Обобщение опытом учителя ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗИМЕНКО НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Учитель начальных классов.

Родилась 20 апреля1971 года. В 1978 году пошла в 1 класс в городе Самарканде, республика Узбекистан. В 1988 году, окончив 10 классов, поступила в педагогическое училище им. К. Д. Ушинского г.Самарканд . Окончив училище, присвоена квалификация: учитель начальных классов. В 1990 году, как молодой специалист, я была направлена на работу в школу №16 г. Самарканда учителем начальных классов. Проработав в школе 10 лет наша семья переехала на Кубань в станицу Динскую. С 2000 года работаю учителем начальных классов в АОУСОШ №4. Педагогический стаж- 24 года.

Обобщение опыта работы

Российское общество в течение последних десятилетий существует в эпоху сложных и противоречивых перемен. В процессе постоянной модернизации находится все это время и школьное образование. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В этих условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества, личности и государства.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Динская средняя общеобразовательная школа Динского района» Краснодарского края работает над созданием благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, развивающей, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время в обществе сложилась приоритетная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда "сердца открыты для добродетели". Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы . Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Духовно-нравственное воспитание - неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей.

Замечательно, что такая возможность появилась в школе на уроках ОПК и ОРКСЭ. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимо дополняют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ и ОПК, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Да, в настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности, как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». 1

Воспитание личности ориентировано на достижение определённого идеала.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат - природной потребностью организма, а предательство - деловой необходимостью.

Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация и на атрибуты массовой, в основном западной культуры (опять же за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета). Все это вызывает беспокойство за будущее России.

Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время - тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».

Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они - самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины - это зависит от нас.

Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису человека, утрате им ориентиров в этой области и, как следствие, деградации его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры.

Однако, для того чтобы поддерживать жизнь и работоспособность тела, человек должен жить в рамках законов физического мира. А чтобы поддерживать чистоту и крепость души, он должен жить в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда.

Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию духовно-нравственной сферы личности на основе деятельностного подхода.

. Моя цель - приобщение школьников к нравственным и духовным ценностям православной культуры в целях воспитания, становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Для достижения этой цели определяю следующие задачи:

1. Сохранение духовно - нравственного здоровья и преображение духовного облика детей.

2. Приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

3. Разработка системы методических занятий по ОРКСЭ, способствующих духовно - нравственному воспитанию школьников.

4. Вовлечение родителей в творческую деятельность, обеспечивающую сохранение и развитие лучших традиций духовно- нравственного воспитания.

Предполагаемый результат:

Активизация духовного, культурного потенциала учащихся.

  • Формирование целостного мировоззрения учащихся и картины мира, адекватной современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры.

  • Позитивная динамика духовно- нравственного роста учащихся.

  • Педагогическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Деятельное отношение к труду.

  • Ответственность за свои дела и поступки.

Технологизация процесса формирования духовно - нравственной сферы личности школьника средствами курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет использовать эффективные методы и приёмы. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях по ОРКСЭ широко использую компьютерные презентации ( "ИИСУС ХРИСТОС", "Добро и зло", "Защита отечества"... ) Применение компьютерных технологий способствует реализации следующих педагогических целей:

- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности;

- возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;

- экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;

Обогащение учебной воспитательной работы с детьми современными возможностями педагогической компьютерной поддержки выгодно дополняет структуру всей учебной жизни школьника. Такая поддержка содержит реальные резервы для насыщения занятий инновационными технологиями развития нравственного самосознания личности, позитивных межличностных отношений, толерантности, выработки личной позиции и нравственной устойчивости.

Моя педагогическая практика строится на этой основе, способствует формированию интеллектуального, духовно развитого человека, готовит социально-адаптированного гражданина, способного принимать самостоятельные решения в нестандартных условиях, не унижая и не уничтожая ни национального, ни культурного достояния общества. Это соответствует одной из целей «Национальной доктрины образования Российской Федерации» - «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».

Используемые мною формы, методы и средства учебно-воспитательной работы соответствуют поставленным целям и задачам деятельности.

Приоритетные методы обучения и воспитания:

  • эвристические (проблемно-поисковые);

  • информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные);

  • исследовательские;

  • практические.

Методы обучения и воспитания, используемые в работе, имеют следующие преимущества:

- включение школьников в процесс конструирования урока в соавторстве с учителем;

- использование результативных форм совместной творческой работы: «мозгового штурма», ролевых игр, групповой исследовательской работы;

- оценивание не только степени достижения поставленных целей, но и интереса учащихся, их инициативности, сотрудничества.

В своей работе, решая поставленные задачи, я использую разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволяет сделать каждое из занятий особенным, интересным. Широко применяю методы проблемного и интерактивного обучения (презентации), организацию практической работы. Часто использую пословицы, поговорки, мудрые мысли известных людей, притчи, короткие рассказы.

Применяемые формы организации учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочное время, корректировать их эмоциональное отношение к проблемам духовно-нравственного совершенствования, к процессу обучения и воспитания в целом.

Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, факультативные занятия, беседы,( Воспитание ценного отношения к природе. ) игры нравственного и духовно-нравственного содержания, пресс-конференции, акты милосердия, ( " Цветик- семицветик" ) родительские собрания на духовно-нравственные темы,( Нравственное воспитание в семье. ) ,совместных коллективных творческих дел родителей и детей.

