Выступление на школьном МО учителей начальных классов
«И ОТКРЫВАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ»
(Их опыта работы учителя Мухиной Л.Н. над лирическим произведением)
Работа с поэзией в начальной школе, являясь пропедевтической по характеру, тем не менее охватывает весь спектр проблем, связанных с дальнейшим изучением лирики в средней школе, а именно с рассмотрением лирики как одного из литературных родов. Ведь изучение специфики лирики по сравнению с эпосом и драмой будет опираться на круг понятий, так или иначе затронутых при работе в начальной школе. Это:
- наблюдения за разнообразием и особенностями поэтической формы;
- знакомство с основными жанра ми лирических произведений;
- общее понятие о тропах и фигурах художественной речи: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора;
- понятие о стопе, двусложные и трехсложные размеры;
- строфа, рифма, виды рифм и способы рифмовки;
- общее представление о лирическом герое;
- наконец, понятие о неповторимости поэтического мира каждого поэта. Многие дети не умеют читать выразительно, в результате они утрачивают интерес к поэзии. Их главное внимание сосредоточено на запоминании слов. Интерес теряется еще и потому, что не всегда учитель учит их выразительному чтению. Вот утрированно привычная схема урока: - проверка домашнего задания, - чтение учителем нового стихотворения, - словарная работа, - объяснение непонятных слов, - вопросы по содержанию И вывод - почти не остается времени для выразительного чтения, а ведь это не только украшение урока, но и мощный стимул к исследованию поэтического текста, его личностному восприятию и прочувствованию. А надо так повернуть все вопросы и задания, чтобы они «провоцировали» работу души ребенка - его воли и чувств. Когда дети живут произведением, захвачены им, это вызывает у них потребность в многократном чтении и перечитывании произведения или отдельных интересующих отрывков. Тогда заинтересованность детей в обращении к произведению дает и другой результат техники чтения. Приобщение детей к поэзии требует особой методики, которая, в первую очередь, должна быть нацелена на восприятие целостности художественного текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества. В этой связи очень важно: подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется препарированию. Кроме того, работа с лирикой отличается особым вниманием к индивидуальным особенностям «прочтения» текста каждым школьником. Очень важно бережно сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального отношения детей к прочитанному. На основе переживания, удивления и наслаждения красотой слова, с одной стороны, и удовольствия от собственной способности проникновения в глубинный смысл произведения, с другой, формируется устойчивый интерес школьника к такому сложному явлению, как поэзия. Для того чтобы научить любить стихи, надо научить воспринимать их, чувствовать и понимать. «Поэтическая компетентность» включает: - навык эстетического восприятия;
- умение анализировать поэтическое произведение;
- определенный минимум знаний по теории стиха.
Возникает вопрос: как помочь детям открыть мир поэзии, чтобы они получали эстетическое удовольствие от чтения и слушания стихов? При работе над стихотворением основная трудность состоит в том, чтобы как можно более полно раскрыть художественный образ, созданный поэтом, и при этом не разрушить целостность литературного произведения за счет «выпячивания» отдельных средств художественной выразительности и придания им самостоятельного значения. Методика целостного анализа литературного произведения базируется на представлении о стихе как о единой речевой системе, где все средства выразительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Логика работы с любым поэтическим произведением примерно одна и та же. - Начинаем с выразительного чтения произведения учеником или учителем.
Держим паузу, чтобы осмыслили. Обычно дети не дождавшись вопроса начинают говорить сами, если задело что-то их чувства. - Итак, пытаемся выявить первое, непосредственное, общее, целостное впечатление от стихотворения, пытаемся уловить художественный образ целиком. Если молчат, направляем:
- Что особенно удивило?
- Что почувствовали? Настроение автора? Ваше?
- Найти общее, созвучное с увиденным, услышанным.
У детей возникает желание перечитать понравившиеся отрывки, стараясь убедить в их красоте других (выборочное чтение). Не перебиваем, не исправляем, иначе сразу дети сникают. Образ уплывает.
- Далее обосновываем и уточняем непосредственную эмоциональную оценку, анализируя произведение. То есть вникаем в название произведения, обращаем внимание на конкретные образы и детали, на «яркие» слова, слова, выделенные рифмой, на взаимное расположение строк, на звучание отдельных строк, слов и звуков, словом, на все те особые выразительные приемы, которые нам удастся заметить.
