- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по литературному чтению Стихи башкирских поэтов о войне
Технологическая карта урока по литературному чтению Стихи башкирских поэтов о войне
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ступина К.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
-
Ф.И.О. учителя Cтупина Карима Наиловна
-
Класс: 3 Дата: 13.03.2015 Предмет: литературное чтение
-
Место и роль урока в изучаемой теме: урок внеклассного чтения
-
Цели урока:
-
Образовательные: знакомство с творчеством башкирских поэтов
-
Развивающие: приобщение детей к литературе о войне, как искусству слова через введение элементов анализа текстов
-
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интереса к истории отечества
5. Дидактические средства:
-
для учителя - презентация, интерактивная доска, пульты для интерактивного тестирования и опроса VOTUM-web, компьютер.
-
для учащихся - сборники стихов, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Характеристика этапов урока
№
Название этапа,
цель
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма
работы
Результат
1.
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
-
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Формирование УУД:
(Р)волевая саморегуляция
2.
Постановка проблемы.
Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.
2) Согласовать цель и тему урока.
1.Учитель задает подводящий к теме вопрос: какая тема объединяет следующие стихи?
Организует подводящий к теме диалог.
- Перед вами сборники стихотворений башкирских поэтов. Как вы думаете, какая тема объединяет следующие стихотворения: М.Карим «Я ухожу на фронт», Н.Наджми «Неизвестные солдаты», М.Харис «Письмо матери», М.Хай «Памяти лейтенанта Туимова»?
- А почему сегодня мы вспомнили о войне?
-История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941-1945 г.г. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа.
Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать, какой небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Сейчас мы посмотрим презентацию Ягудиной Дианы, занявшую 1 место в школьном конкурсе презентаций о войне.
Формулируют тему и задачи на урок
-Это стихи о войне.
-Наша страна в 2015 году отмечает 70 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
(Просмотр презентации Ягудиной Дианы)
Фронт.
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4.
Проектирование и фиксация нового знания.
Цель: знакомство и анализ стихотворений башкирских поэтов
Анализ стихов по методике продуктивного чтения
1)Организует обсуждение прочитанного
2)Организует обмен мнениями.
Работа со стихотворением Мустая Карима «Я ухожу на фронт».
- Прочитайте название 1 стихотворения. От чьего лица ведется разговор?
- Что вы узнали об авторе по названию стихотворения?
Беседа-размышление по ходу чтения:
1-я строфа:
- Кому, с какой целью отец привел коня, а мать вручила дедовский клинок?
2-я строфа:
- О чем просит сын своих родителей?
3-я, 4-я строфа:
- За что будет сражаться воин?
Работа со стихотворением М.Хариса «Письмо матери».
1.Работа с текстом до чтения.
- О ком 2 стихотворение?
2.Работа с текстом во время чтения.
Вопросы после чтения, диалог с автором.
После 1-й строфы:
- Почему матери несладко в доме одной?
-Что значит:
«Выходишь на дорогу ты, солдатка…»
«Дорога заблудилась на войне!»
2-я строфа:
«…горькие морщины на светлом лике новые легли…»
3-я строфа:
«…Земля моя в огне»
«…Коль упаду, то слез по мне не надо…»
4-я строфа:
«…он жизнь свою отдал во имя жизни…»
«…смерть прекрасною была»
3.Беседа после чтения.
- Почему стихотворение называется «Письмо матери»?
- Как можно назвать сына?
- Послушайте стихотворение «Памяти лейтенанта Туимова», которое М.Хай пишет на войне
- Перечитайте 1 строфу. Сколько же стоит наше счастье?
- Каким путем пойдут наследники героя?
3, 4, 5 строфы читает учитель
- Что значит «обрел бессмертья торжество»
Хусаин Кунакбай
- В 2008 году в Молодежной газете была напечатана статья Зухры Хашаевой «Мой прадед - поэт и воин».
(учитель зачитывает выдержки из статьи)
Чтение стихотворения Назара Наджми «Неизвестные солдаты».
2.Беседа.
- Почему так называется «Могила неизвестного солдата»?
- Смог ли ответить отец на вопрос дочери: «Да как же это люди не узнали?..»
-Что значит:
«…бессмертье наше и безвестье живет в сердцебиении страны…»
1) Читают стихи
2) Анализируют прочитанное
- От лица автора.
- Мустай Карим пошел на фронт.
(дети читают стихотворение вполголоса, затем по четверостишию вслух)
- Сыну, уходящему на фронт, чтобы отомстить за павших.
-Не тужить о нем.
- За спокойную жизнь стариков, счастливое будущее молодых, процветание нашего родного края, торжество Родины.
Выразительное чтение стихотворения.
Рассказ подготовленного ученика об авторе.
- Ответ - в его названии…
Первичное чтение (вполголоса).
-Проводила своих мужчин на фронт.
- Ждешь своих ушедших солдат.
-Не могут вернуться, так как воюют.
- Мама переживает, горюет…
- Идут кровопролитные бои.
-Боец просит маму не тужить, если погибнет.
-Погиб, защищая страну, чтобы люди жили счастливо.
- Совершил подвиг ради других.
-Героем.
Выразительное чтение стихотворения.
Рассказ ученика о поэте Мухамедьяре Хае.
(дети читают наизусть)
-Цена - жизни героев.
-Его «прямым путем» - это значит: будут хорошими отцами, героями, если понадобится.
-Его подвиг останется в памяти людей!
Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Письмо»
-
Первичное чтение (ученик).
-Это символ памяти и уважения к павшим на фронтах воинам, чьи имена неизвестны.
-Сказал: «Мы - неизвестные солдаты». Ему трудно объяснить маленькому ребенку, что невозможно знать о каждом человеке.
-Страна продолжает жить благодаря подвигу неизвестных солдат.
Выразительное чтение.
Фронт.
Индив.
Формирование УУД:
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
2)Фиксация нового знания во внешней речи.
1)Задаёт вопросы о задачах урока.
2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?
- Давайте нарисуем на интерактивной доске то, что вас взволновало сегодня.
Прослушивает все синквейны.
Проводит интерактивное тестирование по системе VOTUM-web.
1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.
Две ученицы рисуют на интерактивной доске.
Остальные ребята по группам сочиняют синквейн на тему «ВОЙНА».
Зачитывают сочиненные синквейны.
Отвечают на вопросы с помощью пультов.
Фронт.
В парах. Групповая
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
6.
Этап разъяснения домашнего задания.
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Предлагает выучить наизусть любое стихотворение о войне, нарисовать иллюстрацию, найти фотографии родственников - ветеранов Великой Отечественной войны для участия на параде «Полк бессмертных».
Записывают задание на дом, задают вопросы.
Фронт.
(Р) выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
(П) самостоятельное формулирование познавательной цели.
(К) постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог.
7.
Контрольно-оценочная деятельность.
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке.
Получают позитивный настрой от урока, с помощью карточек разного цвета оценивают свою работу на уроке.
Фронт.
(Р) оценка-осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями, осуществлять итоговый контроль.
(Л) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
(К) умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, проявлять активность в деятельности.