Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Урок 24. Великий круговорот жизни

Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем. Оборудование: схема «Круговорот жизни»; карточки «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители», «растения», «животные», «бактерии, грибы».

Сценарий урока I. Проверка выполнения домашнего задания. Коллективная беседа: - Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему? - Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему? - Все ли грибы можно употреблять в пищу? - Как часто называют сбор грибов? - Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов? Викторина «Проверь себя». II. Актуализация опорных знаний. - Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.) - Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.) - Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.) - Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.) - Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода - для питания и роста.) - Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.) - Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.) - Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.) III. Сообщение темы и задач урока. - Ответьте на вопросы и прочтите тему урока. 1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. 2. Что изучает ботаника? 3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли? 4. Что придаёт почве тёмный цвет? 5. Что необходимо растениям для роста? 6. Живые существа, которых изучают зоологи. 7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы? 8. Организм, имеющий шляпку и ножку. 9. Верхний слой земли. 10. Главное условие для питания растений. - Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».) IV. Изучение нового материала. 1. Основные звенья круговорота жизни. Рассказ учителя. - Итак, тема урока - круговорот в жизни. В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас? Каждый живой организм - часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: 1. Организмы-производители. 2. Организмы-потребители. 3. Организмы-разрушители. Организмы-производители. Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического - питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы - перегной. Образуется круговорот. (Напомнить, что листья растений - это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету). Организмы-потребители. Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот. Организмы-разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли. 2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни. Рассказы учащихся. - В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо. Растения - организмы-производители. 1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. 2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания. 3. Растительность служит пищей для травоядных животных. 4. Растения - основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека. 5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва. животные - организмы-потребители. 1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений. 2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву. 3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье. Бактерии и грибы - организмы-разрушители. 1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли. Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями. 2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев. 3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения. 4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков. 3. Роль почвы в круговороте жизни. Рассказ учителя с элементами беседы. - Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Почва - это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ. - Вспомните, что составляет главную часть почвы. (перегной.) - Что образуется под действием перегноя? (образуются соли.) - Кто их использует? (их используют для роста и развития.) - Кто питается растениями? (растениями питаются животные.) - Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.) Работа с учебником. - Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо. Найдите в учебнике (с. 118-119), прочитайте об организмах-потребителях, производителях, разрушителях. - Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов. - Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве? (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.) - Совершенно верно. Соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва. Рассказывая, учитель показывает указкой на схему, расположенную на доске:

Урок 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ - итак, все живые организмы и почва - участники единого круговорота жизни на Земле.

физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. V. Закрепление изученного материала. 1. Работа в тетради (с. 56). 2. Обсуждение проблемных ситуаций. 1-я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи. Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам - негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться. - Какой можно сделать вывод? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.) 2-я ситуация. представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет. Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ - это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе. Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле! Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом. Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы. Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека. - По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно - по одному виду растений. Новых появляется намного меньше. VI. Контроль и самопроверка знаний. Учащиеся самостоятельно выполняют тестовую работу.

Тест - Выбери правильный ответ. 1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу: а) разрушители; б) строители; в) производители; г) потребители. 2. Какие организмы учёные-экологи называют производителями? а) растения; б) животные; в) грибы; г) бактерии. 3. Какие организмы учёные-экологи называют потребителями? а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 4. Какие организмы учёные-экологи называют разрушителями? а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 5. Какую роль в круговороте жизни играет почва? a) с неё испаряется вода; б) по ней передвигаются животные; в) в ней накапливается запас питательных веществ. Ответы: 1-авг. 2-а. 3-б. 4-в. 5-в. VII. итог урока. Рефлексия. - С какой темой мы познакомились сегодня на уроке? - Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? Вывод: все живые организмы и почва - участники единого круговорота жизни на нашей планете. - выскажите свое мнение, опираясь на фразы: 1. «Сегодня на уроке я узнал, что…». 2. «Я не знал раньше, что…». 3. «Оказывается, …» . 4. «Для меня стало новостью, что…». домашнее задание (по выбору учащихся): 1) написать мини-сочинение «Если с Земли исчезнут растения (животные)»; 2) изготовить модель, демонстрирующую круговорот жизни; 3) по схеме рассказать о круговороте жизни на Земле.


© 2010-2022