- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа В здоровом теле - здоровый ум 1 класс
Исследовательская работа В здоровом теле - здоровый ум 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федорова И.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Глава I
1.1.Значение спорта в жизни ребёнка……………………………..............3
1.2. Влияние физических упражнений на умственное развитие детей…………………………………………………………………………5
Глава II. Практическая часть………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………8
Источники информации……………………………………………………10
Приложение…………………………………………………………………11
Чтоб спортсменом, врачом
Или лётчиком стать.
Надо, прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
Введение Современные дети растут и развиваются в эпоху высоких технологий и научно-технических достижений, где компьютеры, ноутбуки, телевизоры и планшеты притягивают их внимание гораздо больше, чем прогулки, занятия физической культурой и спортом, (мешая нормальному физическому развитию и нанося вред здоровью). Все меньше детей делают утреннюю зарядку, посещают спортивные секции, а ведь давно доказано, что занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют гармоничному развитию ребенка и интеллектуальному, и физическому, и эмоциональному. Учитывая это, можно считать тему нашей работы: " Влияние занятий физкультурой и спортом на учебную успеваемость школьников» весьма актуальной и очень важной на сегодняшний день.
На уроках математики мы еженедельно на время решаем тесты, которые состоят из 60 примеров. Первыми выполняет работу определённая группа одноклассников, в том числе и я. Мне стало интересно, почему у одних ребят получается решить всё быстро и правильно, а другие за это же время не успевают сделать и половины задания. Общаясь с одноклассниками, я узнал, что многие, как и я, посещают спортивную секцию. Поэтому я выдвинул гипотезу: что школьники, занимающиеся в спортивных кружках и секциях, имеют более высокую успеваемость, чем дети, не занимающиеся спортом.
Цель работы: выявить взаимосвязь между физической нагрузкой и учебной успеваемостью школьников
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Провести опрос школьников и педагогов о влиянии спорта и физической культуры на успеваемость в школе;
3. Установить зависимость школьной успеваемости учеников от занятости их во внешкольных кружках и секциях.
4. Сделать соответствующие выводы по данной теме
Объектом данной работы является влияние физической нагрузки, занятий спортом на учебный процесс.
Предметом - успеваемость школьников с различной физической нагрузкой.
Глава I
1.1.Значение спорта в жизни ребёнка
Физическая культура, являясь частью общей культуры, способствует развитию ребенка и подготовке его к дальнейшей самостоятельной жизни. В спорте ребенок учится не только игре, но и работе в команде, тактике, стратегии, умению проигрывать и побеждать, принятию самостоятельных решений. Школьники, которые регулярно занимаются спортом, гораздо эффективнее используют свое свободное время, развивая себя физически и интеллектуально. Например, шахматы не значительно развивают мышцы, силу и быстроту реакции, но очень развивается внимание, комбинационное мышление, логика. Я занимаюсь в спортивной секции УШУ. Этот вид спорта вовлекает одновременно в работу множество групп мышц, интенсивно развивается пластика, скорость, точность , выносливость, сила. Во время занятий УШУ детям прививаются навыки активного общения в группе, работы в паре, улучшается внимание, концентрация, появляется уверенность в себе. Много времени уделяется дисциплине в группе. Максимально тренируется вестибулярный аппарат, отвечающий за координацию движений и чувство равновесия. Сложная последовательность движений требует немалой концентрации внимания, что положительно влияет на память и развивает пространственное мышление.
Правильное движение неотделимо от правильного дыхания, глубокого и равномерного. Эффект очевиден - здоровые лёгкие и кровь, обогащённая кислородом.
Несколько человек из нашего класса посещают футбольную секцию. Секция футбола позволяет развивать сразу все группы мышц и способность работать в команде. Игроки должны хорошо бегать, останавливаться, резко менять направление и скорость движения, ударять по мячу, останавливать его, вести, согласуя свои действия в зависимости от создавшейся обстановки. Всё это способствует развитию силы, быстроты, выносливости, ловкости. Девочки нашего класса уже несколько лет ходят в танцевальную студию «Калинка», занимают призовые места в конкурсах даже по России. Занятия хореографическим искусством формируют красивую фигуру и осанку, развивают физическую силу и выносливость, укрепляют здоровье, помогают развивать творческую активность, воспитывают и развивают у ребёнка дисциплинированность, трудолюбие, терпение, чувство ответственности, аккуратность и опрятность во всем.
Также есть среди моих одноклассников и пловцы. Плавание считается самым лучшим способом закаливания организма. Во время занятий развиваются мышцы верхнего плечевого пояса, формируется безупречная осанка, укрепляется нервная система, улучшается дыхание и кровообращение, одновременно с физическими изменениями воспитываются и черты характера, такие как решительность, ответственность, собранность, сосредоточенность, целеустремлённость.
