- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению Характеристика героев басни Ворона и Лисица
Конспект по литературному чтению Характеристика героев басни Ворона и Лисица
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марьина М.Г. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
|
| Литературное чтение |
| 3 |
3. Программа | «Шкота России» |
4. Тип урока | Открытие новых знаний |
5. Вид урока | Урок- рассуждение |
6. Тема урока | Характеристика героев басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» |
7. Цели | - учить давать характеристику героям произведения - развивать мышление, речь, умение погружаться в тему - формировать общечеловеческие и духовно- нравственные ценности |
8. УУД Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные: | - высказывать своё отношение к герою - работать с разными источниками информации - высказывать предположения - развивать умение сотрудничать с другими детьми
|
9.Основные понятия | Басня, жанр, мораль, олицетворение, аллегория |
10. Технологии | Проблемно - диалогическая |
11.Межпредметные связи | Русский язык |
13. Формы работы | Парная, фронтальная |
-
Организационный момент
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а учиться.
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Громко, чётко отвечать.
-Урок литературного чтения.
-
Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание получили к этому уроку?
- Прочитайте свои объявления.
-
Актуализация знаний.
Определение темы и целей урока.
- Отгадайте, о чём пойдёт речь на этом уроке.
Поучительная, жизненная.
Учит, рассказывает, осуждает.
Высмеивает недостатки разных людей.
Мораль. (басня)
- На предыдущих уроках мы начали составлять сборник произведение И.А.Крылова. Продолжим эту работу.
- Узнайте название новой басни, для этого из ряда слов выделите два слова, обоснуйте свой ответ.
На доске слова: пеналы, ворона, карандаши, лисица, тетради.
- Определите тему урока.
-Определите цели урока.
4.Открытие нового знания.
- Прослушайте басню «Ворона и Лисица» и приготовьтесь перечислить героев произведения.
-
Словарная работа.
- В тексте есть слова, которые требуют разъяснения.
- Что может помочь в этой работе?
- Возьмите карточку №1 прочитайте и выполните задание.
Найти объяснение в словаре.
Найти объяснение в интернете.
Соединить слово или выражение с его объяснением.
Вставить пропущенные буквы и дать объяснение слову.
- Проверим, что получилось.
- Проверяем слова : взгромоздилась, лесть, пленить, вещунья, зоб.
- Объяснения остальных слов и выражений понадобятся в ходе урока.
-
Работа с текстом.
- О какой из особенностей басен Крылова мы говорили? (много глаголов)
- Прочитайте вполголоса самостоятельно текст басни и найдите: мальчики- действия Вороны, девочки- действия Лисицы.
- Проверим, что получилось.
Физминутка.
Давайте покажем некоторые действия героинь басни. (аудиозапись)
- Почему слова Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы? Какой приём использовал автор?
- Сможем ли сейчас дать характеристику героиням? Почему? (нет прилагательных)
- Что кроме морали присутствует в басне? (аллегория)
- Будем работать с текстом и попытаемся узнать, на что намекает автор и какими он изобразил героинь.
- Читаем на с. 138.
- Читаем хором первые четыре строчки
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
- Что значит Бог послал?
_ Где же взяла Ворона сыр?
- Как считаете, почему именно сыр?
- Почему не съела сразу?
Над чем она могла позадуматься?
- Какой показана Ворона?
- «Бинарное чтение» следующих 3 строк
На ту беду Лмса юлизёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр - Лисицу сыр пленил.
- Что значит близёхонько?
- На чью беду Лиса бежала?
- Что заметили? Почему сыр пленил?
- Прочитаем следующие 2 строчки. Я начинаю, вы подхватываете.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
-Как называет автор Лису?
- Как характеризуют эти строчки героиню?
- Следующие 5 строк .
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право сказки!
Какие пёрышки, какой носок!
- Что значит Чуть дыша? ( тихо, с придыханием, боится спугнуть)
- В какой последовательности хвалит Лиса?
- Почему Шейка, глазки?
- Как понимаете выражение «Рассказывать, так, право сказки»
-Какой показана Лиса в этом отрывке?
-Кто слышал Ворону? Какой у неё голос?(аудиозапись)
- А как говорит об этом Лисица прочитайте следующие 5 строк про себя.
- Что значит ангельский?
- Как понимаете Царь-птица?
- Как обращается Лиса к Вороне?
- Зачем такие обращения?
- Зачем Лисица Просит Спеть?
- О каких качествах Лисы можем сказать? Какая она?
- Как же подействовали слова на Ворону . Читаем через слово учитель и класс.
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло.,-
И на приветливы Лисицины слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал- с ним была плутовка такова.
- Как понимаете «В зобу дыханье спёрло»
- Опишите состояние Вороны.
- В словаре нужно было найти слово каркнуть, объясните.
- В этом случае какое объяснение подходит?
- Последние слова «Сыр выпал- с ним была плутовка такова» Почему Крылов на этом заканчивает басню?
- Дайте характеристику Вороне.
- Расскажите, какая Лисица.
- Почему на роль льстеца выбрана Лиса?
- Вспомните , в каких произведениях Лиса добивается своей цели с помощью лести?
- Кого же высмеивает Крылов в своём произведении?
- Зачем написал эту басню?
-В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте.
- Как понимаете смысл этих слов?
- Что обозначают слова «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
Физминутка для глаз.
Раз- налево, дав - направо,
Три- наверх, четыре- вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!
- Проверим,как вы поработали на уроке, как запомнили басню.
- Возьмите карточку №2. Прочитайте и выполните задание.
Подготовьте выразительное чтение.
Восстановите порядок действий в басне.
Вставьте пропущенные слова в текст
Покажите жестами басню под чтение ученика.
Соберите картинку и найдите нужный отрывок.
- Поверим.
-
Итог урока.
- В нашей книге появилась ещё одна страница. Чему она посвящена?
- Можно ли считать эту басню современной? Почему?
- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения своей цели любые средства хороши? Почему?
- Наш проект закончен. Кому можем подарить книгу?
-
Рефлексия.
- Каков же результат нашей работы? Закончите фразы (фразы на доске)
Заставил задуматься
Навёл на размышления
-
Домашнее задание
- Предложите домашнее задание для ребят.
- Для всех выучить одну из басен наизусть. Второе задание по выбору.