Конспект по русскому языку на тему: «Способы обозначения мягкости согласных букв на письме»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель методики преподавания русского языка: ________/ Т.Н.Зотова/

Согласовано:

Учитель ________/ Г.В.Панкова /



Конспект

урока по русскому языку

«Способы обозначения мягкости согласных букв на письме».

Провела студентка группы ПНК-41 Скибина Светлана

Место проведения: 2 «Б» класс, МБОУ «Татановская СОШ»

Дата проведения: 11.02.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: __________/ Зотова Т.Н./

Оценка за урок:.............. (…………) учитель: ___________/ Панкова Г.В./

Оценка за урок:…......... (…………) методист: __________/ Зотова Н. Н./

Тамбов

2015


Тип урока:

Урок повторения и обобщения изученного

Цель: 1)способствовать углублению знаний учащихся об обозначении мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. 2) совершенствовать развитие орфографической зоркости.

3) воспитание интереса к русскому языку и к чтению.

4) развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся

УУД:

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Ориентирование в учебнике: определение умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Развивать умения договариваться о совместной работе.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

3.Умение слушать других.

4.Предлагать помощь, сотрудничество.

Оборудование:

Тетрадь, презентация, карточки.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.

-Здравствуйте! Меня зовут Светлана Александровна, сегодня я проведу у вас русского языка.

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.

ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Подпишите их, наш урок я хочу начать со словарного диктанта.

- Все готовы внимательно слушать?

- Тогда начинаем.

- Алфавит , ягода, воробей, собака, сапог, сапожник.

- Поставьте ударение в этих словах и подчеркните безударные гласные.

- Откройте свои тетради.

- Что надо записать?

- Какое у нас сегодня число

- Правильно, запишите число, классная работа.

- А сейчас давайте посмотрим, какие вы внимательные, я буду задавать вопросы, а вы должны внимательно слушать и отвечать.

- Для начало скажите мне, что нужно сделать прежде чем ответить?

- Верно, с места выкрикивать нельзя, а сейчас слушайте первый вопрос.

- На какие две группы делятся звуки?

- Какие могут быть гласные звуки?

- А согласные звуки?

- Какие буквы не обозначают звуков? - Какую роль выполняют буквы ь и ъ в словах?

- Откройте свои учебники на стр. 123 Рассмотрите новый кадр «фотопленки» из нашего учебника. Прочитайте название нашего раздела. Какие стулья соответствуют каким стульям? -Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений. - Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать? - Итак, тема нашего урока - буквы обозначающие мягкость согласных на письме. Мы будем наблюдать над словами и выясним, с помощью чего обозначается мягкость согласных на письме. Узнаем, сколько есть способов обозначения мягкости согласных. Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники. Начнем работу и познакомимся с фокусником в русском языке. - Отгадайте, что это за буква. В русском языке выполняет огромную работу, а звука не обозначает?

Живёт в стране Грамматика Известный фокусник - Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.

Вот смотрите! Слово ЕЛ он превращает в название дерева.

А теперь смотрите, как шест превращается в число.

- Ребята, а кто может разгадать его фокус?

Правильно, ребята мы отгадали фокус волшебника.

- А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.

Ест - есть, шест - шесть, пенки - пеньки, уголки - угольки, банка - банька. - А кто из вас может привезти пример того, как мягкий знак изменяет слово?
- С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились?

ΙV. Построение проекта выхода из затруднений. - Оказывается, кроме Ь есть еще буквы- фокусницы в русском языке. - Посмотрите, на доске написаны слова, кто прочитает нам их громко и четко - Какие согласные звуки в словах первой строки? - Что изменилось во второй строчке? - Это 2 способ обозначения мягкости согласных на письме. - Кто скажет, на какие буквы русского алфавита данные фокусы не действуют? Почему? - Итак, делаем вывод, какие 2 способа обозначения мягкости согласного на письме существуют?

V. Реализация проекта выхода из затруднений. - А сейчас откройте свои учебники на странице 124. Выполним упр. 185 из учебника. Пронаблюдаем за согласными и гласными буквами в словах. - Кто прочитает задание?





