Внеклассное занятие в 1 классе «Многозначность слов»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»

Кузьмина Татьяна Константиновна,

учитель начальных классов.

Внеурочная деятельность - 1 класс. Тема: многозначность слов. Цель: дать понятие о многозначности слов, познакомить с некоторыми многозначными словами и их значениями; рассмотреть многозначные слова на примере разных частей речи, обогащать словарный запас учеников новыми значениями; прививать мысль о том, что необходимо правильно и точно употреблять слово в речи.

Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. - Мы знаем, что слово имеет значение. Попробуйте назвать значения таких слов: карандаш, огурец, диван, парта. - А теперь угадайте слова, значения которых будут вам названы. Запишите эти слова: 1) десятый месяц года, 2) шестой день недели, 3) орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей, 4) лесные или садовые душистые ягоды розовато-красного цвета, 5) лиственное дерево с белой корой. 3. Усвоение новых знаний. (по ходу занятия составляется список многозначных слов на доске) а) - Молодцы, вы быстро и правильно угадали слова. У всех у них одно значение, но не всегда так бывает. Вот послушайте: (рассказывает подготовленный ученик)

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. - Какие вы знаете глазки, горлышки, носики, язычки? (На доске рисунок ребенка) Горлышко - человека, бутылки; глазки - человека, картошки, двери; носики - человека, чайника; язычки - человека, ботинка, пламени., колокола. - О слове язык можно очень много сказать. (Учитель читает по толковому словарю значения этого слова, добавляя переносные значения: подвижный мышечный орган человека; система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения; народ, нация; пленный, от которого можно получить важные, нужные сведения ). - Какие вы знаете ножки? (человека, стула, стола, гриба ). - Какие вы знаете ручки? (человека, двери, той, которой пишем, портфеля). (Каждый раз выясняем и проговариваем сколько слово имеет значений). - Как бы вы назвали такие слова? - Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называют многозначними. - Для чего нужно различать значения слов? (чтобы правильно понимать речь, чтобы самим точнее выражаться) - Найдите многозначные слова в таких текстах:

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду? (Дети отвечают - ключ) - Какие ключи вы знаете? (от двери, бьющий из земли, скрипичный, гаечный) (рисунки предметов) - Назови значения слов: шишка, пятачок, кисть (картинки с изображением разных кистей). б) - Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и слова, обозначающие действия предметов, признаки предметов. - Вот послушайте одну историю. (инсценировка)

- Папа, можно я заведу собаку? - спросил Гриша.

- Пожалуйста.

«Разрешил! - удивился Гриша. -А раньше никогда не разрешал. Значит, сегодня он добрый».

- А если я хочу завести кошку?

- Что ж, можно и кошку, - согласился отец и взял газету.

- И… и кролика тоже можно завести?

- Если тебе хочется, заведи и кролика.

Гриша даже рот раскрыл от удивления: «Все-все разрешает! Что бы еще попросить?»

- А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?!

- Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона… - Почему папа всех разрешал заводить? (это были заводные игрушки) - Совершенно верно, у слова завести не одно значение: завести игрушку, завести животного - привести в дом жить, завести будильник. - Вставьте в предложения многозначные слова, обозначающие действия предметов, поставьте в них ударение. (Работа самостоятельная - печатают пропущенное слово на раздаточных карточках)

Мы … теплое парное молоко.

Возьми пилу и … дрова. (пили)

У клетки со слоном … много людей.

Этот ковер дорого … . (стоит)

Я … посуду.

Учитель посмотрел … тетрадь. (мою)

(Проверка комментированием с места)

(Объясняем разные значения глаголов, отмечаем, что в последнем предложении слово обозначает не действие) - Что горит? (костер, уши, глаза, заря, план, путевка, щеки от стыда, обувь - быстро изнашивается). - Что/Кто идет? (человек, машина, часы, дождь). - Кто поет? (человек, душа) в) - Назовем многозначные слова, обозначающие признаки предметов. - Прочитай, какие словосочетания соответствуют друг другу? (Работа в парах)

а/Золотое кольцо

б/Золотое солнце

в/Золотые волосы

г/Золотая бабушка

д/Золотые руки

1\яркое и сияющее

2\умелые и работящие

3\сделанное из золота

4\светлые и блестящие

5\дорогая и любимая

(Проверка комментированием у доски) (Ученики соединяют парами словосочетания, выясняют, сколько разных значений у слова золотой). - Какие предметы бывают острыми? ( дети называют только острые и колющие предметы) - Послушайте рассказ и скажите правы ли вы были. - Гриша не бери нож, Обрежешься! - Гриша не бери вилку. Уколешься! - Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая… Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету. - Я горчицы хочу, - сказал Гриша. - Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама. Засмеялся Гриша. - Эх ты! Разве горчица острая? Она - горькая. - Кто был прав, мама или сын? - Что можно назвать острым: нож, перец, ножницы, лампу? - В каких случаях острый можно заменить словом горький? г) - А теперь отгадайте загадки и скажите какие слова помогли вам отгадать их?

Не сердятся, а усами ворочают.

Не молчат, а слова не скажут.

Идут, а с места не сдвинутся. (часы)

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно … (шишек)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки -

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка. (лук)

Два близнеца, два братца

На нос верхом садятся. (очки) 4)Итог занятия. - Итак, что мы выяснили сегодня? - У слова может быть не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными. - Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свои мысли. - Какие слова вас удивили?












Тезисы. Работа с лексическими группами была актуальна и важна во все времена. Она дает реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку, создает условия для повседневного приобретения учащимися опыта общения. Ученикам очень интересно открывать мир уже знакомых слов. Новые слова осмысливаются через употребление их в предложении, тексте. Слова известные порой раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить свои речевые возможности. Ученики делают для себя открытия на материале простых, давно ставших доступными слов. Одно из таких открытий - это осмысление явлений омонимии и многозначности.




© 2010-2022