Классный час Человек, который собирал слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Урусовская СОШ»










Классный час

2, 3 класс









Тема:


«Человек, который собирал слова»

(22.11-день рождения В.Даля)














Подготовил классный руководитель

Панченко Л. В.













«Человек, который собирал слова»

Цели и задачи:

1.Ознакомить обучающихся с биографией и творчеством В.И.Даля.

2.Прививать любовь к русскому языку, интерес к истории языка.

3.Развивать и обогащать речь и лексику обучающихся по средствам словарей.

4.Заинтересовать обучающихся работой со словарями, которые помогут им в учебе.

Оформление: портрет Владимира Даля, выставка словарей, созданных Далем, презентация «Человек, который собирал слова»

Дети сидят группами. Задания оцениваются цветными звездочками.

Ход классного часа

Учитель: Мы сегодня собрались с вами, чтобы поговорить о человеке, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Речь пойдет о Владимире Ивановиче Дале. Мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок, вспомним сказки, поиграем в игры.

Владимиру Ивановичу Далю, за 70 лет своей жизни, удалось успеть сделать очень многое. Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем «Толкового словаря Живого великорусского языка».

Владимир Иванович Даль - это имя в ряду самых великих имен российской науки, наравне с Ломоносовым, Лобачевским, Менделеевым.

Ученик 1: Родился Владимир Иванович Даль в Екатеринбургской губернии на Украине в Луганске 22 ноября 1801 года.

Отец был датчанин, многосторонне образованный: лингвист, медик, богослов, знал немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латынь и греческий языки. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом.

Мать Даля - немка, образованнейшая женщина, в совершенстве владела кроме немецкого русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью. Но в семье Даля говорили только по-русски.

Ученик 2: К сожалению, большинству из нас В.И. Даль известен только как составитель "Толкового словаря", которым мы пользуемся. Но на самом деле в биографии этой воистину незаурядной личности сочетались и диалектолог, и лексикограф, и географ, и этнограф, и естествоиспытатель, и инженер, и писатель, и врач.

Ученик 3: Получив домашнее образование, Владимир Даль был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. Морская служба оказала большое влияние на Владимира Ивановича. Учась в Морском корпусе, он создал свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона.

Учитель: Морская работа была очень интересной, поэтому впоследствии он включал в свои сборники морские загадки.

Сейчас мы попробуем их с вами разгадать. Чтобы не было шума, каждая команда записывает отгадку на листе бумаги, а затем мы выясним, кто же ответил правильно

1.Велика телега, об одном колесе: сама катится, а вокруг света обвозит. (Корабль, колесо - штурвал)

2.Еду, еду - следу нету; режу, режу - крови нету. (Корабль или лодка на воде).

Морская тема прослеживается и в морских пословицах. Попробуйте объяснить их смысл.

  1. Иди в море на неделю, а хлеба бери на год.

  2. С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

  3. Кто в море бывал, тот лужи не боится.

Все свободное время В. И. посвящал ведению дневника. Записывал он меткие словечки и смешные случаи из кадетской жизни

Корабли лавировали, да не вылавировали". Это, согласно "Словарю" Даля чистоговорка, трещетка, лепетун.

Ученик 1: В.И. Даль несколько лет служил на Черноморском флоте. Затем, после повышения в чине, на Балтийском Флоте. В этот период он пробует писать стихи.

С 18 лет, в период обучения в корпусе и во время морской службы, он записывал в тетрадь новые слова, вошедшие в "Толковый Словарь".

Ученик 2: После некоторых колебаний В.И..Даль решил идти по стопам отца, военного медика, и поступил в Университет в Дерпте (теперь это город Тарту), который окончил по медицинскому факультету. После окончания университета походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных областей России, и материалы для будущего "Толкового Словаря" все росли.

Ученик 3: В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков. Общаясь с солдатами, Даль слышал от них много интересных слов и выражений, записывал их.

«Бывало на дневке соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как какой предмет в той или иной местности называется», - вспоминал Даль.

Учитель: Рассмотрим простое слово «Лужа». В Костроме она называется «калуга», в Пскове - «лузь», на Севере - «лыва», в Тамбове - «мочажина».

В свободное от работы время Даль записывал слова и поговорки, пословицы, услышанные от солдат, и постепенно у него накопился большой тюк тетрадей. Во время войны с турками при отходе наших войск из города Сливко пропал верблюд, который вез этот бесценный груз. Узнав об этом, солдаты рассказали Далю все содержимое тетрадей заново.

После Турецкой войны Даль вернулся в Петербург и поступил ординатором в военно-сухопутный госпиталь. Здесь завязалась его дружба с Пироговым, в будущем известным хирургом, основателем Военно-медицинской Академии в Петербурге. Там Даль стал хорошо известен как врач-окулист. Одинаково хорошо он делал операции и левой, и правой рукой. Но и в этот период жизни Даль занимался сбором слов, пословиц и поговорок.

Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:

Ученик 4:

Придет маслена - будет и блин, одиножды один - один.

Волга Дону пошире, дважды два - четыре.

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре - восемь.

Без закваски хлеб не месят, дважды пять - десять.

На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть - двенадцать.

Пять пальцев долой - пятнадцать, дважды семь - четырнадцать.

Дважды девять - восемнадцать, дважды десять - двадцать.

Учитель: Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру и справедливости, любви к правде и труду. Его сказки очень похожи на русские народные. Какие народные сказки напомнили вам сказки Даля?

Девочка Снегурочка - Снегурушка и лиса.

Лиса-лапотница - Лисичка со скакалочкой.

Медведь-половинщик - Вершки и корешки.

Привередница - Гуси-лебеди.

А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка».

"Русские сказки» принесли Далю широкую известность. Ими интересовались многие литераторы того времени, в том числе и Пушкин. Даль давно мечтал познакомиться с А.С. Пушкиным, и наконец в 1832 году Даль пришел к Пушкину домой.

Пушкин интересовался изучением народного языка и это их сблизило. Пушкин узнал, что Даль собирает слова и что накопилось их уже тысяч двадцать. Тогда Пушкин посоветовал ему составить из этих слов словарь.

О Владимире Дале можно рассказывать очень много. Но всем известно, что основной труд его жизни - это "Толковый Словарь".

«Толковый словарь живого великорусского языка» принес Далю бессмертие. Поэт Михаил Матусовский написал об этом словаре такие строки:

Ученик 5:

То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.

Незыблема его первооснова на много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.

И можно различить сердцебиенье живого языка.

Сидят теперь четыре института над словарем одним,

А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.

Учитель: Да, слово состоит из веток и корней, и в словаре Даля каждое самое обычное слово становится необычным. Давайте обратимся к словарям Владимира Ивановича.

1.Как расположены слова в словаре?

2.Найдем определение некоторых слов: ведро, длань, выя, суседко, побаска.(по группам).

3.На одном из словарей Даля было написано «Словарь называется ТОЛКОВЫМ, потому что объясняет подробности значения слов и понятий». Попробуем по толкованию-объяснению догадаться, о каком слове идет речь.

- Проем в стене для света. (Окно)

- Скошенная и засохшая трава в корм скоту. (Сено)

- Протоптанная, проторенная дорожка, пешеходная. Лаз животного, зверя. (Тропа).

Иногда одно и то же слово обозначает разные явления и предметы. Найдите в словаре Даля такие слова и назовите их разные значения.

Словарь В.И.Даля хранит много старых слов, потерянных народом. Он не только собирал слова, но и описывал русский быт, изучал обряды, записывал песни.

  1. Объясните значение слова соль.

  2. Имеет ли оно переносное значение?

  3. Знаете ли вы фразеологизмы или пословицы с этим словом?

Учитель: А вот как Даль поясняет слово соль найдите в словаре.

  1. Соль (стар.) - посол, посланник, посланец.

  2. Соль - музыкальная нота в 5-м порядке.

  3. Соль - составное вещество, соединение щелочи и кислоты в одно.

  4. Соль - известная приправа к нашей пище.

Переносное значение: Острота ума, остроумие, едкая насмешка.

  • Без соли, без хлеба - худая беседа. (Пословица).

  • В воде родится, а воды боится. (Загадка).

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над созданием Словаря пословиц и поговорок.

«Собрание пословиц - это свод народной, опытной премудрости, цвет здравого ума, житейская правда народа», - пишет Даль.

Это еще один его многолетний труд «Пословицы русского народа». Их более 30 тысяч, расположенных не в азбучном порядке, а по содержанию и смыслу.

Учитель: Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц.

1.Соберите рассыпавшуюся пословицу:

а) насмешишь, людей, поспешишь. (Поспешишь - людей насмешишь)

б) не, рубить, чай, дрова, пить. (Дрова рубить не чай пить или наоборот)

в) вода, лежачий, под, не , камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)

г) день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

д) горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)

е) при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)

2. К пословицам народов мира подберем аналогичные русские пословицы. Запишем на листах.

а) Английская «В каждой семье есть своя черная овца» - В семье не без урода

б) Индийская « Неторопливый слон раньше достиг цели, чем резвый жеребец» - Тише едешь, дальше будешь.

в) Финляндская « Тот не заблудится, кто спрашивает» - Язык до Киева доведет.

г) Голландская «Неснесенное яйцо - еще не яйцо» - Делить шкуру неубитого медведя.