Мой одноклассник занимается профессиональным спортом в хоккейной команде «Сигнал». Хоккей развивает упорство, дисциплину, трудолюбие, умение достигать поставленной цели, строить отношения в коллективе, способность принимать верные решения за короткий промежуток времени - это именно те качества, которые важны и ценны не только в спорте, но и в жизни.
Есть в моём классе и профессиональная гимнастка. Координация, скорость, гибкость, выносливость - именно эти качества развивает акробатика.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.
Правильно образованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в школе. По данным литературы еще в 1989 году группой исследователей было доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н. Т. Терехова, 1989; А. В. Запорожец и другие, 1980; А. П. Ерастова, 1989).
1.2. Влияние физических упражнений на умственное развитие детей Физические упражнения оказывают косвенное, но незаменимое, положительное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка и его успеваемость в школе. Это происходит вот почему. - Активный образ жизни усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. - Для успешной работы головного мозга необходимы питательные элементы, которые могут быть получены только через пищеварительную систему, работающую намного эффективней после лёгкой физической нагрузки. Улучшаются аппетит, работа печени, почек. - В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает ему гармонично развиваться. Американскими учеными доказано, что физические нагрузки также усиливают рост нервных клеток, что в свою очередь усиливает рост и потенциал умственных способностей. Отсутствие необходимого минимума движений, наоборот, косвенно негативно сказывается на умственном развитии детей. Это выражается в таких проявлениях: дыхание становится поверхностным, снижается скорость обмена веществ в организме, наблюдается застой крови в ногах, что приводит к снижению внимания, ослаблению памяти, уменьшению скорости мыслительных операций.
Глава II. Практическая часть.
Целью нашей работы было выявить взаимосвязь между физической нагрузкой и учебной успеваемостью школьников (вычислительными навыками в математике). Для достижения поставленной цели, мы сначала провели опрос учащихся первых классов и преподавателей физкультуры о влиянии спорта и физической культуры на успеваемость в школе, а также в анкетах были вопросы о выполнении утренней зарядки, о внеурочной занятости школьников в спортивных секциях или кружках и их влиянии на успеваемость в школе.
Мы провели опрос 4 преподавателей физкультуры нашей школы
и получили следующие данные:
На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что занятия спортом могут положительно влиять на успеваемость детей в школе, однако на основании своего личного опыта общения с учениками все педагоги на 2 вопрос лучше ли учатся ребята, занимающиеся в спортивных секциях, тех, кто не занимается спортом, ответили, что это не имеет значения и это не 100% истина. А вот непосредственно самим преподавателям со стажем работы более 20 лет (50%) занятия спортом помогали лучше учиться в школе, более же молодые учителя ответили, что занятия спортом никак не помогали им лично учиться в школе лучше.
Также нами было проанкетировано 47 учеников из двух первых классов 1А и 1Б. Проведя анализ этих анкет, мы получили следующие данные:
1)45% опрошенных (это 21 ученик) вообще не делают утреннюю зарядку, 30% (14 человек) иногда выполняют утренние упражнения и только 25% ребят (12 человек) делают утреннюю зарядку ежедневно.
2) Почти 2\3 учеников (74%) считают, что занятия спортом помогают ребятам лучше учиться, и только 26% считают, что занятия спортом никак не влияют на успеваемость в школе
3) 36 учеников из 47 опрошенных, а это 77% во внеурочное время посещают спортивные секции или кружки.
4) наиболее востребованным и любимым внеурочным занятием оказалась хореография. В танцевальные кружки ходят 33% ребят (12 человек). На втором месте по популярности оказалась футбольная секция - ее посещают 22% школьников (8 человек), третье место поровну по 17 % ( по 6 человек) разделили занятия акробатикой и различными видами восточных единоборств, таких как ушу ( которым я занимаюсь в течение 4 лет), карате-до, айкидо, тайский бокс, тхэквондо.
В хоккей и плавание ходят 11 и 8 % учащихся соответственно, кроме того, 6% ребят занимаются в шахматном клубе.
Учитывая, что обучение у нас в первом классе происходит по безотметочной системе, то более объективно оценить успеваемость учащихся мы решили на основании данных еженедельного тестирования по математике. Напомню, что еженедельно у нас в классе проводятся математические тесты на проверку вычислительных навыков. За 5 минут нужно решить 60 примеров на сложение и вычитание, причем сложность примеров увеличивается с каждым тестом. Максимальная оценка за правильно решенные задания 60 баллов. Наше исследование мы проводили в течение 2,5 месяцев, за которые было написано 9 тестов. Мы просчитали общую сумму баллов каждого ученика за все тестовые задания и вычислили средний балл, разделив общую сумму баллов на количество написанных тестов
При анализе полученных результатов мы обнаружили, что 53% учащихся класса имеют высокий средний балл (за него мы приняли значение среднего балла от 40 до 60 ) , из них максимальный средний балл 59 у трех учеников (18%) , 59 % ( 10 человек) имеют средний балл 50-58, и 23% (4 человека) имеют средний балл от 40 до 49.
