- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку
Конспект по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шестакова С.В. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект урока по теме: «Родственные слова»
(русский язык)
Выполнил учитель начальных классов
МАОУ СОШ №81 Сормовского района
города Нижнего Новгорода
Шестакова Светлана Владимировна
Квалификационная категория первая
Стаж работы учителем начальных
классов 15 лет
Н.Новгород
2015 год
Структура
Проект урока
•Учебный предмет: русский язык
•УМК «Школа России»
•Тема урока «Родственные слова»
•Тип урока: объяснение нового материала
•Задачи урока: познакомить с понятием «родственные слова», их признаками; формировать умение видеть и образовывать эти слова; развивать умение различать синонимы и родственные слова; развивать устную речь, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать; формировать умение работать в группах.
•Ожидаемые результаты (предметные: научиться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; метапредметные: познавательные - научиться классифицировать по заданным признакам, применять правило и пользоваться инструкцией; коммуникативные - выявить проблему и найти способ её разрешения, уметь слушать собеседника и излагать своё мнение, уметь договариваться в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль; регулятивные - научиться производить анализ, сравнение, обобщение при выполнении заданий, составить план выполнения действий, выполнять контроль в форме сличения своего результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него; личностные - уметь оценивать свою работу на уроке, понимать, что было интересно, что вызвало, затруднение и чему научились).
•Оборудование: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий « Русский язык», учебник 1ч., М.«Просвещение»,2012; рабочая тетрадь, раздаточный материал.
•Исходный уровень знаний и умений, обучающихся для изучения данной темы - начальный, так как учащиеся находят проблему с помощью учителя, выполняют кратковременные исследования по заданию, совершают действия по аналогии. На предыдущих уроках дети познакомились с лексическим значением слова, выделили группы однозначных и многозначных слов, и слова синонимы и антонимы. Эти слова изучались по совместно составленному плану.
•Этапы урока и хронометраж
1.Мотивация__________________________________2мин.
2.Постановка учебной задачи____________________3мин.
3.Актуализация знаний_________________________5мин.
4.Открытие обучающимися новых знаний_________10мин.
5.Первичное усвоение новых знаний______________8мин.
6.Физ.минутка_________________________________2мин.
7.Первичная проверка понимания_________________5мин
8.Включение новых знаний в систему знаний_______4мин.
9.Рефлексия___________________________________3мин.
10.Итоги______________________________________2мин.
11.Домашнее задание___________________________1мин.
•Содержание урока:
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Теоретическое обоснование:
формируемые УУД
(указывается конкретное умение определенного вида УУД)
1
Мотивация
Сегодня интересная работа,
Не будем ни секунды мы терять,
Нам предстоит на нынешнем уроке
Писать и очень много размышлять.
А начнём мы свою работу с подготовки пальчиков.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что мы желаем людям, когда здороваемся?
.
Дети массируют каждый пальчик под слова:
- Здравствуй, пальчик-дедушка!
- Здравствуй, пальчик-бабушка!
- Здравствуй, пальчик-папочка!
- Здравствуй, пальчик-мамочка!
- А вот этот пальчик, я!
- Это вся моя семья.
- Мы желаем друг другу здоровья.
Коммуникативное-умение слушать и вступать в диалог.
Фронтальная работа.
2
Постановка учебной задачи.
- А мне хочется пожелать вам удачи на этом уроке. Так как предстоит вам сегодня узнать: «Что такое родственные слова». Делать мы будем это согласно известному плану. Давайте его вспомним.
- Мы научимся находить родственные слова среди других слов и в тексте и подбирать их к данному слову.
На доске записаны слова: Буря, боль, ураган, шторм, больной, шквал, больница.
Какие слова мы можем выбрать в уже изученную вами группу слов? Назовите их. Слова, из какой группы вы выбрали?
- Прочитайте слова, которые остались. Можем ли мы их отнести тоже к синонимам?
План работы.
1.Признаки слов. Как узнать слова?
2.Сравненить с другими группами слов.
3.Применение слов в речи.