  1. Каким сказочным героям подходят пословицы:

а) Дело мастера боится. (Незнайка, Золушка, Винни-пух)

б) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Царь Салтан, Герда, Дед из Репки)

в) Не рой другому яму, сам в нее попадешь. (Снегурочка, Лиса-лапотница)

Учитель: Кроме пословиц и поговорок В.И.Даль собирал и скороговорки, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».

Мы с вами сейчас проведем конкурс на лучшее произношение скороговорки В.Даля:

а) Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.

б) Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

в) Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

г) Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Учитель: Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, поставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят.

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Ребята играют, меняют воробья.

Учитель: После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года В. И. Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».

Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.

А теперь пора подвести итог и узнать, что вы запомнили:

- Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

- Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)

- Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)

- Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)

- Назовите сказки В.И.Даля.

Учитель: Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением С.Я.Маршака:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Литература:

1.Собиратель слов. Брошюра для библиотекарей.

2.Даль В.И. «Толковый словарь»

3.Даль В.И. «Старик-годовик». Сказки, загадки, пословицы, игры.

4. Порудоминский В.Даль ("Ж.З.Л.")

5. Козырь В. В. И. Даль "Вестник"№8(215) 13 апреля 1999 г.

6. Михайлов А. Ты - Владимир Даль. Приложение к журналу "Наша школа" 1999 г.

Интернет-ресурсы:

1.nsportal.ru›Школа›Русский язык›

2.uchitel-slovesnosti.ru›

3.festival.1september.ru›articles/311396/

4.infourok.ru›…meropriyatiya_po…sobiral_chelovek…







Приложение

Ученик 1: Родился Владимир Иванович Даль в Екатеринбургской губернии на Украине в Луганске 22 ноября 1801 года.

Отец был датчанин, многосторонне образованный: лингвист, медик, богослов, знал немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латынь и греческий языки. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом.

Мать Даля - немка, образованнейшая женщина, в совершенстве владела кроме немецкого русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью. Но в семье Даля говорили только по-русски.

Ученик 2: К сожалению, большинству из нас В.И. Даль известен только как составитель "Толкового словаря", которым мы пользуемся. Но на самом деле в биографии этой воистину незаурядной личности сочетались и диалектолог, и лексикограф, и географ, и этнограф, и естествоиспытатель, и инженер, и писатель, и врач.

Ученик 3: Получив домашнее образование, Владимир Даль был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. Морская служба оказала большое влияние на Владимира Ивановича. Учась в Морском корпусе, он создал свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона.

Ученик 1: В.И. Даль несколько лет служил на Черноморском флоте. Затем, после повышения в чине, на Балтийском Флоте. В этот период он пробует писать стихи.

С 18 лет, в период обучения в корпусе и во время морской службы, он записывал в тетрадь новые слова, вошедшие в "Толковый Словарь".

Ученик 2: После некоторых колебаний В.И..Даль решил идти по стопам отца, военного медика, и поступил в Университет в Дерпте (теперь это город Тарту), который окончил по медицинскому факультету. После окончания университета походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных областей России, и материалы для будущего "Толкового Словаря" все росли.

Ученик 3: В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков. Общаясь с солдатами, Даль слышал от них много интересных слов и выражений, записывал их.

«Бывало на дневке соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как какой предмет в той или иной местности называется», - вспоминал Даль.

Ученик 4:

Придет маслена - будет и блин, одиножды один - один.

Волга Дону пошире, дважды два - четыре.

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре - восемь.

Без закваски хлеб не месят, дважды пять - десять.

На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть - двенадцать.

Пять пальцев долой - пятнадцать, дважды семь - четырнадцать.

Дважды девять - восемнадцать, дважды десять - двадцать.

Ученик 5:

То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.

Незыблема его первооснова на много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.

И можно различить сердцебиенье живого языка.

Сидят теперь четыре института над словарем одним,

А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.

1.Соберите рассыпавшуюся пословицу:

а) насмешишь, людей, поспешишь.

б) не, рубить, чай, дрова, пить.

в) вода, лежачий, под, не , камень, течет.

г) день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли.

д) горячо, железо, пока, куй.

е) при, добро, матери, при, тепло, солнышке.

2. К пословицам народов мира подберем аналогичные русские пословицы. Запишем на листах.

а) Английская «В каждой семье есть своя черная овца»

б) Индийская « Неторопливый слон раньше достиг цели, чем резвый жеребец»

в) Финляндская « Тот не заблудится, кто спрашивает»

г) Голландская «Неснесенное яйцо - еще не яйцо»

3.Каким сказочным героям подходят пословицы:

а) Дело мастера боится.

б) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

в) Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

4.Конкурс на лучшее произношение скороговорки В.Даля:

а) Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.

б) Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

в) Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

г) Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

5.Игра «Воробышек». Выберем воробья, поставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят.

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Ребята играют, меняют воробья.


© 2010-2022