- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 2 класс Разделительный ь
Урок русского языка 2 класс Разделительный ь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова В.Н. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе.
Класс 2 класс
Предмет - русский язык Тема урока: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Этап обучения по данной теме - начальный Цель урока: создание основы для сознательного употребления разделительного мягкого знака.
Задачи урока:
-
развивать умение слышать звучащее слово;
- вывести с детьми правило о правописании разделительного мягкого знака;
- развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак;
Тип урока: урок открытия новых знаний. Применяемые технологии: технология системно - деятельностного метода, технология проблемного диалога. Форма проведения: урок-игра
Оборудование: компьютер, карточки со словами, карточки с текстом, схема-правило,
Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Орг. Момент
Цель: психологическая настройка детей на урок
Добрый день, ребята!
- Вы любите ходить в гости?
- А принимать гостей?
Сегодня к нам придут гости. Нам нужно подготовиться к их встрече.
Самоопределение к деятельности
Уч.: Запишите предложение
Друзья Миша и Саша весело играли на перемене.
Уч.: Сдайте листочки. Откройте тетради, запишите число.
Учитель проверяет записанное детьми предложение. Дети в это время записывают число.
Постановка и формулирование проблемы
Уч.: Посмотрите на доску. Слово одно, а записано оно было вами по-разному. Почему?
Д.: Кто-то ошибся.
Уч. : Как правильно?
Д.: Правильно написать слово с разделительным ь.
Уч.: Почему мягкий знак называется разделительным? Что разделяет?
Д.: Согласную «з» от гласной «я».
Записать слова «друзья» и «друзя» на доске.
Возникает вопрос «Как правильно?». Это мотивирует исследование ситуации.
Постановка учебной задачи
Уч.: Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Д.: Разделительный мягкий знак.
Уч.: А какая задача (цель) урока?
Д.: Научиться правильно писать слова с разделительным ь.
Открытие нового знания . Вывод
Уч.: Запишите слово «друзья» в тетради.
Уч.: А сейчас выполните такое задание - замените предложение одним словом.
- Оружие, используемое охотниками. (ружьё)
- Снежная буря, метель. (вьюга)
-Весеннее природное явление, талая вода, текущая в каком-либо направлении. (ручьи)
-Одежда для девочек. (платье)
Друзья, ружьё, вьюга, ручьи, платье.
Уч.: Что объединяет эти слова?
Д.: Во всех словах есть разделительный ь.
Уч. Выделите корень.
Друзья, ружьё, вьюга, ручьи, платье.
Уч. : Где же пишется разделительный мягкий знак, в какой части слова?
Д.: В корне или после корня.
Уч.: После каких звуков - букв?
Д.: з,ж,в,ч,т.
Уч.: Какие это звуки?
Д.: Согласные.
Уч.: А перед какими буквами пишется разделительный Ь?
Д.: я, ё, ю, и, е.
Уч.: Сформулируйте сами правило написания разделительного Ь в словах.
Один учащийся работает у доски, остальные в тетради.
Дети комментируют, учитель выделяет корень в словах на доске.
Поэтапно подводим детей к выводу. Составляется опорный сигнал - схема
Опорный сигнал
На доску вывешивается опорный сигнал.
-
Ь я,ё,ю,и,е
Первичное закрепление
Проговаривание правила в громкой речи с опорой на схему (фронтально).
Проговаривание правила в громкой речи с опорой на схему (в парах).
На доске записаны слова:
полью солью
Уч.: Что произойдёт словами, если не напишем разделительный Ь? Какие слова получатся?
полю солю
Д.: Изменится смысл слова, лексическое значение слова.
Уч.: Какой можно сделать вывод?
Д.: Необходимо знать правописания слов с разделительным Ь.
Уч.: Откройте учебник на стр.32. Прочитайте правило.
Стр. 32. Упр. 52
Уч.: Какую функцию выполняет Ь?
Д.: Обозначает мягкость согласных. (Примеры). Разделяет согласные и гласные. (Примеры).
Физкультминутка
Осень, осенью, деньки,
Мальчик, окунь, окуньки,
Колья, стулья и скамья,
Крылья, братья и семья
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак?
3-4 ученика
Слово с мягким знаком - показателем мягкости - хлопки в ладоши.
Слово с разделительным ь - топаем ногами.
Самостоятельная работа.
Включение в систему знаний (повторение).
Уч.: Распределите слова по группам:
1 группа - разделительный Ь,
2 группа - Ь - показатель мягкости.
Пальчик, ружьё, муравьи, вьюн, коньки, польза, седьмой, друзья, бельё, пеньки, гулянье.
Уч.: Поменяйтесь листочками, проверьте работу соседа.
Уч. Отдельные слова мы не часто используем. Чаще всего мы работаем с предложениями, текстами.
Уч.: Составьте предложения, используя слова каждой строчки.
Друзья, Илья, Дарья, пьют, чай, варенье, печенье.
Семья, обезьяны, жильё, деревья.
Уч: Выделите орфограмму.
Взаимопроверка по эталону.
Запись предложений с комментированием
Рефлексия деятельности.
Итоги.
Оценивание. Д/з.
Что нового узнали?
Какая была цель? (Познакомиться с правописанием Ь).
Повторение опорного сигнала.
Самооценка результатов деятельности.
Оцените с помощью смайликов свою деятельность на уроке.
Оценивание учителем. Выставление отметок в журнал.
Домашнее задание. Упр.55 с. 32
Резерв.
Упр.