Исследовательская работа Белбажский монастырь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Белбажская основная общеобразовательная школа»








Исследовательская работа

Тема: «История Троицкого Белбажского монастыря»


Автор: Груничева Марина,

ученица 4 класса

Руководитель: Жемчугова О. Ф.

учитель начальных классов



с. Белбаж

2014 г. Оглавление 1. Введение 2.Основная часть 2.1. История Троицкого Белбажского монастыря 2.1.1. Как всё начиналось 2.1.2. Основатель монастыря 2.1.3. Бедствия монастыря 2.1.4. Строительство храмов 2.1.5. Жизнь в монастыре и «подмонастырской слободе»

2.1.6. Легенды и предания

2.1.7. Закрытие монастыря 2.1.8. Восстановление обители 2. 2. Этапы исследования 2. 3. Результаты исследования 3. Заключение 4. Список литературы 5. Приложение




«Вечер. Строгий колокол звон отправил ввысь,

Над Введенской церковью звездочки зажглись.

У икон - монахи, в келье треск свечи,

Речка Белбаж плещется, всё в ночи молчит.

Храм соборный Троицкий замер средь ветвей,

Словно тихо молится, просит за людей.

Ты прости их, Господи, строго не суди,

Ослепленных грешников сжалься, пощади!..»



  1. Введение

Изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как и изучение истории родной страны. История монастырей и монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества. Нам, детям, необходимо знать жизненный путь своих отцов и дедов, знать историю. Знание истории невозможно без «любви к родному краю, к своей малой Родине». Мы должны знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков. И конечно, хранить память об этом: от деда к отцу, от отца к сыну. Но очень часто, как я в этом убедилась, прошлое забывается. И никогда не поздно начать восстанавливать утраченное, забытое. На территории села Белбаж находится монастырь, у которого есть своя древняя и очень увлекательная история. Речь идет о Троицком Белбажском монастыре. Я много о нем слышала, но истинную историю не знаю. А когда в школе провела опрос, выяснилось, что многиеучащиеся школы не знают,какие исторические события коснулись монастыря, не могут рассказать о его основателе (Приложение 1). Поэтому я решила провести своё исследование, собрать иизучить все материалы, которые связаны с ним.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения более детально истории возникновения Троицкого монастыря, так как он является неотъемлемой частью нашего села. Объект исследования- Белбажский Троицкий монастырь. Предмет исследования - обработка исторических, краеведческих и архивных документов. Цель исследования: изучить историю монастыря, который является одним из древних исторических памятников на территории Ковернинского района, разработать экскурсию по возрождающемуся Белбажскому Троицкому монастырю для учеников МБОУ «Белбажская ООШ». Задачи исследования:
  1. Определить время основания Белбажского Троицкого монастыря.
  2. Изучить историю основателя монастыря.
  3. Проанализировать исторические события, связанные с монастырем.
  4. Показать роль Белбажского Троицкого монастыря в истории нашего села.

  5. Обобщить и систематизировать изученный материал.
  6. Подобрать фотографии с видами монастыря прошлого и настоящего.

  7. Оформить собранный и изученный материал в виде экскурсии.



  1. Основная часть

2.1. История Троицкого Белбажского монастыря 2.1.1. Как всё начиналось

Заселение Белбажского края началось во второй половине 17 века, с началом гонения на старообрядцев. Здесь находили они надежный приют и убежище. Людская молва возвещала о них по России: «Живут ботамочеловецы зело добры, от разных градов приходят ради душевного спасения ....несть бо во всей вселенной такия вера лучшия...»

Уже в 1656 году на реке Белмаше (Белбаж) беглым монахом из-под Смоленска Ефремом Потемкиным был основан первый тайный старообрядческий скит, из которого он часто наведывался с проповедями в окрестные селения и на Макарьевскую ярмарку. Именно с этих мест и начинается заселение современного Ковернинского района.

В настоящее время село, возникшее на этом месте, называется Белбаж (ранее

Белмаш, Беглаж - от слова «беглый», «беглец»).

В книге «Православные русские обители» И. Сайкина описывается, что в конце 17 века место, где сейчас расположено село Белбаж, было покрыто густыми лесами. В этих лесах жили 30 монахинь раскольниц. Проживали они на иждивении богатого местного жителя Артемия. Среди монахинь была и его дочь, старица Феодора. Они- то и составили основу монастыря.

