- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению «Бобик в гостях у Барбоса»
Урок по литературному чтению «Бобик в гостях у Барбоса»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрик Е.П. |
Дата | 06.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
- Организационный момент.
- Приветствие (слайд 1).
Знакомый
Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы - неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем -
То он, то я, то он, то я!
Объятья, шутки, разговоры.
-Ну как живёшь? Ну как дела?-
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.
-Побудь со мной ещё немного!-
Но я его не удержал.
"Гав! Гав!"- сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.
- Главным героем нашего занятия будет собака (слайд 2).
- Наш урок мы проведём в виде своеобразного дог - шоу (слайд 3).
- Тема нашего урока - рассказ Н. Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» (слайд 4).
- Сейчас я познакомлю вас с творческой биографией автора (слайд 5).
- Далее по этим ступенькам одна за другой выходили книги уже известного «веселого писателя», как часто называют Н. Н. Носова: «Веселые рассказы»; «Дневник Коли Синицына»; сборник «На горке»; повесть «Веселая семейка»; «Прятки»; «Незнайка в Солнечном городе»; «Приключения Незнайки и его друзей» (слайды 6 - 8).
- 4. Физ. минутка: интерактивная физ. минутка (слайд 9).
Иногда наши домашние животные могут нечаянно навредить. Послушайте стихотворение СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ (Б. Заходер) (слайд11 - смена по щелчку ).
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка обижает,
Что дачу
Высокий забор окружает.
Ведь если б не этот
Противный забор,
То с кошками
Был бы другой разговор!
Её огорчает,
Что люди забыли
Придумать
Собачкины автомобили.
Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отпаяно лает!
Ей грустно глядеть
На цветочные грядки:
Они у хозяев
В таком беспорядке!
Однажды собачка их славно вскопала,
И ей же - представьте! -
За это попало!
Хозяин
Собачку за стол не сажает,
И это, понятно, её обижает:
Не так уж приятно
Приличной собачке
Сидеть на полу,
Ожидая подачки!
Но дайте собачке
Кусочек печенья -
И сразу окончатся
Все огорченья
- Как вы думаете, собаки Барбос и Бобик поняли недопустимость своего поведения в квартире? Почему? -Простил ли дедушка своего Барбоску? А Бобика? - Что случилось дальше? VI. Развитие речи и воспитание экологической культуры. 1. Беседа: - Главные герои нашего занятия - собаки. Принято считать, что самым первым домашним животным, которое приручил человек, была именно собака. Была эпоха ледяного мрака, Брел Человек, не ведая пути. Брел Человек. А рядом - шла Собака И вместе лишь они смогли приют найти.
Собака охраняла Человека, Его семью, его посевы, скот. Так повелось аж с бронзового века: Где человек - собака там живет.
Прошли года, эпохи поменялись Уж много раз - и был потоп и мор, Но неизменно вместе оставались Они всегда - всему наперекор. Об этих животных написано множество литературных произведений: рассказов, сказок, стихотворений. О собаках снято много художественных и мультипликационных фильмов. Немало пословиц и поговорок, крылатых выражений о собаках. Давайте поработаем с некоторыми пословицами. Как вы понимаете пословицы: Без собаки зайца не поймаешь (слайд 12). Верная собака на всякого прохожего лает, а тогда и воров не страшно. (французская пословица) (слайд 13). И собака помнит, кто ее кормит (слайд 14). Собака видит мир носом, а кошка ушами (слайд 15). А зачем современному человеку нужна собака? 2.Рассказ учителя: профессии собак. С древности собак использовали в военном деле, в посыльной, сторожевой службе, они принимали участие даже в активных боевых действиях (слайд 16). Но систематическое использование началось только со второй половины XIX века. Незаменимые качества собак очень пригодились в военной службе. Собаки выполняли роль посыльных, санитаров, сыщиков, караульных. Наиболее пригодными для военной службы считались собаки средней величины. Во время Великой Отечественной войны любителями-собаководами в действующую армию были направлены десятки тысяч собак, которые оказали серьезную помощь фронту. На Севере незаменимы собачьи упряжки - несмотря на развитие техники, даже сейчас, в начале XXI века (слайд 17). Ведь ездовая собака - это не только средство передвижения, но и верный, преданный друг, скрашивающий пребывание человека в суровом царстве полярной ночи. Собак - поводырей слепых, впервые начали обучать в Англии (слайд 18). Это, пожалуй, самая сложная дрессировка собак. Ведь собаку надо научить видеть окружающий мир как бы глазами человека: препятствия, которые просто незаметны для собаки, для человека, тем более слепого, могут оказаться непреодолимыми. Например, лестница, высокий порог или низкий для человека проход - все это собака должна видеть и сигнализировать своему хозяину. Вы только подумайте, какое чудо: человеку, безвозвратно потерявшему зрение, возвращается возможность свободно передвигаться по улицам! Для своего хозяина такая собака не только надежный помощник, но и преданный друг. Собака-проводник помогает слепому избежать зависимости от посторонних людей. Там, где собака помогает человеку, к ней особое отношение и особая любовь (слайд 19). Пастушьи собаки контролируют передвижение животных в стаде. А кто составит компанию пастуху и разделит его жизнь в холод и зной, кроме собаки? О работе полицейских собак у нас сложилось представление по многочисленным сериалам: «Возвращение Мухтара», «Комиссар Рекс» и другим (слайд 20). Полицейская собака должна не только идеально выполнять команды, но и уметь самостоятельно принимать решения. Другая служба - розыскная. Собака-ищейка упорно идёт по следу, не сбиваясь и не отвлекаясь, долгое время. Хорошо обученная собака может взять след спустя много часов. Но самая главная собачья служба - это просто ЖИЗНЬ рядом с человеком. Многим собакам за их преданную и героическую службу человеку в разных странах и городах мира поставлены памятники (слайд 21). Собаки имеют большое число разновидностей, в мире насчитывается до 400 пород (слайд 22). Давайте просмотрим на представителей некоторых пород и прочитаем и них стихотворения.
