- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе по теме Родовые окончания глаголов
Урок русского языка в 3 классе по теме Родовые окончания глаголов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюлегенова Г.А. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Открытый урок русского языка в 3 классе
Тема: Понятие о родовых окончаниях глаголов.
Цели: - ввести понятие «родовые окончания», формировать умения выделять глаголы прошедшего времени, пользуясь двумя признаками (вопрос и суффикс -л- ); учить ребят самих определять задачи урока, делая вывод по проблеме, поставленной перед ними;
-развивать речь учащихся, мышление;
-воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, любовь к своей Родине и уважение к людям, защищавшим свою Родину.
Ход урока
- Организационный момент
- Чистописание: Слушать - слышать, умываться - умыться, плыть - плавать. ( по ходу выясняется, чем отличаются пары слов)
- Проверка домашнего задания
Какое правило написания глаголов вы повторили дома при выполнении упр. 294? ( не с гл.)
Значение какого слова вы узнали из этого упражнения? Что оно обозначает? (футбол)
Назовите все глаголы, которые вам встретились? Назовите их форму? ( не был, не играл, не дрался, не дёргал, читал - прош. вр., ед. ч., м. р. )
(Слайд №2)
- Проблемный вопрос
На доске тема урока с пропущенным словом:
……….. окончания глаголов.
Надо найти слово и определить тему урока.
- Учебник на стр. 82 таблица (таблица на доске)
Как изменяются глаголы наст. и буд. вр. ? (по лицам)
Поэтому у них какие окончания? (личные)
А как изменяются глаголы прошедшего времени? Подумайте, как могли учёные назвать окончания глаголов прошедшего времени? (родовые) (назвавший тему урока объявляется учёным класса)
- Запишем слово в теме, читаем тему урока.
Родовые окончания глаголов
- Чему мы будем учиться на уроке? (узнавать родовые окончания глаголов)
- Работа по новой теме. Упр. 296 (Слайд №3)
-
Чтение текста стихотворения выразительно
-
Ответ на вопрос перед текстом. Работа с толковым словарём СТР.121
Значение слова лукошко, определение его части речи, рода .
У глагола стояло - окончание среднего рода О.
В слове дремала - окончание а, потому что оно относится к существительному кошка женского рода.
-
Записать текст со вставленными окончаниями.
-
Проверка (Слайд №4)
-Как же изменялись глаголы в данном тексте? (по родам)
- Изменим слово стояло по родам:
Стоял
Стояла
Стояло
-
Чем они отличаются? (окончанием)
Составление таблицы родовых окончаний
М.Р.
Ж.Р.
С.Р.
МН.Ч.
А
О
И
-Упр. 298 и индивидуальная работа по карточкам
Карточка №2 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши слова, выдели в них окончания и сверху подпиши род.
Гулял, летела, освещало, подхватил, вспоминала, бежало, посеяла, посадил, собрали, прыгала, гудели, мешало, стоял.
Если встретились глаголы множественного числа, подпиши их.
Карточка №1 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши слова, выдели в них окончания и сверху подпиши род.
Говорил, светила, играло, читали, вспоминала, бежало, ловило, прыгал, наступила, посеяла, посадил, собрали, звенела, вылетело.
Если встретились глаголы множественного числа, подпиши их.Содержание карточек
Карточка №4 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши, вставляя правильные окончания.
Луна светил… , молоко кипел…, дом стоял…, вода кипел…, чайник закипел…., бабушка говорил…, дети шумел…, озеро блестел… .
Карточка №3 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши, вставляя правильные окончания.
Лампа светил… , варенье кипел…, солнце светил…, столб стоял…, вода кипел…, суп кипел…., мать говорил…, деревья шумел…, снежинка таял… .
- Д/з упр. 297 Разузнать об особой части слова после окончания из рамки.
- Глаголы прошедшего времени когда используют?
- Мы тоже перенесёмся в прошлое далеко, на 70 лет назад.
Посмотрите на эти картины (Слайды № 5,6,7)
Беседа по картинам о войне «Битва за Москву».
Дата - начало декабря 1941 года. 70 лет в 2011 году.
С этой битвы и началось наступление наших войск, которое не позволило фашистам завоевать нашу родину.
-
А если вы будете описывать события тех лет словами, то что вам поможет показать время этих событий?
( глаголы прошедшего времени)
- Записать предложение под диктовку. Самопроверка. (Слайд №8)
Во время войны люди работали не покладая рук.
-
Назовите знакомые вам части речи в этом предложении. Форму глагола. От какого слова она зависит здесь?
-
Как это «не покладая рук»? Что это за выражение? (фразеологизм)
-
Можно ли так сказать об этих людях? (Слайды №9, 10)
- Итог урока. Давайте заполним таблицу знаний ( по мере того, как дети говорят, учитель прикрепляет слова в ячейки)
Мы знали об окончаниях
Мы узнали об окончаниях
Мы узнали ещё о ….
У глаголов наст. И буд. времени окончания личные
У глаголов прошедшего времени окончания родовые
Том, что битва за Москву с фашистскими захватчиками началась в начале декабря 1941 года. Это стало началом наступления Красной Армии.
- Оценки! Обязательная оценка работы «учёного» на уроке.