2.1.2. Основатель монастыря

Описывая историю монастыря, следует, в первую очередь, поведать о жизни и трудах его основателя - Питирима. Он родился около 1665 года в городе Переяславль-Залесском в семье раскольников. Какое было имя Питирима до монашества, неизвестно. Есть сказание, что мирское имя его - Петр. Проявив с детских лет страсть к знаниям и остроту ума, Питирим быстро овладел грамотой, перечитал имевшиеся в скитах поучения отцов раскола и стал готовиться роли «защитника старой веры». Вскоре у него развилось желание посвятить себя отшельнической жизни, и он удалился в Стародубскую область, где и был пострижен в монашество раскольниками, нисколько не подозревавшими в нем своего будущего противника. По мере самопросвещения, Питирим приходил к осознанию пустоты и ложности раскольнических мыслей. В итоге, искренне убедившись в силе православного греко-российского вероисповедания, отказался от заблуждений раскольников и присоединился к Православной церкви. Удалѐнный из общества раскольников, Питирим поселился в Никольском монастыре на Болоте, находившемся в Переяславле-Залесском. Здесь он обратил на себя особое внимание духовных властей и вскоре был поставлен устроителем этого монастыря. Так началась активная деятельность Питирима в делах православного вероучения. Эта активность не ускользнула от внимания Петра I, который при проезде через Переяславль-Залесский заметил «строгого блюстителя правды», и решил поручить ему руководство по искоренению раскола. Был издан соответствующий царский указ, подтверждающий особые полномочия Питирима, и он ступил на защиту православия. Питирим проникал в самые дальние скиты, разбросанные в Керженских лесах. В первые семь лет трудами Питирима было обращено в православие более 2000 раскольников.

Два инока из Керженского и Белбажского скитов Иосаф и Филарет пришли к Питириму простыми мирянами, изложили свои сомнения относительно правоты принятого ими учения, заявили о том, что ищут пути к спасению. Питирим долго беседовал с ними об учении православной церкви, о ее вере и таинствах. Убедившись в правильности сказанного Питиримом, и видя подтверждение этому в показанных им книгах, Иосаф и Филарет раскаялись в своих заблуждениях и просили присоединить их к православной церкви. Это их желание было исполнено. Прибыв в свои скиты, Филарет и Иосаф рассказали собратьям о своем обращении в православную церковь и о том, что слышали от Питирима о православной вере. Раскольники скита, называвшегося Протасьевым, по имени жившего в нём расколоучителя монаха Протасия (на этом месте в настоящее время находится деревня Протасиха) услышав это, тоже захотели встретиться с Питиримом и от него самого узнать об истинном учении православной церкви. О своем намерении они сообщили богатому и влиятельному местному жителю Артемию Иванову (по-видимому, горка перед въездом в Белбаж названа в его честь - Артемьевской), который с товарищем своим Михаилом Потаповым имел под управлением тридцать монахинь «сущих в расколе», живущих в Белбажских лесах, в кельях, в полуверсте от Вязовского поселения. Артемий, получив известие о таковом их намерении и «услышавши от Филарета глаголы, кои тот слышал от Питирима, уверился, что восточная греческого исповедания церковь от Христа Спасителя на камени веры основана, твердо и непоколебимо веру содержит», решил убедительно просить Питирима прибыть к ним в Белбажские леса.

Всегда готовый прийти на помощь нуждающимся, Питирим, с надеждою на милость Божию, не замедлил прибыть в Белбажские скиты и для удобства собеседования с раскольниками и для ближайшего наблюдения за твердостью их веры, поселился здесь.

Чтобы соединить вместе раскольников и раскольниц, Питирим основал

в разное время недалеко друг от друга три монастыря:

Успенский Кержебельмашский мужской монастырь на реке Керженец (1708 год), Троицкий Белбажский женский монастырь на реке Белбаж (1708 год) и Рождественский женский на реке Саноха.

В Троицкий Белбажский женский монастырь была определена игуменьей, по желанию всех сестёр, дочь Артемия, старица Феодора.

Дворцовая женских дел канцелярия выделила монастырю все белбажские деревни.

