Урок по литературному чтению «Три дочери»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению « Три дочери»Урок по литературному чтению « Три дочери»Тема: « Три дочери» татарская народная сказка

Цель:

  1. Углубить знания учащихся о сказках как об одном из жанров устного народного творчества.

  2. Совершенствовать технику чтения, обогащать словарный запас учащихся.

  3. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.

  4. Воспитывать доброту, способность к сопереживанию.

Ход урока

1 Орг момент

«Не допускайте, чтобы язык забегал вперед ума» Хилон.

2 Постановка целей урока

Загадка о пчеле.

- Как вы думаете легко ли собирать мед?

Пчелы собирают мед перелетая с цветка на цветок. Вот и сегодня мы вместе с нашей пчелкой будем трудиться . Посмотрите а сможет ли пчелка собрать мед на этом цветке? Почему?

Мы сможем помочь пчелке если ответим правильно на вопросы.

3 Проверка домашнего задания

1 Кто является автором сказки «Цветик - семицветик»?

2 Кто является главной героиней произведения?

3 Сколько лепестков было у цветика- семицветика?

Вам необходимо ответь на вопросы и собрать части лепестка.

Тесты:

1 Зачем Женя пошла в магазин

А) за печеньем

Б) за баранками

В) за булочками

2 Кто съел баранки у Жени?

А) собака

Б) кошка

В) мышка

3 На что был похож цветик - семицветик?

А) на розу

Б) на одуванчик

В) на ромашку

4 Как звали мальчика, которому помогла Женя?

А) Гена

Б) Витя

В) Паша

В Какую игру Женя хотела поиграть с Витей?

А) салки

Б) прятки

В) кот и мыши

6 Какого цвета был последний лепесток?

А ) фиолетовый

Б) голубой

В) желтый

4 Повторение

-Теперь мы отправляемся дальше. Это необычная поляна . На ней растут цветы с буквами. Нам нужно собрать буквы так, чтобы из них получилось слово.

- Какое же слово у нас получилось?

- А что такое сказка ?

- На какие виды делятся сказки?

- Какие сказки мы называем авторскими?

5 Знакомство с новым материалом.

- Сегодня мы знакомимся с произведением татарского народа. Республика Татарстан расположена на юге России. Население страны составляет 3 838 000 человек.

Словарная работа.

  • тяжко заболела - тяжело

  • поспешили - быстро пришли

  • печальная весть - грустная, горестная

  • вовек - всегда, вечно

  • ярмарка - большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.
    холст - льняная ткань из толстой пряжи.

  • Чтение сказки учителем (дети слушают).

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

  • Чтение текста учащимися по цепочке с остановками

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

  • Как вы думаете, как поступят дочери?

- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

  • Что произошла со старшей дочерью?

  • Что произошло со средней дочерью ?

  • Почему их наказала белочка?

  • Ребята, неужели и третья дочь не поспешит к матери ( чтение текста)

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

  • Что произошло с младшей дочерью?

  • Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась именно в пчелку?

  • Чему учит это произведение?

Закрепление

1 группа. Выберите слова , характеризующие старшую. В кого она превратилась?

2 группа. Выберите слова , характеризующие среднюю сестру. В кого она превратилась?

Ребята , а почему слова которые вы выбрали , характеризуя старшую и среднюю дочь одинаковые?

3 группа Выберите слова , характеризующие младшую сестру. В кого она превратилась?

Почему в третьей группе , ребята подобрали другие слова?

4 группа Подберите наиболее подходящую пословицу

Всякой матери своё дитя мило.
Любовь и труд рядом живут.
Вся семья вместе - и душа на месте.

Рефлексия

Что вам понравилось на уроке ?

Итоги

Д\з пересказ



Методическое объединение учителей начальных классов (р / о)

школы - лицея № 5 им. И.В. Панфилова





Татарская народная сказка





Подготовила: Ющенко Н. К.



© 2010-2022