4.Роль слов в тексте.
- Буря, ураган, шторм, шквал.
- Слова - синонимы.
- Боль, больной, больница.
- Мы сомневаемся. Может эта новая группа слов?
Регулятивное - планирование (составление плана и последовательности действий). Познавательное - произвольное и осознанное построение речевого высказывания.
Фронтальная форма работы.
Создание проблемной ситуации.
3
Актуализация знаний.
- Поскольку пальчики мы с вами приготовили, начнём работу с чистописания. Сядьте согласно правилам посадки при письме. Откройте тетради, положите их как показано на образце, запишите число, классная работа. Возьмите образцы для чистописания.
- Написание какой буквы сегодня вспомним? Прочитайте слова
на эту букву.
- Что ещё написано на карточке?
- Прочитайте его.
- Напишите всё по образцу. Сравните затем свою работу с ним и оцените себя смайликом.
- Мы будем писать буквы Х х.
- Хоккей, хоккеист, хороший.
- Предложение.
Хороший друг - настоящий клад.
Работают самостоятельно. Самооценка.
Регулятивное - контроль (сличение результата с заданным эталоном).
Познавательное - самостоятельное решение проблемы. Личностное - самооценка.
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
4
Открытие обучающимися новых знаний.
- Ребята, когда мы готовили пальчики к письму, мы вспомнили о семье. Назовите из каких членов состоит семья пальчика?
- Как ещё можно назвать всех этих членов семьи?
- Кто ещё относится к родственникам?
- Почему мы их считаем родными?
- Чем же они похожи?
- А теперь, на основе того что вы выявили общего для семьи, подумайте, каковы будут признаки у слов - родственников, точнее у родственных слов?
- Давайте проверим ваше предположение. Найдём в учебнике с.58 №77.
-Прочитаем текст упражнения. Один ученик прочитает вслух, остальные следят по книге.
-Прочитаем теперь выделенные слова в тексте? Также один читает, остальные следят.
- Находите ли вы в этих словах схожесть?
-Назовите эту общую часть?
- Эта часть выражает только внешнее сходство?
-Что ещё вы можете сказать про эти слова?
- Теперь сформулируйте, что такое «родственные слова?
- Проверим своё определение с учебником. Прочитаем его все вместе на с.58.
-Давайте вернёмся к словам из чистописания. Есть ли среди них родственные?
- Молодцы.
- Мама, папа, дедушка, бабушка, ребёнок.
- Родственники, родные, родня.
- Дядя, тётя, брат, сестра.
- Они имеют общую родню и похожи чем-то друг на друга.
- Могут, похожи цветом глаз, волос, формой каких-то частей тела.
- Если люди в семье чем-то похожи, то и в словах должно быть сходство. В какой-то части слова, должны быть похожие буквы.
Читает сильный ученик.
Читает слабый ученик.
- Да, есть одинаковая часть слова.
- Общая часть всех слов - «род».
- Она не только похожа зрительно, но и выражает смысл всех слов.
- Они близкие по смыслу.
-Родственные слова - слова близкие по смыслу, имеют общую часть.
Читают хором.
Да, это слова хоккей и хокеист.
Регулятивное - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и что ещё не известно). Познавательные - анализ объекта с выделением существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, смысловое чтение. Коммуникативное - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Фронтальная работа, создание проблемной ситуации, поиск решения проблемы - дискуссия.
Работа с учебной книгой. Индивидуальный подход.
5
Первичное усвоение новых знаний. Закрепление.
Послушайте стихотворение:
-Мы слова похожие,
Как родственники схожие,
Мы живём одной семьёй.
Поиграть хотим с тобой.
- Это, какие слова к вам обращаются?
- А поиграть они хотят с вами в игру «Собери родственников!». У нас есть 3 слова, которые потеряли родственников, давайте им поможем. Запишем в тетрадях эти слова так, чтобы получились 3 столбика - 3 семьи. Итак, слова: конь, соль, море. Находим их родственников из следующего списка: конюх, солёный, конюшня, морской, солонка, конский, солить, моряк, мореплаватель. Вы будете по очереди выходить к доске и записывать слова в нужный столбик. Давайте найдём общую часть у слов каждой группы и выделим эту часть дугой.
- Родственные.
Дети по очереди выходят к доске, записывают слова в нужные столбики, объясняя свой выбор, и ведут записи в рабочих тетрадях. Затем также выделяют общую часть родственных слов.
Коммуникативные-умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, выбор оснований для классификации объектов.
Практическая работа - пробное упражнение, на применение только усвоенных знаний.
Физ. минутка
- Следующая игра «Найди пару». Встаньте из-за парт. Я буду называть слова парами. Если это родственные слова, вы поворачиваетесь к соседу и хлопаете в ладоши друг друга. Если не являются родственными - поворачивайтесь друг к другу спиной. Начали: лес-лесник, река-ручей, кот-котик, стена-потолок, гриб-грибник, дом-дым, обед-стол, бег-бегун, гусь-гусеница, слон-слонёнок. Спасибо, молодцы!
Дети поочерёдно то поворачиваются друг к другу и хлопают, то отворачиваются друг от друга, показывая своим действием понимание нового материала и выполняют классификацию слов.
Коммуникативное - управление поведением партнёра. Познавательное - синтез как составление целого из частей.
Регулятивное - использование знаний в новых условиях.
Практическая работа - тренировочное упражнение, на приобретение навыков в стандартных условиях.
- А сейчас, давайте опять обратимся к учебнику и найдём с.60 №81. Прочитайте пары слов.
- Являются ли эти слова родственными?
- Почему?
- Давайте найдём среди слов-синонимов родственное слово к выделенным словам. Обсудите свой выбор с соседом по парте. Расскажите, что у вас получилось?
Хорошо вы справились и с этим заданием. А вот справитесь ли вы с загадкой?
- Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
- Давайте придумаем родственные слова к данному слову, запишем в тетрадях, выделим общую часть. Один ученик будет работать за крылом доски. Давайте проверим, как получилось у вас и у вашего одноклассника.
Дети самостоятельно прочитывают слова «жужжащим» чтением.
- Нет.
Это слова-синонимы. Они близкие по смыслу, но у них нет общей части.
К словам: быстрый, быстрота добавим слово быстро. А к словам: липнуть, липучий добавляем слово - липкий.
- Это газета.
Дети записывают: газета, газетка, газетная. Выделяют общую часть - газет.
У доски сильный ученик, он объясняет свои действия. Остальные дети дополняют его своими родственными словами.
Познавательные - смысловое чтение, выбор оснований и критериев для сравнения, доказательство. Коммуникативное - управление поведением партнёра.
Работа в парах. Тренировочное кпражнение.
Познавательные - извлечение необходимой информации из прослушанного текста, синтез как составление целого из частей. Коммуникативное - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Индивидуальный подход, самостоятельная творческая работа.
6
Первичная проверка понимания.
- Для выполнения следующего задания нужно разделиться по группам. Записать предложения, вставив пропущенные слова. Чья группа закончит работу первой, та и зачитывает полученные предложения. Прочитайте слова, которые нужно вставить.
-Что это за слова?
-Проследите, как употребляются слова в тексте.
- Лес, лесник, лесок, лесной.
- Это родственные слова.
- Они создают смысл текста.
Мы ездили в лес. На лесной полянке видели домик лесника. Там растёт молодой лесок.
Личностное - смыслообразование (установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей).
Познавательные - произвольное и осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, синтез как составление целого из частей. Коммуникативное - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Групповая самостоятельная работа.
Фронтальная работа при обсуждении.
7
Включение новых знаний в систему знаний.
- Прочитайте начало сказки.
- Придумайте, что могло быть дальше.
- Назовите родственные слова, которые встретились в сказке.
- Какова их роль в речи?
- Какая орфограмма встретилась в данных родственных словах?
- Какое из этих слово будет проверочным?
Читает сильный ученик.
