- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку на тему: «Способы обозначения мягкости согласных букв на письме»
Конспект по русскому языку на тему: «Способы обозначения мягкости согласных букв на письме»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скибина С.А. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель методики преподавания русского языка: ________/ Т.Н.Зотова/
Согласовано:
Учитель ________/ Г.В.Панкова /
Конспект
урока по русскому языку
«Способы обозначения мягкости согласных букв на письме».
Провела студентка группы ПНК-41 Скибина Светлана
Место проведения: 2 «Б» класс, МБОУ «Татановская СОШ»
Дата проведения: 11.02.15
Оценка за конспект:….. (…………) методист: __________/ Зотова Т.Н./
Оценка за урок:.............. (…………) учитель: ___________/ Панкова Г.В./
Оценка за урок:…......... (…………) методист: __________/ Зотова Н. Н./
Тамбов
2015
Тип урока:
Урок повторения и обобщения изученного
Цель: 1)способствовать углублению знаний учащихся об обозначении мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. 2) совершенствовать развитие орфографической зоркости.
3) воспитание интереса к русскому языку и к чтению.
4) развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся
УУД:
Личностные:
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.
Регулятивные:
1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.
2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.
Познавательные:
1.Ориентирование в учебнике: определение умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.
3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
4.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Развивать умения договариваться о совместной работе.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
3.Умение слушать других.
4.Предлагать помощь, сотрудничество.
Оборудование:
Тетрадь, презентация, карточки.
Ход урока.
Деятельность учителя.
Деятельность обучающихся.
Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.
-Здравствуйте! Меня зовут Светлана Александровна, сегодня я проведу у вас русского языка.
Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.
ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Подпишите их, наш урок я хочу начать со словарного диктанта.
- Все готовы внимательно слушать?
- Тогда начинаем.
- Алфавит , ягода, воробей, собака, сапог, сапожник.
- Поставьте ударение в этих словах и подчеркните безударные гласные.
- Откройте свои тетради.
- Что надо записать?
- Какое у нас сегодня число
- Правильно, запишите число, классная работа.
- А сейчас давайте посмотрим, какие вы внимательные, я буду задавать вопросы, а вы должны внимательно слушать и отвечать.
- Для начало скажите мне, что нужно сделать прежде чем ответить?
- Верно, с места выкрикивать нельзя, а сейчас слушайте первый вопрос.
- На какие две группы делятся звуки?
- Какие могут быть гласные звуки?
- А согласные звуки?
- Какие буквы не обозначают звуков? - Какую роль выполняют буквы ь и ъ в словах?
- Откройте свои учебники на стр. 123 Рассмотрите новый кадр «фотопленки» из нашего учебника. Прочитайте название нашего раздела. Какие стулья соответствуют каким стульям? -Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений. - Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать? - Итак, тема нашего урока - буквы обозначающие мягкость согласных на письме. Мы будем наблюдать над словами и выясним, с помощью чего обозначается мягкость согласных на письме. Узнаем, сколько есть способов обозначения мягкости согласных. Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники. Начнем работу и познакомимся с фокусником в русском языке. - Отгадайте, что это за буква. В русском языке выполняет огромную работу, а звука не обозначает?
Живёт в стране Грамматика Известный фокусник - Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.
Вот смотрите! Слово ЕЛ он превращает в название дерева.
А теперь смотрите, как шест превращается в число.
- Ребята, а кто может разгадать его фокус?
Правильно, ребята мы отгадали фокус волшебника.
- А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.
Ест - есть, шест - шесть, пенки - пеньки, уголки - угольки, банка - банька. - А кто из вас может привезти пример того, как мягкий знак изменяет слово?
- С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились?
ΙV. Построение проекта выхода из затруднений. - Оказывается, кроме Ь есть еще буквы- фокусницы в русском языке. - Посмотрите, на доске написаны слова, кто прочитает нам их громко и четко - Какие согласные звуки в словах первой строки? - Что изменилось во второй строчке? - Это 2 способ обозначения мягкости согласных на письме. - Кто скажет, на какие буквы русского алфавита данные фокусы не действуют? Почему? - Итак, делаем вывод, какие 2 способа обозначения мягкости согласного на письме существуют?
