Технологическая карта урока Истоки по теме Милосердие и благотворительность (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Истоки по теме Милосердие и благотворительность (3 класс)







Технологическая карта урока по предмету ИСТОКИ

Тема: Милосердие и благотворительность






Предмет: «Истоки», 3 класс.

Базовый учебник: Истоки, изд. Просвещение, Москва, 2013 год Тема: «Милосердие и благотворительность» Аннотация: данный урок является двадцатым, изучается в разделе «Любовь» Технологии: При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ - синквейн

Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый

Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная

Цель: воспитывать в учениках чувства милосердия и сострадания. Задачи:

Образовательные: познакомить с новыми словами;

пробуждать интерес к духовным корням российской цивилизации

Развивающие: развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению;

привитие навыков культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга. Тип урока - изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование: учебники «Истоки», тетради, карточки с новыми словами, карточки с заданиями для каждой группы,

фонограмма песни «Дорогою Добра» (слова Ю. Энтин, музыка М.Минков).

Критерии достижения: понимание ценности милосердия и благотворительности; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей.

Структура и ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД 1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей.

- Я рада видеть вас. Мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок принес нам всем радость общения друг с другом. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Успехов вам и удачи!


Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


2.Сообщение темы и цели урока - «вызов» - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете песню.

Прослушивание песни «Дорогою добра»

(слова Ю. Энтин, музыка М.Минков)

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текста песни

Регулятивные:

волевая саморегуляция

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Учитель читает:

Пел слепой, заученное с детства, Руку на котомку положив. И невольно западала в сердце То ли песня, то ли боль души. Облаками покрывая небо, Ветер над деревьями кружил. Пел слепой, прося немного хлеба, Хлеб иной прохожим предложив …

(Иеромонах Роман). - Какие чувства вы испытываете, когда бываете в роли прохожего? - А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо? - Что такое духовный хлеб?



Обосновывают свои чувства и чувства слепого.

Приводят свои примеры духовного хлеба



Познавательные:

логические:

выбор обоснований и критериев для сравнения 4. Постановка учебной задачи. Ресурсный круг «Наживать добро или творить добро»




- Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?»


Все ученики класса сидят в круге и отвечают на вопрос.

Отвечает на вопрос и передаёт слово следующему ученику, передав предмет из рук в руки

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

5. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).






- Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные. Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей - богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей - благотворителями. Ваше домашнее задание к сегодняшнему уроку было изучить благотворительную деятельность династии Демидовых. - Как вы понимаете слово династия? - Чем занимались и какую промышленность они развивали в России? - Кто был основоположником рода Демидовых? - Кого из рода Демидовых ещё знаете и запомнили? -Сколько лет род Демидовых занимался благотворительной деятельностью? - Перечислите благотворительные деяния рода Демидовых в России? - Чему отдавали предпочтение Демидовы в благотворительной деятельности? (русской науке и просвещению) - Назовите географию их благотворительных дел? - Какие награды за благотворительную деятельность получили Демидовы? - В каких странах ещё Демидовы занимались благотворительной деятельностью?

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей - Демидовых. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки. Все поколения Демидовых, любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России. Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности, подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских. Династия Демидовых занималась благотворительной деятельностью на протяжении 300 лет!

Садятся по группам





Отвечают на вопросы

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

Общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



















6. Первичное закрепление. Активное занятие. Работа в группах.









7. Проверка выполнения заданий в группах



8. Закрепление.



















9. Рассматривание репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» в учебном пособии «Истоки» 3 класс.





























10. Включение в систему знаний и повторение.



















Рефлексия.











Домашнее задание.




































1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей. Обиженный Здоровье Нищий Хлеб Больной Приют Сирота Утешение провинившийся Покаяние Прощение Целебный сок 2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов Выслушать - закричать Поделиться - отобрать Позавидовать - порадоваться Поссориться - уступить Обидеться - простить Протянуть ладонь - показать кулак Утешить - промолчать 3. Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память. 4. Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке: Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый. 5. Составьте синквейн по теме урока со словом БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось в результате совместной работы





- Через какие акции можно оказывать благотворительность? - Занимались ли вы сами когда - нибудь благотворительностью? - А ваши родители занимались благотворительностью? - Людей, занимающихся благотворительностью, называют меценаты. - Зачем нужны сострадательные люди?

  • Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»
  • - День благотворительности 22 августа. День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам.


- По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры. Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там, в царских чертогах, вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр. Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря. До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду. Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, - может ослепнуть.

Подумайте и закончите фразу: Я думаю, что нести благо людям - это значит … Чтобы заслужить репутацию доброго человека, я должен …



- Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела? - Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен? - Размышляешь ли прежде - благо ли это? - Легко ли быть добрым человеком?

- Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке…

Я думаю, что… - На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего!» - Разберитесь вместе с родителями, какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово «оскудеет?» Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её вовремя. (Реквизиты написаны на ладони для перечисления денежных средств в помощь больным детям: СМС на номер 5541 со словом «Добро»).

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

- Урок закончен. Спасибо за работу.





Читают и соединяют пары

Выполняют соответствующие задания, проверяем и доказываем



Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.



Каждая группа по-очереди отвечает, остальные либо присоединяются, либо нет.

Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам.

Благотворительный концерт для детей - инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев



































Рассматривают репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой»





































































Заканчивают фразу своими словами

Высказывания учеников























































Чтение стихотворения вслух.

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-прогнозирование.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к людям, событиям, выражать свои эмоции.

























































Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

























































Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: -формировать умение высказывать свое мнение.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Регулятивные:

-оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое мнение

-воспитывать культуру поведения

Регулятивные:

- осмысливание и самоконтроль деятельности;



© 2010-2022