- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика»
Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Герасимова Г.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Нормативные документы, регламентирующие реализацию рабочей программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 - ФЗ 29.12.2012 г.
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования от 05. 03. 2004
-
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
-
Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и внедрении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06. 10 2009 № 373
-
Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 26. 11. 2010 г № 1214
-
Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06. 10 2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357
- Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» 02.04 2002 г. № 13-51-28/13
-
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
-
Устав МБОУ СШ № 85
-
Положение о внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85
-
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 85, утверждённая на педагогическом совете - протокол №1 от 28.08.15
-
Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ СШ № 85 на 2015-2016 учебный год
-
Приказ МБОУ СШ № 85 « Об организации внеурочной деятельности» от 01. 09. 2015
2) Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная комбинаторика»
Образовательная внеурочная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы начального общего развития. Курс «Занимательная комбинаторика является продолжением учебного предмета «Математика»
3) Актуальность программы обусловлена тем, что, во-первых, младший школьный возраст-это такой период развития ребенка, когда при создании специальных условий наиболее интенсивно развиваются свойства творческого мышления; во-вторых, программа является пропедевтической по отношению к стохастической линии, введенной в настоящее время в содержание математики общеобразовательной школы
Новизна программы обусловлена своей направленностью на реализацию технологии развития гибкости мышления детей, соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и методике обучения математике детей младшего школьного возраста. Программа является естественным дополнением начального курса математике в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определенного математического содержания, но и обогащение опыта творческой деятельности учащихся, расширение математического кругозора детей
Цель: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами овладения методами решения творческих, эвристических и комбинаторных заданий, математического содержания в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
ЗАДАЧИ:
-формирование умения применять метод моделирования при поиске способов решения проблем творческого, поискового и комбинаторного характера (с математическим содержанием);
-обучение использованию знаково-символических средств (таблица, направленных и ненаправленный графы, граф-дерево и др.) представления содержания математических заданий для его всестороннего анализа и выработки нескольких способов решения обозначенной проблемы;
- развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализа, синтеза. Обобщения, классификации по родовитым признакам рассматриваемых наборов элементов комбинаторных заданий (перестановок, размещений и сочетаний);
- совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи в содержании комбинаторных заданий; на основе практического опыта строить рассуждения в обобщенном виде для выработки рациональных приёмов системного перебора как основы дальнейшего введения комбинаторных формул;
- уточнение, дополнение и обобщение знаний учащихся о множествах, отношениях между множествами, операциями над множествами (объединения, пересечения, вычитания, декартова произведения), а также об элементе множества и отношениях между элементами множества;
- обеспечение условия ряда понятий теории множеств и математической логики, понимания смысла союзов - связок «и», «или», частицы «не». И других, применения этих знаний при решении практико-ориентированных комбинаторных заданий;
- подготовка мышления учащихся к изучению тем стохастической линии курса математики старших классов
4) Общая характеристика курса
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельном подходе.
На изучение данного курса отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).
Способы определения результативности: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня развития приемов умственной деятельности.
Тема раздела
Количество часов
Примечания
Раздел1. Решение комбинаторных задач с помощью предметного моделирования
9
Раздел 2. Обобщение рациональных приёмов систематического перебора
25
Итого
34
Формы реализации:
-
Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
-
Кружковая работа в учреждениях дополнительного образования.
Психологическое обеспечение включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии;
- организация рефлексии деятельности детей на занятии;
- применение парных и групповых форм обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Программа обеспечена учебным пособием для детей «Занимательная комбинаторика"
5) Планируемые результаты УУД (универсальных учебных действий):
Личностные универсальные учебные действия
Курс «Занимательная комбинаторика» является формирование следующих умений:
- Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
- Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения
- Принимать и осваивать социальную роль обучающегося
- Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности
- Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве(этические нормы общения и сотрудничества)
-В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Метапредметными результатами
-Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения
- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне)
- Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач
- Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения
- Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему
Самостоятельно предлагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов
- Осознанно строить речевые высказывания в речевой форме
- Применять знания и способы действий в измененных условиях
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления
- Определять причины явлений, событий
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Предметными результатами изучения курса «Занимательная комбинаторика» является формирование следующих умений:
- Результаты первого уровня ( приобретение школьником математических знаний, понимания практической направленности математики в повседневной жизни)
- Результаты второго уровня (формирование позитивного школьника к математической деятельности и к творческому саморазвитию в процессе ее выполнения)
- Результаты третьего курса (приобретение школьниками опыта интеллектуального саморазвития
Формы представления результатов внеурочной деятельности.