V. Реализация проекта выхода из затруднений. - А сейчас откройте свои учебники на странице 124. Выполним упр. 185 из учебника. Пронаблюдаем за согласными и гласными буквами в словах. - Кто прочитает задание?
- Кто хочет пойти к доске? - Запишем эти слова в своих тетрадях, через запятую. - Но это еще не все. Ответьте мне на еще на несколько вопросов. - В каком слове буква е не обозначает мягкость согласного? - В каком слове все согласные звуки мягкие? - В каких словах мягкость согласных на письме обозначена буквой я, ю? Физминутка
Если я показываю букву, которая обозначает мягкость согласных звуков - вы хлопаете в ладоши , если нет - топаете ножками.
А, у, ё, у, ю, и, ы, е, я, а, ы, е, о.
VΙ. Обобщение во внешней речи. - Ребята, посмотрите на доске написаны слова, но их кто-то разбросал. Нам нужно составьте предложение и записать его в тетрадь. Какие правила записи предложения существуют?
- Какое предложение вы составили?
- Назовите грамматическую основу предложения. - Назовите слова, в которых мягкость согласных обозначена Ь? - Гласными буквами и, е, е, я, ю. - Почему в слове жил буква И не обозначает мягкость согласного?
VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А сейчас вы работаете самостоятельно, на доске написаны слова: Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.
- Вам нужно разделить на две группы; в первую группы нужно поместить слова, в которых мягкость обозначена с помощью букв и, е, ё, ю, я, а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь.
- А теперь вы все побудете учителями и проверите тетради друг друга, ошибки исправляйте простым карандашом или зеленой ручкой.
VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение. - Следующие задание будет необычным: вам нужно отгадать загадки и ответы писать в своих тетрадях через запятую. Слушаем загадки внимательно. Не ботинки, не сапожки, Очень сильно греют ножки. В них мы бегаем зимой: Утром - в школу, Днём - домой. - Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных. - По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. - Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных. Вот идет пароход - То назад, то вперед, А за ним такая гладь - Не морщинки не видать. Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных. - Выпишите слово, которое выражено именем существительным, обозначает неодушевленный предмет во множественном числе. - Выполним фонетический анализ этого слова. Кто желает пойти к доске?
Валенки
в [в] - согл., зв., тв.,
а [а] - гл., ударный,
л [л' ] - согл., зв., мягк.,
и [и] - гл., безуд.,
н [н] - согл., зв., тв.
к [к '] - согл., гл., мягк.,
и [и] - гл., безуд..
7 б., 7 зв.
IХ. Рефлексия.
- Что мы с вами сегодня повторяли?
- На этом наш урок подошел к концу, вы были внимательны и активны.
- А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
- Оценивание детей.
- Число, классная работа
- Одиннадцатое февраля
- Нужно поднять руку.
- на гласные и согласные
- Ударные и безударные.
- Звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- ь и ъ.
- обозначает мягкость согласного, Ъ выполняет разделительную функцию между согласной и гласной
- Правописание букв Ь и Ъ.
- Мягкий стул и твердый стул.
- Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я и буква ь
- над буками, обозначающими мягкость согласного.
- Ь
- Ель
- Шесть
- ь знак обозначает на письме мягкость согласных
- угол - уголь, банка - банька, ел - ель
- С помочью мягкого знака
- Пыл, нос, воз, лук.
Пил, нёс, вёз, люк.
- Твердые
- гласные и согласный звук стал мягким
- Ж, Ш, Ц всегда твердые
- Первый способ обозначения мягкости на письме что мягкий знак, а второй способ после букв е, ё, я, ю, и.
- Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Какими буквами обозначена мягкость согласных?
- Честный, мебель, зеленые, любить, зяблик.
- честный
- мебель, любить - зяблик, любить
- Предложение начинается с заглавной буквы и в конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. - У Юльки жил котенок Васька.
- Кто? котенок, что делал? Жил. - Юлька, Васька
- Юльки, котенок
- Ж- всегда твердая
лед соль вишня пальто клюква уголь деревня полька
- Валенки
- Гусь
- Утюг
- Валенки
Д. м. 167