2.1.3. Бедствия монастыря

В первое время Белбажская женская обитель подвергалась большой опасности. Не было покоя как от упорных защитников расколоучения, так и от нападения разбойников, особенно со стороны лютого злодея Гаврюшки.

Но по милости Божьей и заступлением Царицы Небесной эта опасность миновала. В летописи об этом сказано следующее:

«…в Троицком Белбажском монастыре монахинь разоряли и смертьми их претили; монастырь же выжечь намеревались и Питириму жестоко угрожали, глаголюши, чтобы не ездил в те леса и народ к Церкви не обращал, и людей Божьих не теснил, и от старыя веры не отвращал; Гурия же, обретши во святей церкви в алтаре, извлекоша вон и на вратах монастыря повеситихотеша… Умолен же бысть начальник разбойнический с воплем крепким и слезами от монахинь - и Богом сохранен».

Питирим отправился в Москву, чтобы попросить у царя для сохранения монастыря от разбойничьих нападений военную стражу, которая была прислана из Московского горнизона для Белбажского монастыря в количестве 14 человек. Именно от этой военной стражи впоследствии и образовалась близ монастыря так называемая «подмонастырская слобода.

2.1.4. Строительство храмов

На территории женской монашеской обители было построено 3 каменных храма:

Троицкий храм, Введенский храм, Храм Спаса Нерукотворного.

Церковь во имя Святой Троицы (от которой и получил свое название монастырь) «зданием каменная, холодная, крестообразная, с куполом, трехъярусная с одной главой, с двумя приделами и колокольнею, снаружи побелена; в длину 14 сажен, покрыта листовым железом, выкрашенным зеленою краскою; над главным алтарем, трапезой и приделами четыре главы. Кресты на главах железные, прорезные, четырехконечные с цепями, выкрашенными белой краской. Троицкая церковь построена в 1726 году основателем монастыря Питиримом и им же освящена 4 июня 1726 года при игумении Софье и казначеи Таисьи». В Троицком храме было три престола: Троица, Успение Божьей матери, Иоанна богослова. В нём был пятиярусный иконостас с колонною и рентою. Здесь были все иконы греческого письма. Написаны они придворными живописцами императора Петра первого. Из особо чтимых икон в Троицкой церкви были: храмовая икона Святой Троицы большого размера, украшенная серебряной ризой с позолоченными венцами, обложенными камнями и жемчугом, икона Воскресения Христова в серебряной ризе, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, украшенной шестью аметистами и другими камнями.

Введенский храм был построен в1733 году. Здание храма каменное, тёплое. В1890 году был расширен пристроями с северной и южной стороны.

Иконы здесь местночтимые и почитаемые за чудотворные. Таковых в монастыре было несколько. Икона Тихвинской Божьей Матери в киоте из красного дерева, украшена жемчугом и разноцветными камнями. Об этой иконе говорили, что она привезена из Санкт - Петербурга одной купчихой, которой в видении было указано, чтобы она отправила эту икону в Троицкий Белбажский монастырь. Двукратное избавление от пожара приписывают этой иконе. Здесь же была ещё одна из наиболее почитаемых икона Казанской Божьей Матери. Икона древнего письма в ризе, расшитой жемчугом с разноцветными камнями с серебряным вызолоченным венцом в золоченом резном киоте за стеклом. Она находилась то в Троицком храме, то во Введенском, в зависимости от того, в котором из них совершалось богослужение. Икона пользовалась всеобщим уважением и обносилась по окрестным деревням в годины разных несчастий у крестьян. Рассказывалось о многих чудесах, совершавшихся от нее.

Третья церковь на территории монастыря в честь Нерукотворного образа Спасителя «зданием каменная, теплая, одноярусная, об одной главе, длиною семь, шириною три сажени, крыта железом». Церковь построена при игуменье Маргарите на средства кинешемской купчихи Клеопатры Талановой и Шуйского купца Дмитрия Корнилова. Наружный вид Спасской церкви полукруглый. К этой церкви с западной стороны пристроен каменный корпус братских келий, называвшийся прежде «больничный», а с южной стороны - в виде крыльца - небольшая каменная паперть.

Управление в храме было игуменское.