-
Индивидуальные и групповые проекты по теме «В мире задач».
-
Выставка работ учащихся
-
Творческий отчет курса перед родительской общественностью в форме КВН по матиматике.
Праздник «Числа, которые меня окружают». Конкурсы «Знаки вокруг нас», «Математические знаки». Познавательное мероприятие «Газетная информация, факты, события и отношение к ним». Развлекательное мероприятие «Вечер этикета».
Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая
Используемые методики диагностики:
1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышлениям о жизненном опыте»
2. Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы/ Е.И. Игнатьев.- М., 1994.
3. Игры и занимательные упражнения по математике для 4 класса четырехлетней школы/ Составители: Д.С. Фонин, И.И. Целищева, Н.В. Яблокова, О.Ю. Ермакова; под ред. Д.С. Фонина.- Иванолво,1996.
Список литературы для учителя:
-
Белокурова, Е.Е. Методика обучения решению комбинаторных задач/ Е.Е. Белокурова // Начальная школа.- 1994.- №12.- С.43-47
-
Белокурова, Е.Е. Некотырые комбинаторные задачи в начальном курсе математики / Е.Е. Белокурова //Начальная школа.-1992.-№1.-С.20-22
-
Валеева, И.А. организация мыслительной деятельности младших школьников при решении эвристических задач: методические рекомендации И.А. Валеева, И.И. Целищева.- Шуя,1996.
-
Виленкин, Н.Я. Индукция. Комбинаторика/ Н.Я. Виленкин.- М.,1976.
-
Грин, Р. Введение в мир числа / Р.Грин, В. Лаксон.- М., 1982
-
Ермакова, Е.С. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет/ Е.С. Ермакова,И.Б. Румянцева, И.И. Целищева//Начальная школа.-2005.-№11.- С.83-91
-
Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы/ Е.И. Игнатьев.- М., 1994.
-
Игры и занимательные упражнения по математике для 4 класса четырехлетней школы/ Составители: Д.С. Фонин, И.И. Целищева, Н.В. Яблокова, О.Ю. Ермакова; под ред. Д.С. Фонина.- Иванолво,1996.
-
Стойлова, Л.П. Способы решения комбинаторных задач/Л.П. Стойлова//Начальная школа.-1994.-№1.- С.72-76
-
Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников. Сборник психокоррекционных игр и упражнений для детей 6-10 лет/Щеглова, Т.М. - Шуя, 1995.
Список литературы для учащихся:
-
«Занимательная комбинаторика» /авторы И.Б. Румянцева, И.И. Целещева/Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост.О.А. Корчемлюк.-М.:Баласс, 2013.-288с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы «Занимательная комбинаторика» /авторы И.Б. Румянцева, И.И. Целещева/Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост.О.А. Корчемлюк.-М.:Баласс, 2013.-288с. (Образовательная система «Школа 2100»)
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
Примечания
Раздел1. Решение комбинаторных задач с помощью графического моделирования (9 ч)
1-3
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц
3
4-6
Решение комбинаторных задач с помощью граф-дерева
3
7-9
Решение комбинаторных задач с помощью ориентированного и неориентированного графов
3
Раздел 2. Обобщение рациональных приемов
систематического перебора (25 ч)
10-13
Обобщение приёма определения числа размещений из n элементов по m элементов
4
14-17
Обобщение приёма определения числа перестановок из n элементов
4
18-21
Обобщение приёма определения числа сочетаний из n элементов по m элементов
4
22-27
Эвристические задачи
6
28-32
Комбинаторные задания, связанные с вычислительными приёмами
5
33-34
Резерв
2