-Так как же автору удалось передать этот образ, какими средствами художественной выразительности? Анализ провожу так, чтобы возрастали удивление и восхищение детей мастерством автора, чтобы за каждым словом увидели яркую картину и обрадовались этому открытию. Приемы, которые использую, всем знакомы: выборочное чтение, сопоставление (например в 4 классе читаем в стихотворении Тютчева : «Весна идёт! Весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней» И следом стихотворение Бориса Пастернака «Опять весна» Это она, это она, Это её чародейство и диво, Это её телогрейка за ивой, Плечи. Косынка. Стан и спина…» - Какой образ тебе больше нравится, с хороводом за спиной или снегурки в телогрейки? какой образ ручья здесь же? наблюдения, обсуждение, рисование словесных картин... - Как автор изображает... (зиму)?
- С чем сравнивает? Какая она?
-С помощью каких слов рисует картину? , -Ау вас какое отношение к... (зиме)? Обращаю внимание на образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, контраст, олицетворение. Обязательно использую карточки-опоры, чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического стихотворения, иногда искусственно заменяю авторское слово другими, близкими по смыслу. У А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро» первоначально было: Под голубыми небесами Необозримыми коврами... -Потом заменил великолепными. Почему? Но слово необозримые применительно к коврам, да еще с учетом, что вид из окна - все-таки обозримый, ограниченный, - не понравилось Пушкину, и он заменяет это слово другим: великолепными. Следующая строка этого стихотворения переделывалась несколько раз. Сначала было: «Лежит, как саван, белый снег». Но слово саван придает слишком мрачный оттенок солнечному яркому пейзажу, и поэт пишет: «Простерлись белые снега», затем меняет на «Простерты новые снега». (Подумайте и вы, почему его не устроила эта фраза!) И наконец находит нужные слова: «Блестя на солнце, снег лежит». Итак, автор ищет точные, рисующие образ, передающие чувства слова, и самое обыкновенное слово может под рукой Мастера стать волшебным средством изображения предмета, природы, человека и т. д. Такой прием позволяет детям открыть путь к красоте авторского слова, формирует у детей чувство удивления и восхищения перед тайной литературного творчества. Для того чтобы дети сумели по-настоящему выразительно прочитать, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать свое отношение и понимание, дать оценку прочитанному. Работаю по такому плану: - Выбор настроения, интонации, силы голоса (это помогает уловить настроение текста, перемены настроения, оттенки чувств). Использую схемы-портреты. (Выбери тот портрет, который соответствует настроению поэта, твоему. Например, )
- Выбор темпа чтения.
- Расстановка пауз (сообщаю правила расстановки пауз).
- Постановка логических ударений.
На всех этапах работы над выразительностью использую опоры. Настоящие мастера для создания образа используют даже определенные звуки. Как, например, А.С. Пушкин: Буря мглою небо кроет... (Гласные о, у создают впечатление воя ветра.) ...То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (Взрывные к, т, п передают стук.) Или Н.А. Некрасов: На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой, Набегает холодок. (Звук с передает свист ветра.)
Такой специальный подбор согласных звуков для создания определенной картины, более точного изображения художественного образа называется звукопись, или аллитерация, а повторение гласных звуков - ассонанс.
4. На следующем этапе необходимо вернуться к общему, целостному впечатлению, которое теперь будет более полным и насыщенным. В работе над лирическими произведениями использую иллюстрации или репродукции картин. У нас они обычно даны уже в учебнике.. Рассматривание их строится по плану: - Какая иллюстрация близка к произведению?
- Какой его части она соответствует?
- Или рассматриваем репродукцию, делятся впечатлением и сами находят связь с образом стихотворения
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и здесь же картина Васнецова «Сестрица Алёнушка» - А она к сказке? На первый взгляд - да. Но при более внимательном рассмотрении - нет. Алёнушка в сказке сидела у реки? (Нет, это козлик прибегал). О чём грустит? А может это Баба Яга притворилась Алёнушкой? - зачем её грустить, раз Алёнушку утопила?.А что же тогда объединяет картину и сказку? - грустно, но красиво - лиричность)
Первоначально - в 1 классе, частично во 2 помогает в этом работа с интонационным словарем. Дети выбирают ту интонацию, которая соответствует настроению произведения - взволнованная, - радостная,
- сказочная,
- загадочная,
- восхищенная,
- спокойная,
- грустная,
- испуганная,
- насмешливая.
- Как же читателю передается чувство автора или героя произведения? Наверное, это самое трудное - ведь в жизни мы догадываемся о чувствах людей, об их отношении к нам, например по глазам человека, жестам, которые выдают его душевное состояние. Но как это сделать с помощью слов, написанных на бумаге?
- Тропы мы все знаем - эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, приём контраста, на них не останавливаюсь, а вот приёмы передачи настроения, мы на уроках рассматриваем редко, а то и вовсе не берём во внимание.
Ощущение небывалой радости, накал чувств, может передаваться восклицанием: Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд! В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» риторические вопросы передают душевное состояние автора: «Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?» Взволнованность в этих строках передается еще и с помощью инверсии, т. е. изменения порядка слов. Посмотрите, как будет звучать «исправленная» фраза: «Что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю? Не правда ли, гораздо спокойнее? Перестановка слов, которая на первый взгляд кажется нарушающей грамматический порядок речи, придает выразительность фразе. Еще один прием передачи чувства - повтор одних и тех же слов. Это как бы подчеркивает мысль автора, придает словам особую выразительность и убедительность. Опять же «Весна, идёт, весна идёт!» Вспомните знаменитые строки К. Симонова с многочисленными повторениями слов «жди меня», звучащими от этого как заклинание: Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера... В повторе просьбы жди меня мне звучит особая щемящая нота ДАВАЙТЕ НАЙДЁМ ВМЕСТЕ ЭТИ приёмы: Этот прием используется не только в стихах, но и в прозе. Все помнят стихотворение в прозе И. Тургенева «О русском языке»: ««Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - Какое настроение соответствует? Какими средствами? Определения-эпитеты, восклицание «…о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» ярко высвечивают чувство восхищения, гордости автора за то, что он имеет честь говорить на этом языке. Особую эмоциональную нагрузку несёт последнее предложение-восклицание (утверждение мысли в нем выражено двойным отрицанием: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». Этот прием усиливает истинность вывода, к которому приходит автор). «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»)Здесь автор задает риторический вопрос. Он как бы сам с собою разговаривает, но мы невольно включаемся в его размышления и переживания, Так определенные приемы: инверсия, повторы, интонация, обозначенная на письме знаками препинания, способы сочетания слов (поэтический синтаксис) и, кроме того, сами слова, подобранные автором-художником, - усиливают выразительность и передают настроение и чувства героев произведения, отношение автора к изображаемому. А мы, читатели, воспринимаем то, что трудно передать словами на бумаге, - чувства людей
После отработки навыков подготовки к выразительному чтению даю детям возможность самостоятельно поработать с текстами, приготовиться к выразительному чтению
- На заключительном этапе работы перечитаем стихотворение, выражая то, что мы в нем открыли. При этом возможно предложить ученикам выучить стихотворение наизусть.
Чтение каждого ученика сопровождается анализом, в котором участвует весь класс, оценкой. Оценивают по схеме: - Красота, выразительность исполнения.
- Точность передачи чувств (автора, своих).
Стараюсь делать так, чтобы восприятие текста соединилось с опытом детей, с их наблюдениями, чтобы дети полюбили живое слово, так как оно остается в душе каждого. Целостный анализ и его методика определяются общей логикой подхода, а не конкретной последовательностью разбора выразительных средств произведения и даже не большей или меньшей подробностью такого разбора. Целостный анализ не сводится к постепенному пословному вчитыванию в произведение, когда учитель ведет учащихся вслед за поэтом от строки к строке, хотя такой методический прием широко распространен и «технологически» оправдан. Однако с точки зрения обогащения учебного процесса желательно избегать повторения методов и приемов и их стандартных сочетаний. Наиболее желательный вариант - найти для каждого поэтического произведения в чем-то неповторимый путь изучения. Андрей Вознесенский «Тихо-тихо...»
(по материалам В. Ю. Свиридова «Что говорит поэт, и как он это делает.) (Журнал «Практика образования №3, 2006) 1.Стихотворение звучит в исполнении учителя
Тихо-тихо, слышно точно,
Как текут секунды дней.
Струйкой тихою песочка
Пересыпается цепочка
На шее дышащей твоей.
- Пауза. Ваши впечатления?
2. Учитель сразу акцентирует внимание детей на уже знакомой нам манере поэта создавать зрительный образ (Вознесенский по образованию архитектор и в своих стихах зачастую графичен и при их анализе с детьми легче всего опираться именно на зрительный образ) и просит учеников самостоятельно обнаружить такой образ в тексте стихотворения. Учитель спрашивает: как поэт добивается того, чтобы мы «увидели», как течет время? Рисунок художника к стихотворению помогает детям увидеть, что это образ песочных часов. При чтении легче всего это обнаруживается в третьей строке: «струйкой тихою песочка». А затем останавливает внимание и в четвертой строке: «пересыпается цепочка». Чуть труднее находится во второй строке: «текут секунды дней». Желательно найти в стихотворении рифмующиеся слова, обозначить их соответственно одной буквой или одним цветом и зарисовать с детьми получившуюся схему рифмовки: А В А А В При этом две последние строки повторяют две первых, а третья словно представляет собой узкий перешеек посередине песочных часов. Подобный анализ и является ответом на вопрос Группу вопросов: «Прочти первые две строчки очень тихо и по слогам: тебе этот ритм ничего не напоминает? Прочти по слогам оставшуюся часть стихотворения: изменился ли ритм? Почему? «Течение» времени стало менее или более заметно?» - можно заменить одним: «А можем ли мы не только увидеть, а «услышать», как течет время?» Мы слышим шелестение песка в словах, содержащих звукопись: слыШно, тоЧно, песоЧка, цепоЧка, на Шее дыШаЩей. Кроме того, мы чувствуем ритм стихотворения. Первые две строчки представляют собой точный 4-стопный хорей: двусложный размер с ударением на первом слоге: Ти-хо/ ти-хо/слыш-но/ точ-но // Как-те/кут-се/кун-ды/дней/У. Мы не даем детям название размера, но побуждаем их прочитать первые две строчки, акцентируя ударения и по слогам, чтобы обнаружить четкое тиканье часов. При дальнейшем чтении по слогам обнаруживается, что четкий ритм сбивается, замедляется: Струй-кой/ ти-хо-ю-пе-/соч-ка// Пе-ре-сы/па-ет-ся-це/поч-ка//На ше-е/ды-ща-щей/ тво-ей//. Это ритм более прихотливый, как ритм дыхания человека, которое то замедляется, то учащается, в том числе и в зависимости от того, что он в данный момент чувствует. Детям совершенно понятно, что поэт передает в стихотворении чувство любви. Мы погружены в миг тишины, когда лирический герой любуется милым образом, осознает хрупкость («шея дышащая») и беззащитность человека и его чувств перед неумолимым ходом времени. Дети говорят, что им знакомо это чувство: его можно испытать, глядя на спящего младшего брата или сестру, заметив тонкую бьющуюся жилку на маминой шее, разглаживая морщинки на руках любимой бабушки. Так и хочется сказать: «Остановись, мгновенье...» Стихотворения Андрея Вознесенского дети с удовольствием заучивают наизусть без просьбы учителя. (Похожее у Маршака «Ландыш», 1строфа « Чернеет лес теплом разбуженный, Весенней сыростью объят».. Потом описание ландыша: «А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики… И последняя строфа: «Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску… -Почему поэт начинает и заканчивает стихотворение картиной леса? -Можно начать анализ с этого вопроса, вряд ли кто сразу ответит. Это и будет интрига урока. Я вообще всегда стараюсь начать урок с удивления, проблемы. А дальше организуем анализ. А в конце находим ответ. Он создаёт зрительный образ драгоценных жемчужин в зелёной бархатной коробке, переливающихся на свету. Или обрамляет в рамку этот красивый цветок, это уж какой образ ярче представится. Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, помогает мне вовлечь детей в активный творческий поиск, создать в классе атмосферу, когда можно выразить свое мнение, возразить и поспорить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание - это прочитать лучше, выразительнее. Стараюсь делать так, чтобы восприятие текста соединилось с опытом детей, с их наблюдениями, чтобы дети полюбили живое слово, так как оно остается в душе каждого. Активно использую музыку, репродукции. Следим как разными средствами музыка, живопись и литература создают художественные образы. Выводы
- Расширяется словарный запас детей.
- Дети приучаются анализировать настроение героя, потом свое, умеют передать состояние своей души, чувства и настроение окружающих.
- Дети учатся воспринимать и эмоционально переживать яркость словесных образов.
Дети свободно чувствуют себя в роли чтецов, не боятся принимать участие в конкурсах стихов любого уровня, а больше