- Преподавателю
- Начальные классы
- Окружающий мир Нервная система человека
Окружающий мир Нервная система человека
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стороженко О.Н. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Окружающий мир, 4 класс
Тема: «Нервная система человека»
Цель:
а) образовательная
познакомить учащихся с нервной системой человека, её функциями;
б) развивающая
развивать логическое мышление учащихся, речь;
в) воспитательная
воспитывать у детей интерес к предмету,
формировать навыки заботы о своём здоровье.
Оборудование: таблица «Нервная система», слова на доске, рабочая тетрадь «Наш мир».
Учитель: Стороженко О.Н.
СОШ № 9
-
Организационный момент.
Девиз уроков:
Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выполнять.
-
Повторение изученного.
-
Как называется мельчайшая живая частица нашего тела? (клетка)
-
Что выделяет клетка при дыхании? (углекислый газ)
-
Что укрепляет наши мышцы? (физические упражнения)
-
Как называется нижний конец позвоночника? (копчик)
-
Что выделяет кожа? (пот, кожа)
-
Как называется верхний слой кожи? (эпидермис)
-
-
Проверка домашнего задания.
- Выполним тестовое задание .
Вопросы.
А. Какой орган позволяет тебе дышать, разговаривать, петь, смеяться?
Б. Как называется мышечная перегородка между грудной и брюшной полостями?
В. Главный орган выделительной системы.
Г. С чем в основном выводится из организма вода?
Д. Как называются длинные трубки, по которым моча из почек попадает в мочевой пузырь?
Е. Из чего состоит кровь?
Ж. Какие два типа кровеносных сосудов имеет каждый орган?
Ответы.
-
Почки.
-
Плазма.
-
Лёгкие.
-
Трахея.
-
Диафрагма.
-
Моча.
-
Мочеточники.
-
Мочевой пузырь.
-
Красные кровяные клетки.
-
Белые кровяные клетки.
-
Кровяные пластинки.
-
Артерия.
-
Вена.
-
Сердце.
-
Бронхиолы.
Ключ к ответам.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А
Х
Б
Х
В
Х
Г
Х
Д
Х
Е
Х
Х
Х
Х
Ж
Х
Х
-
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем раскрывать тайны человеческого организма.
- Откройте учебник на стр. 38. Назовите тему урока.
- Какая цель нашего урока?
-
Актуализация опорных знаний.
- Назовите органы чувств человека.
- Какие сведения об окружающем мире вы получаете с помощью каждого из них?
-
Работа над новым материалом.
-
Нервная система в организме человека.
-
Рассказ - беседа.
- Мы познакомились с различными органами чувств, которые помогают воспринимать окружающий нас мир.
- Когда мы идём или едем и видим какую-либо опасность, мы быстро принимаем решение и начинаем действовать, чтобы её избежать.
- Услышав звук, что вы сделаете? (Мы мгновенно поворачиваем голову и смотрим в сторону звука.)
- А что вы сделаете, когда почувствуете неприятный вкус пищи во рту? (Мы тут же её выплёвываем)
- Что заставляет нас сделать донёсшийся до нас запах гари и дыма? (Заставляет сразу искать глазами его источник.)
- Что помогает нам быстро принимать решения, причём нужные: бежать, повернуть голову, искать глазами, выплюнуть - ведь сигналы поступили в органы чувств: глаза, уши, нос, рот, а сами они не могут давать команды мышцам на движение рук, ног, шеи, головы, глаз? /предположения/
- Как это происходит?
- А это происходит благодаря нервной системе человека.
Работа по таблице.
- Сигнал, поступающий в органы чувств, мгновенно передаётся по нервам в спинной мозг позвоночника и по нервам спинного мозга - в головной мозг. (выделенные слова появляются на доске)
Практическая работа.
- Заведите руку за спину и проведите ею вверх и вниз посередине спины. Чувствуете бугорки? Это и есть позвоночник, в котором находится спинной мозг.
- Головной мозг обдумывает сигнал, перебирая множество действий и , выбрав нужное, даёт сигнал по нервам в соответствующую группу мышц глаз, рук, ног, языка, шеи - мышцы приходят в движение.