Мои наблюдения показывают, что современные школьники, в большинстве случаев, отвергают стандартные схемы уроков. В силу этого, меня всегда привлекает поиск наиболее рациональных путей и методов преподавания, где бы сочетался глубокий научный уровень обучения и эмоционально-личностное отношение к предмету. Поэтому я выбрала эмпирический и интегративный подходы к проведению уроков и внеклассных занятий, предполагающие философское осмысление материала, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

Преобладающие виды деятельности в моей практике:

- раскрытие на уроках духовно-нравственного аспекта изучаемых религиозных и исторических документов;

- осмысление личностных характеристик выдающихся религиозных деятелей, святых;

- формирование эстетических вкусов через использование в урочной и внеурочной работе репродукций картин, иллюстраций известных художников, через просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание звукозаписей; посещение храмов, музеев;

- опора на индивидуальные возможности учащихся;

- создание атмосферы взаимопомощи, взаимообучения;

- стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;

- побуждение к поиску альтернативных решений;

- формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки каждого обучающегося на уроке и внеклассных занятиях;

- использование дифференцированных заданий;

- обращение к субъективному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к любой жизненной ситуации);

- активное изучение русских народных традиций;

- создание мультимедийных презентаций.

Главное, чтобы образом будущего для учащихся стали образованность, целеустремленность, любознательность, умение получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло; ответственность за судьбу Родины, общества, семьи; бережное отношение к историческому и духовному наследию России; торжество любви, доброты и милосердия, уважения и сострадания.

Основным результатом гуманистического воспитания я считаю положительный личностный рост ребенка. Здесь опираюсь на мнение доктора педагогических наук В.А. Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями признаны такие феномены, как Человек, Духовность, Семья, Отечество, Знания, Труд, Культура.

Изучение национальных традиций, святынь русского народа, расширение кругозора в области познания истоков национальной культуры, формирование духовности - это ценности, которые входят в нашу школу.

На уроках и во внеурочной работе я ввожу своих учеников в мир познания национальных традиций русского народа через осознание роли православия в русской литературе, искусстве, открываю перед ними мир вечных ценностей.

Преподавая курс «Основы религиозных культур и светской этики», строю учебный процесс в деятельностной модели обучения через взаимодействие учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель и решение проблемных коммуникативных задач.

Такой подход обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно осуществлять обучение, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В своей работе я использую разнообразные методы, формы и средства учебно-воспитательного процесса. Приоритетные методы - метод творческого проекта, интерактивный, метод диалога культур. Именно они в процессе деятельности наиболее эффективны, потому что дают возможность строить урок в соавторстве с учеником. В своей работе использую разные формы и виды деятельности, но самыми результативными считаю совместные творческие дела, оформление книжек-малышек, инсценирование отрывков, совместные презентации детей и родителей, проведение праздников, экскурсий. Духовные ценности, нормы, моральные установки, идеология и убеждения - всё это является частью нашего мировоззрения и отражено в произведениях искусства. На уроках ОРКСЭ я использую иллюстративные ряды, что помогает ребятам представить, оценить, сопоставить, сделать выводы, связанные с изучаемой темой. Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет усилить духовно-нравственную составляющую и подготовить наших учеников к более осознанному и глубокому восприятию собственного я, своей семьи, нравственных ценностей и особенностей культур России.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором я постаралась раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. Многие родители приходили и делились своими впечатлениями о прочитанном в учебниках. Родители активно помогают своим детям готовить небольшие презентации, проекты к урокам. После каждого урока многие дети делятся дома информацией, рисуют, читают книги.

Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно использую ресурсы интерактивной доски, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики.

Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где находят необходимые песни, репродукции мультфильмы. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.

Действительно, мои ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на 6 уроке «Проповедь Христа» некоторых ребят возмутила заповедь «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.

Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться.

Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку.

Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее, ответственнее, доброжелательнее.

На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении - важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

Изучая историю русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ученик начальной школы получит лишний повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. Я думаю, что наркомания, алкоголизм и тюрьма имеют меньше шансов угрожать человеку, хотя бы немного знакомому с православной культурой и православной верой.

На уроках использую следующие формы работы:

1) рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах;

3) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

4) анализ текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

5) просмотр православных мультфильмов и последующее их обсуждение

6) работы с христианскими притчами

7) метод проектов

8)Составление словаря терминов;

Были проведены открытые уроки «Дом и семья в православной традиции», «Крестово-купольные храмы на Руси».Классный час « За землю русскую, за веру православную» к 700-летию Сергия Радонежского . В рамках исследовательской работы учащиеся познакомились с историей Свято-Покровского храма ст. Федоровской, храмами и соборами Краснодарского края, побывали на экскурсиях в г. Краснодаре в соборе святого Александра Невского. Происходят регулярные встречи учащихся с настоятелем Свято-Покровского храма отцом Александром. Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по ОПК.

Программа духовно-нравственного воспитания реализуется также через внеклассные мероприятия. Стали уже традиционными Рождественские и Пасхальные выставки поделок, конкурс рисунков «Мой любимый православный праздник», Крещенские посиделки, День славянской письменности и культуры. Знания, полученные на уроках ОПК, помогают школьникам при изучении истории, литературы, участии в предметных олимпиадах.

Думаю, нет никаких сомнений в том, что пристальное внимание к совершенствованию духовно-нравственного воспитания всегда будет главным и определяющим стержнем педагогической деятельности. Надеюсь, что у моих выпускников в будущем восторжествуют целеустремленность, образованность, умение добывать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло. Это, во-первых. А во-вторых, они проникнутся ответственностью за судьбу Родины и семьи, всегда будут бережно относиться к историческому и духовному богатству России на основе любви, доброты, милосердия и сострадания.

.



© 2010-2022