- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слов (1 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слов (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шамшик Н.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Перенос слов". Урок русского языка в 1-м классе Цель:
Оборудование: таблица «Правила переноса слов», карточки для работы в группе, рисунок улитки, DVD диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», компьютер. Ход урока I. Организационный момент. Проверь, дружок, II. Чистописание. Я тетрадочку возьму 1. Работа в тетрадях. -Рассмотрите рисунок на странице 9. -Куда спешит улитка? Кто её там ждёт? -Какие буквы живут в этом домике? (ъ, ь, ы) -Сегодня мы с вами поможем улитке добраться до домика. Расчистить дорожку мы сможем, выполняя различные задания. -Нарисуем улитку на строчке. (Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик») (Показ улитки на компьютере) -Осенью, особенно в сырую погоду, на огородах и в лесу можно найти множество улиток-слизней. Называются они так, потому что часто оставляют свои следы в виде тонкой плёнки - застывшей слизи. Глаза улитки могут отличать только свет от тьмы. Свою пищу, улитки находят по запаху. Запахи они могут улавливать за 1-2 метра. Носа у улиток нет, но у них есть рожки - щупальца, их даже две пары. Нижней парой они ощупывают поверхность во время движения. Верхняя пара рожек - зрение и обоняние. Это и есть главные органы чувств улиток. - Подчеркните самую красивую улитку, которую вы написали 2. Роль твёрдого и мягкого знаков. -Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы) -Обратите внимание на одинаковые элементы написания этих букв, на соединения с этими буквами. (Ученики проговаривают написания букв и прописывают по образцу). Он очень вежлив Мягкий знак, А Твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью. Там где он появляется, слышится чёткость. 3. Прочитайте слова в тетради и скажите, какую роль выполняют Буквы Ъ и Ь? Моль; платье; съел; объявил; рыбы. -Назовите односложные, двусложные, трёхсложные слова? - В каких словах звуков и букв поровну? - Запишите слова, подчеркните ь и ъ знаки 4. Упражнения для самоконтроля. Улитка в гости к буквам поспешила, (Лучшую из букв ученики вписывают в окошечко домика.) - Мы уже с вами помогли улитке добраться до болота, а чтобы его обойти надо на помощь позвать лягушек. Физкультминутка. На болоте две лягушки, две весёлые подружки. III. Словарная работа -Итак, улитка добралась до яблоневого сада, но пройти через него можно, если соберём урожай. -Перед вами необычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и волшебные с буквами. Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово. На доске:
Ученики подбирают для каждого слова яблоко, снимают их и прикрепляют на месте пропусков. -Напишите слова, поставьте ударение, подчеркните буквы, сорванные с яблони. -Найдите однокоренные слова, выделите корень -Какое слово лишнее? («заяц»- в нём все согласные твёрдые; безударная гласная во втором слоге, а в остальных словах - в первом; в нём звуков больше, чем букв, а в других словах- поровну.) Обозначьте цветными карандашами звуковой состав слова. IV. Постановка проблемного вопроса. Сообщение темы. -Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает? -Как вы думаете, а существуют ли правила переноса слов? Что бы вы предложили? -Итак, ваша задача определить правила переноса слов. V. Ознакомление с новым материалом. 1. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов. Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов. I группа | IIгруппа | III группа | IVгруппа | V группа |
Ре-бя-та; Пас-тух; Сол-ныш-ко. Вывод: Слова переносятся по слогам. | Май-ка; Зай-ка; Вой-на. Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге. | Боль-шой; Буль-он; Отъ-езд. Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку. | Кас-са; Ван-на; Мас-са. Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом. | Ася-яма; Ава-рия; Яго-да. Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву. |
-Улитке осталось перебраться через луг, поможем ей.
2. Работа на доске под руководством учителя.
- Запишите предложение:
Бродит стадо по лугам.
- Разделите слова на слоги.
3. Заучивание правила.
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
4. Чтение правила в учебнике.
5. Выполнение упражнения из учебника
VI. Закрепление пройденного.
1. Упражнение в делении слов для переноса.
Выполняется на доске и в тетрадях с объяснением:
Огонь, подъ-ём, конь-ки, змея, лей-ка, мас-са.
Пальчиковая гимнастика.
Идёт по парте человек,
Переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх,
То получились рожки.
2. Метаграмма.
(Загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово.)
-Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?
-
Ч над морем я летаю (чай-ка)
-
Г в машинах я бываю (гай-ка)
-
М меня ты надеваешь(май-ка)
-
Л собаку называешь(лай-ка)
- Разделите эти слова для переноса.
VII. Итог урока.
-Послушайте стихотворение А. Шибаева, как первоклассник переносил слова.
Как я перенёс слова.
Мы изучаем перенос,
Вот как я слово перенёс
Едва
Я перенёс:
Е -
Два -
Как получил за это «два».
Укол
Я перенёс
У-
кол
И получил за это «кол»
Опять
Я перенёс:
О-
пять.
Теперь,
Наверно,
Будет
«пять».
-А вы как думаете, ребята? (говорят правила переноса слов)
- Ну, вот и добралась улитка до домика, молодцы вы хорошо потрудились.
Примечание: на каждом этапе, после выполнения задания улитка перемещается по дорожке в сторону домика.