В 1820 году был построен дом игуменьи. Вокруг него был большой сад, где росли сливы, яблони, барбарис, сирень, клёны. Сад был очень ухожен.

2.1.5. Жизнь в монастыре и «подмонастырской слободе»

За высокими каменными стенами Троицкой обители царили чистота и уют. Дорожки были посыпаны песком, кругом устроены цветники. Летом пышно цвели различные кустарники. Для необходимого домашнего обихода имелись мастерские: ткацкая, швейная и башмачная, но главным образом сёстры занимались земледелием и разными хозяйственными работами. Земли под монастырём имелось 8 десятин и ещё в разных местах земли пахотной, покосной и под лесом - 242 десятины. За оградою монастыря была школа грамоты для девочек и обширный двухэтажный причтовый дом со всеми надворными службами. Монастырю принадлежали 2 мельницы: водяная мукомольная и ветряная.

По штату в монастыре полагалось с игуменьей 17 человек монашествующих, а было монашествующих с игуменьей 31 человек, определённых Указом Духовной Консистории 84 человека и 115 живущих на испытании, а всего 230 человек.

До 1800 года монастырь не имел общежительного характера, а более был похож на своекоштный. С 1800 г. Игуменья Мар­гарита из монахинь костромского Анастасина мона­стыря ввела в монастырь общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом.

Монахини вели всю работу, даже после закрытия монастыря оставались монахини, которых звали то «пчёлка», то «телятница», то «курятница». И жили они до 1937 года. Для охраны лесов были построены кельи, где круглый год жили монахини. В километре от монастыря, где потом образовалась д.Андреевка, была монастырская дача. Могучие ели росли тут, а посредине бежал ручей с прозрачной чистой водой. В центре дачи была монашеская келья, сюда в праздники ходили гулять все жители. Здесь, как и везде была чистота и порядок.

Год за годом росла подмонастырская слобода. Она делилась как бы на две части. В западной жили служители церкви: священники, дьяконы, писари.

Её так и называли «Поповская слобода». Она была очень ухожена, Было очень много всяких насаждений. Крестьяне жили в восточной части села.

Их поля были расположены на северно-западной стороне села Белбаж принадлежали монастырю и священникам. Владение землей было общинное. Все земли распределялись по едокам, или по живым душам. Количество полос было одинаково у всех, но ширина их зависела от числа едоков. Урожаи были низкие. Лучший хлеб родился лишь на ближних полосах, а на отдаленных не хватало навозу. Рожь всегда украшалась васильками. Много сеяли овса, - этот злак давал самый разнообразный набор кушаний: толокно, крупа, завариха, сырово, овсяной кисель. Орудия для обработки земли были самыми примитивными: деревянная соха с железным наконечником, обычно сколоченная из еловых сучков. Позднее появляются плуг, пружинная борона.

Население Белбажи и окрестных деревень регулярно ходили молиться в монастырский храм.

В 1820 году в селе была построена каменная с высокой колокольней Покровская церковь. Строительство велось на средства прихожан. Каждый крестьянин после полевых работ приходил на строительство храма. Перед церковью были возведены красивые каменные ворота с башенками. Кругом была ограда, рядом с церковью - кладбище.

Колокол на церковной колокольне был большой, поднимали его наверх вручную. Звон церковного колокола отличался от монастырского. Все жители в округе на слух определяли, какой колокол звенит: у церковного звон был сильный и звонкий, у монастырского - печальный, «тонкий», «сипавый»…

В храме три престола: В честь Покрова Пресвятой Богородицы, Сретенья Господня, Святых апостолов Петра и Павла.

К церкви относились 23 приходских селений. В приходе было 5 школ: 3 земские, одна церковно-приходская, одна министерская, двухклассная.

Священнослужители зачастую оказывали сопротивление всему прогрессивному, что пробивало себе путь в этих глухих местах. Однажды зажиточные крестьяне закупили удобрения для того, чтобы повысить урожайность скудных земель. Священники заявили: кто поест хлеба, выращенного с применением удобрения, у тех сердца окаменеют. Многие отказались от применения удобрений.

Советская власть в этих местах установилась мирным путѐм. Правда, зажиточная часть населения всячески противилась этому. А в Белбажи собрались представители из окрестных деревень с протестом против войны.