Всё это происходит настолько быстро, что мы не успеваем уловить происхождение сигналов по нервам в мозг и обратно. Нервы похожи на белые нитки разной толщины. Они пронизывают все клеточки нашего тела и сходятся в спинной мозг позвоночника, где соединяются с пучком нервов, походящим к голове в мозг.
Паутина нервов подобна проводам, а сигналы, бегущие по ним, похожи на электрический ток.
Наиболее развитый отдел головного мозга - это его два полушария.
Показ макета головного мозга. Правое и левое полушария.
Полушария отвечают за способность думать: решать задачи, рисовать, читать, помнить таблицу умножения и многое другое.
Мозг контролирует и управляет всеми защитными рефлексами организма.
Работа со словарём. Что такое защитные рефлексы? Найдите ответ в словаре.
Защитный рефлекс - врождённая, неосознаваемая способность организма защищаться от представляющих опасность внешних воздействий. Например, чихание, кашель, моргание, отдёргивание руки, кашель.
Как понимаете врождённая?
Как понимаете неосознаваемая способность?
Итог. Подведём итог.
Продолжите: Нервы, спинной и головной мозг составляют…(нервную систему). Нервная система ведёт наблюдение за окружающим миром через …. (органы чувств) и управляет всеми действиями тела человека.
-
Закрепление. Работа по тетради.
Выполним задание упражнения 40.
□ головной мозг
□ спинной мозг
□ нервы
Выполнение задания упражнения 42. Самостоятельно.
Проверьте (слайд на доске). Кто не ошибся? Прокомментируйте своё решение.
-
Гигиена нервной системы.
- Нервную систему, как и любую другую систему человека, надо беречь, заботиться о ней. И об этом вам расскажут ребята, подготовившие небольшие сообщения.
-
Наш мозг постоянно работает. Особенно интенсивно работает мозг человека, когда мы решаем задачи, пишем, рассказываем, рисуем…
-
Поэтому мы не должны заниматься всё время умственным трудом - мозг устаёт и начинает отключать некоторые свои участки от работы, мы не соображаем так быстро, как раньше. В этом случае лучше переключиться на физический труд. В это время мозг работает не так напряжённо.
-
И всё-таки в целом мозг работает целый день, и целый день по нервам туда и обратно бегут миллионы сигналов. К вечеру мозг устаёт - усталость передаётся нашему телу, и мы ложимся спать.
-
Сон - великое изобретение природы. Сон даёт отдых уставшему мозгу и телу. Во время сна, а он должен длиться примерно 10 часов, мозг и тело отдыхают, набираются сил.
-
Лучше спать в прохладной комнате, если возможно, при открытой форточке, чтобы организм получал больше свежего воздуха. Перед сном рекомендуется погулять (пройтись по свежему воздуху) или поиграть в спокойные игры, чтобы мозг успокоился.
-
Шум и свет мешают спокойному сну. Ужинать надо за 1,5 - 2 часа до сна, т.к. полный желудок находится под контролем мозга, который даёт сигналы на выделение сока. Не спите на левом боку, т.к. это затрудняет работу сердца.
-
Выведя из строя нервную систему, человек нарушает правильное управление своим организмом и он заболевает. Нервные заболевания лечить очень трудно, а часто и невозможно.
-
Курение, алкоголь и наркотики разрушают нервную систему. Эти вредные привычки разрушают нервную систему. Берегите нервную систему! Не приобретайте вредные привычки!
- Что же надо делать, чтобы сохранить свою нервную систему?
- В 1-м и во 2-м классах вы составляли режим своего дня. Слайд на доске. Как вы думаете, соблюдение режима дня поможет укрепить нервную систему? Почему?
-
Игра «Хорошо - плохо» ( по гигиене сна). Работа в паре.
- Проверим, запомнили ли вы рекомендации, которые вам дали дети.
- Перед вами лежат листочки. На первую половину листа наклейте слово «хорошо», на вторую - «плохо». Остальные предложения распределите правильно: что для организма - хорошо, а что - плохо.
Проверка: слайд.
-
Итог урока.
- Из чего состоит нервная система?
- Как вы будете беречь свою нервную систему?
-
Дом. задание.
С. 38-40. Т.№42.
Творческое задание: Спит ли наш головной мозг?
Почему человек видит сны?
Насколько много нервных волокон?
Кого заинтересовали эти вопросы?
На эти вопросы вы сможете найти ответы в хрестоматии.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж