Назовите родственные слова, которые встретились в сказке.

- Какова их роль в речи?

- Какая орфограмма встретилась в данных родственных словах?

- Какое из этих слово будет проверочным?

Читает сильный ученик.

На лесной поляне встретились большой белый гриб - боровик и маленький грибок - подосиновик. Завели они свои грибные разговоры. Вдруг раздались голоса грибников….

Дети, продолжая друг друга, домысливают продолжение. Например, так: …и тогда грибы - замолчали.. Они стояли тихо, всё прислушивались, о чём говорят люди. Грибы подслушали, что грибники мечтают о наваристом, душистом грибном супе, о картошечке с молодыми грибочками и грибных пирогах. Лесным жителям стало страшно, они совсем не хотели оказаться на тарелке. Грибы укрылись осенними цветными листьями и так застыли на своей полянке.

Грибники прошли мимо. А грибы так и остались украшать свой лес.

- Гриб, грибок, грибные, грибники.

- Украшают её, делают выразительной и богатой, помогают фантазировать и представить героев сказки, их образы.

- Парная согласная буква.

Их три: грибок, грибные, грибники.

Познавательные - свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, анализ объекта. Коммуникативное - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Индивидуальный подход, фронтальная работа, творческое упражнение.

8

Рефлексия

-Прочитайте строки из народной песни.

- Задание всем:

Сосчитайте, сколько здесь родственных слов? А кто с ним справится быстро, тот считает, сколько здесь пар родственных слов?

Читают хором:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони, ни волоса.

Расти, косонька, до пят

Все волосоньки в ряд.

- Коса, косонька; ни волоса, волосоньки.

Познавательное - рефлексия способов и условий действия, поиск и выделение необходимой информации.

Дифференциация по уровню трудности, самостоятельная работа.

9

Итоги урока.

- Назовите признаки родственных слов.

- Как отличаются от синонимов?

- А что у них общего?

- Молодцы ребята, но это ещё не всё что мы с вами узнали о родственных словах. На следующем уроке вы узнаете, как их называют по-другому, и как называется общая часть родственных слов.

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Достигла ли она цели?

- Общая часть, близкие по смыслу.

- У синонимов нет общей части.

-Близкие по смыслу слова.

знаю

Я запомнил

смог

Регулятивные - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества усвоения).

Фронтальная работа. Беседа.

10

Домашнее задание.

Я вам даю скороговорку. Вы научитесь произносить её быстро и к выделенным словам подберете, и запишите родственные слова.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

Слова для справок: корова, котище, коза, баран, котёнок, козёл, овца, козлёнок, телёнок.

Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Познавательное - самостоятельное создание способа решения проблемы.

•Самоанализ урока (заполненный бланк)

Оценка проекта урока

Бланк №1

№ п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО 1

1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3
2

2 Реализация компетентностного подхода 3
3

3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 3
4

4 Развивающая направленность заданий 2
5

6 Логика построения урока 3
6

7. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 2
7

8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 2
8

9 Характер используемой наглядности 1
9

10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 3
10

12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 1
11

13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 3
12

14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 2
13

15 Формирование познавательных УУД 3
14

16 Формирование регулятивных УУД 3
15

17 Формирование коммуникативных УУД 3
Всего баллов


Максимальная сумма - 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная - 15 баллов (урок является традиционным). Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3


Для оценивания используется следующая шкала: 3 - соответствует требованиям, 2 - частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 - полностью не соответствует. Максимальная сумма - 18 баллов, минимальная - 6 баллов.

Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.

Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:

  • менее 31 балла - не зачтено

  • 32 - 45 - зачтено с замечаниями

  • 46 - 63 - зачтено



•Литература

Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» ч.1М.: Просвещение, 2012.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. - М.:АРКТИ,2012.

Электронные ресурсы.

•Технические средства обучения

Компьютер, проектор, экран





















Приложение 1.

Карточки - образцы по чистописанию.




Конспект по русскому языку

Приложение 2.

Конспект по русскому языку

Конспект по русскому языку

© 2010-2022