47% учеников 1Б класса имеют средний балл ниже 40 (15 человек).
Следующим этапом мы провели анализ взаимосвязи успеваемости ребят с занятиями физической культурой и спортом и оказалось, что все 100% ребят, имеющие высокий средний балл по математическим тестам , занимаются дополнительно в каких-либо спортивных секциях или кружках, что может доказывать нашу гипотезу - предположение о положительном влиянии занятий физкультурой и спортом на учебную успеваемость ребенка.
Из 15 человек , имеющих средний балл меньше 40 8 учеников (53%) вообще не посещают никаких внеурочных кружков и секций и это четверть (25%) от общего числа учеников в 1Б классе.
7 учеников, имеющих низкий средний балл менее 35, заняты в спортивных секциях, что на первый взгляд опровергает нашу гипотезу о положительном влиянии спорта на успеваемость школьников, но проведя подробный анализ мы установили, что 4 из этих 7 -ми ребят занимаются в спортивных секциях уже давно более 2-3 лет, часто до 5-6 раз в неделю и профессионально, имеют даже награды, спортивные разряды, являются призерами, лауреатами, имеют пояса.
III Заключение:
Таким образом, на основании проведенного нами анализа можно сделать следующие выводы:
1) Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Действительно, существует взаимосвязь между физической нагрузкой и учебной успеваемостью школьников, а именно вычислительными навыками в математике
2) Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что факторы, повышающие здоровье и общее физическое состояние, то есть физическая культура и спорт на уровне общего развития, действительно имеют положительное влияние на учебную успеваемость школьников.
3) Профессиональные занятия спортом, частые, длительные тренировки, поездки на соревнования могут негативно отражаться на школьной успеваемости учеников-спортсменов. 4) В жизни ребенка должно быть место и играм, и обучению, и компьютерам и спорту. Из всего вышеперечисленного следует вывод, что задача взрослых: контролировать физическую нагрузку, чтобы она была систематической, разнообразной, не вызывала переутомления, то есть найти для каждого ребёнка свою «золотую середину» в ежедневной физической активности.
Источники информации
1. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и
спорт, 2008
2. Зачем и как бегать? - метод. рекоменд. - Сочи. 2007
3. Липилина В.В.; Поиски красоты и прикладные задачи математики в
искусстве. - М.: «Наука», 2009
5. Ресурсы Интернета.
6. Садовский Л.Е., Садовский А.Л. Математика и спорт. - М.: Наука.
Главная редакция физико-математической литературы, 1985. - 192 с.
Приложение
Анкета для учеников начальных классов
Здравствуй первоклассник! Мы проводим исследование на тему « Влияние занятий спортом на успеваемость ребенка в школе». Нам очень интересно узнать твое мнение на эту тему. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
-
Фамилия, Имя ________________________________________________________
-
Класс _________________________
-
Нравится ли тебе учиться в школе? _____________________________________
-
Любишь ли ты математику? ___________________________________________
-
Ты делаешь утреннюю зарядку?
-да , каждый день
- да, иногда;
-нет
6) Посещаешь ли ты дополнительно какие-либо кружки или спортивные секции? Если «да», то напиши какие: ________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Как долго ты ходишь в эту секцию или кружок? ________________________________________________________________
8) Сколько раз в неделю ты посещаешь занятия в секции или кружке? ________________________________________________________________
9) Если ты занимаешься в спортивной секции, напиши, есть ли у тебя какие-то достижения, спортивный разряд, пояс, победы на соревнованиях? ________________________________________________________________________________________________________________________________
10) Чему учат тебя занятия спортом? (например, учат выносливости, терпению, концентрации внимания, силе и т.п…) _______________________________________________________________ ________________________________________________________________
11) Как ты считаешь, ребята, которые занимаются спортом, лучше учатся в школе или нет? Подчеркни.
-да, занятия спортом помогают учиться лучше,
- нет, занятия спортом никак не влияют на успеваемость в школе;
12) Как ты думаешь, помогают ли как-то тебе занятия спортом или занятия в кружках, лучше учиться ? _________________________________________________________
Спасибо за участие!!!
Анкета для учителей
Ф.И.О. ________________________________________________________________
Должность______________________________________________________
Стаж работы_____________________________________________________
Вид спорта, которым занимаетесь ________________________________________________________________
Успеваемость в школе по математике (итоговая оценка в аттестате) ________________________________________________________________
Ваше мнение, могут ли дополнительные занятия спортом влиять на успеваемость ребенка в школе и как? ________________________________________________________________
Как Вы считаете, ребята, которые занимаются спортом, лучше учатся в школе, чем те, кто не занимается в какой-либо спортивной секции?_____________________________
Помогали ли конкретно Вам занятия спортом лучше учиться в школе или нет?___________________________________________________________
12