- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению «Три дочери»
Урок по литературному чтению «Три дочери»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ющенко Н.К. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: « Три дочери» татарская народная сказка
Цель:
-
Углубить знания учащихся о сказках как об одном из жанров устного народного творчества.
-
Совершенствовать технику чтения, обогащать словарный запас учащихся.
-
Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.
-
Воспитывать доброту, способность к сопереживанию.
Ход урока
1 Орг момент
«Не допускайте, чтобы язык забегал вперед ума» Хилон.
2 Постановка целей урока
Загадка о пчеле.
- Как вы думаете легко ли собирать мед?
Пчелы собирают мед перелетая с цветка на цветок. Вот и сегодня мы вместе с нашей пчелкой будем трудиться . Посмотрите а сможет ли пчелка собрать мед на этом цветке? Почему?
Мы сможем помочь пчелке если ответим правильно на вопросы.
3 Проверка домашнего задания
1 Кто является автором сказки «Цветик - семицветик»?
2 Кто является главной героиней произведения?
3 Сколько лепестков было у цветика- семицветика?
Вам необходимо ответь на вопросы и собрать части лепестка.
Тесты:
1 Зачем Женя пошла в магазин
А) за печеньем
Б) за баранками
В) за булочками
2 Кто съел баранки у Жени?
А) собака
Б) кошка
В) мышка
3 На что был похож цветик - семицветик?
А) на розу
Б) на одуванчик
В) на ромашку
4 Как звали мальчика, которому помогла Женя?
А) Гена
Б) Витя
В) Паша
В Какую игру Женя хотела поиграть с Витей?
А) салки
Б) прятки
В) кот и мыши
6 Какого цвета был последний лепесток?
А ) фиолетовый
Б) голубой
В) желтый
4 Повторение
-Теперь мы отправляемся дальше. Это необычная поляна . На ней растут цветы с буквами. Нам нужно собрать буквы так, чтобы из них получилось слово.
- Какое же слово у нас получилось?
- А что такое сказка ?
- На какие виды делятся сказки?
- Какие сказки мы называем авторскими?
5 Знакомство с новым материалом.
- Сегодня мы знакомимся с произведением татарского народа. Республика Татарстан расположена на юге России. Население страны составляет 3 838 000 человек.
Словарная работа.
-
тяжко заболела - тяжело
-
поспешили - быстро пришли
-
печальная весть - грустная, горестная
-
вовек - всегда, вечно
-
ярмарка - большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.
холст - льняная ткань из толстой пряжи. -
Чтение сказки учителем (дети слушают).
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
-
Чтение текста учащимися по цепочке с остановками
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
-
Как вы думаете, как поступят дочери?
- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
-
Что произошла со старшей дочерью?
-
Что произошло со средней дочерью ?
-
Почему их наказала белочка?
-
Ребята, неужели и третья дочь не поспешит к матери ( чтение текста)
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.
-
Что произошло с младшей дочерью?
-
Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась именно в пчелку?
-
Чему учит это произведение?
Закрепление
1 группа. Выберите слова , характеризующие старшую. В кого она превратилась?
2 группа. Выберите слова , характеризующие среднюю сестру. В кого она превратилась?
Ребята , а почему слова которые вы выбрали , характеризуя старшую и среднюю дочь одинаковые?
3 группа Выберите слова , характеризующие младшую сестру. В кого она превратилась?
Почему в третьей группе , ребята подобрали другие слова?
4 группа Подберите наиболее подходящую пословицу
Всякой матери своё дитя мило.
Любовь и труд рядом живут.
Вся семья вместе - и душа на месте.
Рефлексия
Что вам понравилось на уроке ?
Итоги
Д\з пересказ
Методическое объединение учителей начальных классов (р / о)
школы - лицея № 5 им. И.В. Панфилова
Татарская народная сказка
Подготовила: Ющенко Н. К.