  1. Легенды и предания

При монастыре жила монахиня Елизавета, её ласково называли Лизонькой Блаженной. Она была наделена даром предвидения. Однажды Лизонька одела ярко - красное платье и пошла по деревне, при этом она плескала водой из ведра на дома и постройки… Всё прояснилось, когда через некоторое время слобода выгорела.

Как-то раз Лизонька Блаженная шла по улице. Близ дороги играли деревенские ребятишки. Лизонька подошла к самому маленькому из них, ласково потрепала его за ручки, ножки, приговаривая при этом: «Ох, какие пухленькие ручки и ножки!» Вскоре у малыша отнялись и руки, и ноги… Он слёг от неизвестной болезни и умер.

  1. Закрытие монастыря

Вскоре после установления Советской власти в1924 году Троицкий женский монастырь был закрыт. Все ценности и дорогие убранства были вывезены. Говорят, вывезли около 17 пудов золота (кресты, оклады икон, чаши).

Троицкий храм на территории монастыря ещё действовал до 1929 года.

В1929 году во время сильного голода здесь был организован детский приют.

Для детей местных жителей организовывались благотворительные обеды.

В 1929 году и Троицкий храм был закрыт. Многие монахини и священники были репрессированы. Вскоре также была закрыта и Покровская церковь. На территории монастыря была организована промартель, размещена больница, пекарня; часть домов распродана крестьянам. В январе 1936 года на месте монастыря была организована Залесная МТС. Все помещения были переданы под мастерские, склады, гаражи, квартиры.


  1. Восстановление обители

С апреля 2009 года Троицкий Белбажский монастырь действует как скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Первый молебен со времени закрытия монастыря был совершён архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием 14 апреля 2009 года. Он совершил чин освящения трапезного храма в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Ему сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) и епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев), а 19 ноября 2013 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Планируется восстановление основного Троицкого храма. В настоящее время Белбажская обитель возрождается к жизни, находясь под руководством матушки Марианны. Полностью восстановлены церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, трапезный храм в честь иконы «Спаса Нерукотворного».

2.2. Этапы исследования

1 этап работы - исследовательский:

  • изучение истории Троицкого Белбажского монастыря, который явился основообразующим моего села; восстановление хронологии его создания;

  • изучение жизни и деятельности Питирима как основателя;

НИсследовательская работа Белбажский монастырьа этом этапе мы посетили сельскую библиотеку. Там Мария Тимофеевна Смирнова показала нам материалы, которые были собраны ею по нашему монастырю. Она рассказала о том, как создавался монастырь, кто были его первыми жителями. Вместе с ней мы посмотрели фотографии нашего села в далёком прошлом. Исследовательская работа Белбажский монастырь В сети Интернет нами был найден материал об основателе Троицкого Белбажского монастыря архиепископе Нижегородском и Алатырском Питириме. Оказалось, что он был раскольником, а затем, поняв свои заблуждения, с искренним убеждением отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники, и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. Питирим, не страшась, проповедовал истину и обличал ложь. Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом. Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц, им основаны монастыри: мужской Кержебелбашский Успенский и два женских - Троицкий Белбажский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством. Далее в архиве нашей школы мы нашли газету «Ковернинские новости» 1999 года. В ней была статья «Село Белбаж», где тоже описывалась история Троицкого монастыря. Из этой статьи мы узнали много интересного для нашей работы. НИсследовательская работа Белбажский монастырьу и конечно же посетили сам монастырь. С разрешения матери Марианны, сёстры рассказали нам историю монастыря и показали, какие изменения произошли в нём в настоящее время.

На этом этапе изучили работы ряда авторов: Сайкина И. М. «Православные русские обители», Мельникова ( Печерского) П.И. «Очерки поповщины». В этих работах достаточно подробно представлена история монастыря, жизнь и деятельность его основателя.

2 этап - обобщение и систематизация материала:

  • обобщение собранного материла, написание работы;

  • выступление с сообщением на общешкольном классном часе;

  • создание компьютерной презентации по истории Троицкого Белбажского монастыря;

3 этап - популяризация:

  • разработка и проведение экскурсии по возрождающемуся Белбажскому Троицкому монастырю для учащихся МБОУ «Белбажская ООШ»;

Исследовательская работа Белбажский монастырь

2.3. Результаты работы

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

  • На 1 этапе, изучив историю Троицкого Белбажского монастыря, я узнала, что он был основан в 1708году архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом.