На лесной поляне встретились большой белый гриб - боровик и маленький грибок - подосиновик. Завели они свои грибные разговоры. Вдруг раздались голоса грибников….
Дети, продолжая друг друга, домысливают продолжение. Например, так: …и тогда грибы - замолчали.. Они стояли тихо, всё прислушивались, о чём говорят люди. Грибы подслушали, что грибники мечтают о наваристом, душистом грибном супе, о картошечке с молодыми грибочками и грибных пирогах. Лесным жителям стало страшно, они совсем не хотели оказаться на тарелке. Грибы укрылись осенними цветными листьями и так застыли на своей полянке.
Грибники прошли мимо. А грибы так и остались украшать свой лес.
- Гриб, грибок, грибные, грибники.
- Украшают её, делают выразительной и богатой, помогают фантазировать и представить героев сказки, их образы.
- Парная согласная буква.
Их три: грибок, грибные, грибники.
Познавательные - свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, анализ объекта. Коммуникативное - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Индивидуальный подход, фронтальная работа, творческое упражнение.
8
Рефлексия
-Прочитайте строки из народной песни.
- Задание всем:
Сосчитайте, сколько здесь родственных слов? А кто с ним справится быстро, тот считает, сколько здесь пар родственных слов?
Читают хором:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони, ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд.
- Коса, косонька; ни волоса, волосоньки.
Познавательное - рефлексия способов и условий действия, поиск и выделение необходимой информации.
Дифференциация по уровню трудности, самостоятельная работа.
9
Итоги урока.
- Назовите признаки родственных слов.
- Как отличаются от синонимов?
- А что у них общего?
- Молодцы ребята, но это ещё не всё что мы с вами узнали о родственных словах. На следующем уроке вы узнаете, как их называют по-другому, и как называется общая часть родственных слов.
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Достигла ли она цели?
- Общая часть, близкие по смыслу.
- У синонимов нет общей части.
-Близкие по смыслу слова.
знаю
Я запомнил
смог
Регулятивные - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества усвоения).
Фронтальная работа. Беседа.
10
Домашнее задание.
Я вам даю скороговорку. Вы научитесь произносить её быстро и к выделенным словам подберете, и запишите родственные слова.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Слова для справок: корова, котище, коза, баран, котёнок, козёл, овца, козлёнок, телёнок.
Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Познавательное - самостоятельное создание способа решения проблемы.
•Самоанализ урока (заполненный бланк)
Оценка проекта урока
Бланк №1
№ п\п
Порядковый № в схеме, данной в ч. 3
Параметр оценки
Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя
Оценка преподавателя НИРО 1
1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3
2
2 Реализация компетентностного подхода 3
3
3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 3
4
4 Развивающая направленность заданий 2
5
6 Логика построения урока 3
6
7. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 2
7
8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора 2
8
9 Характер используемой наглядности 1
9
10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 3
10
12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей 1
11
13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 3
12
14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания 2
13
15 Формирование познавательных УУД 3
14
16 Формирование регулятивных УУД 3
15
17 Формирование коммуникативных УУД 3
Всего баллов
Максимальная сумма - 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная - 15 баллов (урок является традиционным). Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2
№ п/п
Структурные части проекта и параметры их оценки
Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя
Оценка преподавателя НИРО
1
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы
3
2
Качество диагностического блока проекта
2
3
Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока
3
4
Соблюдение требований к плану урока
3
5
Качество теоретического обоснования
2
6
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)
3
Для оценивания используется следующая шкала: 3 - соответствует требованиям, 2 - частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 - полностью не соответствует. Максимальная сумма - 18 баллов, минимальная - 6 баллов.
Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.
Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:
-
менее 31 балла - не зачтено
-
32 - 45 - зачтено с замечаниями
-
46 - 63 - зачтено
•Литература
Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» ч.1М.: Просвещение, 2012.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. - М.:АРКТИ,2012.
Электронные ресурсы.
•Технические средства обучения
Компьютер, проектор, экран
Приложение 1.
Карточки - образцы по чистописанию.
Приложение 2.