- Кто хочет пойти к доске? - Запишем эти слова в своих тетрадях, через запятую. - Но это еще не все. Ответьте мне на еще на несколько вопросов. - В каком слове буква е не обозначает мягкость согласного? - В каком слове все согласные звуки мягкие? - В каких словах мягкость согласных на письме обозначена буквой я, ю? Физминутка
Если я показываю букву, которая обозначает мягкость согласных звуков - вы хлопаете в ладоши , если нет - топаете ножками.
А, у, ё, у, ю, и, ы, е, я, а, ы, е, о.

VΙ. Обобщение во внешней речи. - Ребята, посмотрите на доске написаны слова, но их кто-то разбросал. Нам нужно составьте предложение и записать его в тетрадь. Какие правила записи предложения существуют?



- Какое предложение вы составили?

- Назовите грамматическую основу предложения. - Назовите слова, в которых мягкость согласных обозначена Ь? - Гласными буквами и, е, е, я, ю. - Почему в слове жил буква И не обозначает мягкость согласного?

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас вы работаете самостоятельно, на доске написаны слова: Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.

- Вам нужно разделить на две группы; в первую группы нужно поместить слова, в которых мягкость обозначена с помощью букв и, е, ё, ю, я, а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь.

- А теперь вы все побудете учителями и проверите тетради друг друга, ошибки исправляйте простым карандашом или зеленой ручкой.

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение. - Следующие задание будет необычным: вам нужно отгадать загадки и ответы писать в своих тетрадях через запятую. Слушаем загадки внимательно. Не ботинки, не сапожки, Очень сильно греют ножки. В них мы бегаем зимой: Утром - в школу, Днём - домой. - Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных. - По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. - Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных. Вот идет пароход - То назад, то вперед, А за ним такая гладь - Не морщинки не видать. Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных. - Выпишите слово, которое выражено именем существительным, обозначает неодушевленный предмет во множественном числе. - Выполним фонетический анализ этого слова. Кто желает пойти к доске?

Валенки

в [в] - согл., зв., тв.,

а [а] - гл., ударный,

л [л' ] - согл., зв., мягк.,

и [и] - гл., безуд.,

н [н] - согл., зв., тв.

к [к '] - согл., гл., мягк.,

и [и] - гл., безуд..

7 б., 7 зв.

IХ. Рефлексия.

- Что мы с вами сегодня повторяли?

- На этом наш урок подошел к концу, вы были внимательны и активны.

- А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

- Оценивание детей.



- Число, классная работа

- Одиннадцатое февраля

- Нужно поднять руку.

- на гласные и согласные

- Ударные и безударные.

- Звонкие и глухие, твердые и мягкие.

- ь и ъ.

- обозначает мягкость согласного, Ъ выполняет разделительную функцию между согласной и гласной

- Правописание букв Ь и Ъ.

- Мягкий стул и твердый стул.



- Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я и буква ь

- над буками, обозначающими мягкость согласного.




- Ь

- Ель

- Шесть

- ь знак обозначает на письме мягкость согласных

- угол - уголь, банка - банька, ел - ель

- С помочью мягкого знака


- Пыл, нос, воз, лук.

Пил, нёс, вёз, люк.


- Твердые
- гласные и согласный звук стал мягким


- Ж, Ш, Ц всегда твердые

- Первый способ обозначения мягкости на письме что мягкий знак, а второй способ после букв е, ё, я, ю, и.




- Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Какими буквами обозначена мягкость согласных?
- Честный, мебель, зеленые, любить, зяблик.



- честный
- мебель, любить - зяблик, любить








- Предложение начинается с заглавной буквы и в конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. - У Юльки жил котенок Васька.
- Кто? котенок, что делал? Жил. - Юлька, Васька
- Юльки, котенок

- Ж- всегда твердая






лед соль вишня пальто клюква уголь деревня полька












- Валенки






- Гусь






- Утюг




- Валенки

















Д. м. 167




© 2010-2022