    • На 2 этапе было подготовлено сообщение о промежуточных результатах исследования, которое было представлено на общешкольном классном часе.

Создали компьютерную презентацию «Белбажский Троицкий монастырь».

Все эти материалы были использованы при написании данной работы.

Исследовательская работа Белбажский монастырь

    • На 3 этапе была разработана и проведена экскурсия «Троицкий Белбажский монастырь» для учащихся МБОУ «Белбажская ООШ». Экскурсия рассчитана на 30 минут и включает 5 экскурсионных объектов:

    • Троицкий храм (планируется восстанавливать);

    • Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (ныне действующий);

    • Трапезный храм в честь иконы Спаса Нерукотворного (в настоящее время восстановлен полностью);

    • Игуменский корпус (ныне дом милосердия);

    • Захоронение монахинь (могила Лизоньки Блаженной).

Для проведения экскурсии был подготовлен так называемый «портфель экскурсовода», который включает в себя 9 фотографий (Приложение 2).

Перспективы дальнейшего исследования:

    • продолжение работы по изучению истории Троицкого Белбажского монастыря, в частности поиск материала о тех, кто когда-то был похоронен на его территории;

    • разработка буклета о прошлом и настоящем монастыря;

    • разработка новых тем экскурсий.

  1. Заключение

Исследовательская работа по данной теме раскрыла неизвестные страницы истории моей малой родины, а именно историческую судьбу Троицкого Белбажского монастыря. Считаю, цель работы достигнута. Конечно, еще остается много загадок и вопросов. Есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Мы с ребятами намерены продолжать свою работу по изучению истории нашего монастыря. Собранный нами материал будет использоваться на уроках и внеклассных мероприятиях в школе. Мы уже провели экскурсию для школьников. Своей работой мы внесем посильный вклад в возрождение православных традиций. Сегодня мы приходим к стенам монастыря с большой надеждой увидеть его полностью восстановленным, вернувшим свое прежнее великолепие. Будущее поколение должно не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села. Мы сами готовы принять посильное участие в восстановлении храма. В заключение хочется сказать, что на сегодняшний день монастырь жив. Как и прежде, жители села Белбаж приходят сюда. Приезжают в монастырь и из других селений. Сейчас в монастыре есть монашествующие. Реставрация монастыря продолжается. И хочется верить: скоро Троицкий Белбажский монастырь снова станет жемчужиной Ковернинского района!


  1. Список литературы


  1. Мельников ( Печерский) П.И. «Очерки поповщины». М.,1971г.

  2. «Мое село - родная сторона» (к 300-летию основания села Ильино-Заборское) Составитель: Горохова В.И. г. Семенов

  3. Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. Нижний Новгород, 1997 г.

  4. Нижегородский край: факты, события, люди. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994 г.

  5. Сайкин И. «Православные русские обители» Спб.1911 г.

  6. Воспоминания историка - краеведа П. И. Волкова

  7. ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F2%EE%E2%F6%E5%E2%FB


  1. moy-bereg.ru/krest/georgievskiy-krest-v-istorii-rossii-6.html




















Приложение 1 В опросе приняло участие 20 человек. Ребятам было задано пять вопросов. Результаты следущие: 1.В каком году основалось наше село? Знают - 20% Не знают - 80% 2. Год основания Троицкого монастыря? Знают - 10% Не знают -70% 3.Кто был основателем монастыря? Знают - 0% Не знают - 100% 4. Знаете ли вы название монастырских храмов? Нет - 70% Да - 30%

  1. Хотелось бы вам узнать больше об истории монастыря?


Нет - 10% Да - 90%

Приложение 2

Портфель экскурсовода

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Троицкий Белбажский монастырь

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Монастырские ворота

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Троицкий храм

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Введенский храм

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Трапезный храм в честь иконы Спаса Нерукотворного

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Внутренний двор монастыря

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Корпус келий

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Игуменский корпус

Исследовательская работа Белбажский монастырь

Могила Лизоньки Блаженной


© 2010-2022