Породы собак (слайды 23 - 28).
Спаниель
Заливаясь лаем звонким,
Сам с собой устроил гонки.
И мелькает вдоль полянки
Длинноухая ушанка.
То - под кустик, то - под ель
Быстрый, шустрый спаниель.
Ротвейлер
Он горд и спокоен, уверен, отважен.
Он рядом с хозяином шествует важно.
Ему для солидности - толстый портфель бы...
Узнали? Конечно же, это ротвейлер.
Чау-чау
С лилово-синим языком
Он всем и каждому знаком,
Мохнат, задумчив, чуть печален
Любимчик общий, чау-чау.
Французский бульдог
Зачинщик схваток и затей
Он полон всяческих идей,
И, если не остановить,
Готов их все осуществить.
Изобретателен, умен,
Вам предан бесконечно он.
И жизнь за Вас отдать бы смог
Французский маленький бульдог.
Такса
Короткие ножки, невинные глазки,
Внимания требует, требует ласки,
Умен и находчив: то клоун, то плакса -
Хитрюга, притворщик по имени "такса".
Колли
Зимой и летом - в лисьей шубе,
В реке, в снегу купаться любит.
Надежен, верен и спокоен
Ваш лучший друг - шотландский колли.
- Ребята, поднимите руки те, у кого есть собака. Считаете ли вы свою собаку членом семьи, другом. Обязательно ли, чтобы собака была породистой? Чтение стихотворения учеником:
Друг (слайд 29).
Творятся в мире
Чудеса -
Сегодня днем
Я встретил пса!
Красивого,
Огромного,
Совсем-совсем
Бездомного!
И я привел его
Домой,
Кормил
Вареной колбасой,
Теперь мы с ним
Играем:
И прыгаем,
И лаем!..
Но брат сказал:
- Бедняга!
Ведь это же
Дворняга!
Сосед сказал:
- Уродина!
Ведь пес-то -
Беспородина!!!
На что мне эта мода?!
Я всем сказал вокруг:
- Мне не нужна порода,
МНЕ НУЖЕН ДРУГ!
Мальчик, герой стихотворения, встретил своего друга на улице. Как вы думаете, легко ли живётся уличным, бездомным собакам?
Прослушайте стихотворение
Песня бездомных собак (слайд 30).
Борис Владимирович Заходер (1918 - 2000)
Ах,
Плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!..
Никто нас не любит,
Никто не ласкает...
Никто на порог
Нас к себе не пускает!
Ах,
Как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости хочется!
За что нас не любят?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Да,
Плохо живётся
Без друга-хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно...
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет -
Об этом
Ни капельки
Не пожалеет. Собака-компаньон в городе стала как бы звеном, связывающим человека с природой, от которой он оторвался. Человек, имеющий собаку, избавлен от раздумий, чем заполнить досуг; этот человек много гуляет, причем в любую погоду. Особенно часто заводят собак одинокие пожилые люди (слайд 31).
Мария Петровна одна в целом мире,
Муж умер в войну, а детей не родили.
И горе, и радость, и боль своих дней -
Всё делит старушка с собачкой своей.
Собачку на ручки старушка берет,
Ей шёрстку расчешет, ей что-то споет.
Мария Петровна - в который уж раз -
Расскажет Тотошке всю жизнь без прикрас.
А он, оленёнок изящный и тонкий,
Сочувствие выразит голосом звонким.
Обрубок хвоста и локаторы-ушки.
Таков той-терьер, он - отрада старушки. Мы с вами читали стихотворение С. Я. Маршака, персонажем которого тоже была старушка. Какая была у неё собачка? И дедушка из рассказа, который мы сегодня прочитали, тоже был человек одинокий. VII. Итог урока. Рефлексия. 1. Беседа: - Сегодня на уроке мы познакомились с интересным автором, детским писателем. Как его зовут? - Какое произведение мы прочитали? (слайд 32). - О чём этот рассказ? - Что нового вы узнали на уроке? Собака-компаньон не появляется в одночасье. Друга еще надо воспитать и создать ему условия для долгой счастливой жизни (слайд 33). Если вы проявите заботу и ласку к своему питомцу, собака ответит вам любовью, ведь недаром принято считать, что преданней собаки нету существа. Прослушивание песни «Это знает всякий» с просмотром видеоматериала (слайд 34).
8