- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Хочу всё знать
Программа кружка Хочу всё знать
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алмакаева С.Н. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1-4 класса разработана в соответствии со статьями 7, 8, 9 Закона Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированного в Минюсте России 22.12.2009 года, регистрированный номер 15785, на основе методики и авторской программы исследовательского обучения младших школьников «Я - исследователь» А. И. Савенкова для 1-4 классов, опирается на идеи образовательной системы Л.В.Занкова Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-4 классах. Программа направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию; формирование методологических качеств учащихся (способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение); развитие креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения); развитие коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми и объектами окружающего мира; умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет. В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Реализация данной программы создает условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; умение учиться, способность к организации собственной деятельности; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательность; умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Хочу всё знать» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе, таким образом, деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы: - развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; - обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия; - приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
Основные принципы содержания программы: -принцип единства сознания и деятельности; -принцип наглядности; -принцип личностной ориентации; -принцип системности и целостности; -принцип экологического гуманизма; -принцип краеведческой направленности; -принцип практической направленности.
Основное отличие учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результатом деятельности учащихся являются не новые знания, а приобретенные навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Принципы проектно - исследовательской деятельности:
- необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) проектно-исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
- возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
-
выдвижение гипотезы их решения;
-
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
-
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
-
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
выводы, выдвижение новых проблем исследования;
-
представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад)
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект - это «шесть П»: Проблема - Проектирование (планирование) -Поиск информации - Продукт - Презентация -Портфолио (папка, в которой созданы все рабочие материалы проекта).
Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:
- мыследеятельностные (выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия);
- презентационные (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе);
- коммуникативные (слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус);
- поисковые (находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулировать ключевые слова);
- информационные (структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск);
- проведение инструментального эксперимента (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов).
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая, с привлечением родителей. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание проектов, моделирование, театрализованные представления, защита проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
предмет
содержание учебной дисциплины
содержание программы
литературное чтение
Чтение художественных произведений, русских народных сказок, устное народное творчество
подбор пословиц и поговорок, составление словарей, памяток, справочников, театрализованные представления.
окружающий мир
Сезонные изменения в природе. Организм человека. Растения. Животные.
Создание гербария, коллекции, проведение биологического (химического) исследования, постановка простейших опытов и экспериментов
технология
От замысла к результату. Технологические операции.
Изготовление оригами, панно, аппликаций, кукол для кукольных спектаклей, кормушек, поделок из природных материалов, создание презентаций, web-сайтов, мультимедийных продуктов
изобразительное искусство
Мир фантазии.
Выставки рисунков, плакатов рисунок, открытка, скульптура
музыка
Выразительность музыкальной интонации.
Прослушивание музыкальных произведений, сравнение музыкальных стилей
II. Содержание программы ( 3 класс)
№
Название темы Количест-во часов
Цель
Задачи
Основ-ные понятия
Форма
Результат
Формирование УУД I
«Тренинг исследо-ватель-ских способностей » 18
Познакомить обучающихся со способами получения информации, выявления проблем и выдвижением гипотезы
формирование представлений об эксперименте, способах выдвижения проблем, наблюдении и наблюдательности.
Задания, игры, упражнения на развитие внимания,памяти, воображения, наблюдательности, умение выдвигать гипотезу
Урок-игра, урок-тренинг Умение выполнять эксперименты, наблюдения, выдвигать гипотезы .
Познавательные УУД: смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации.
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные УУД: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
II
Самостоятельная исследовательская практика 36 Учить проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
формирование у учащихся представлений об исследовательской работе как об одном из ведущих способов учебной деятельности; -развитие умений творчески работать в коллективе,
. Задания, игры, упражнения на развитие внимания,памяти, воображения, наблюдательности, умение выдвигать гипотезу
Урок-игра, урок-тренинг, урок-практикум
Умение составлять план для выполнения задания (алгоритм). Индивидуальные и групповые проекты. Игра-исследование. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Познавательные
- установление причинно-следственных связей;
- умение структурировать знания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
III
Мониторинг исследовательской деятельности 14
учить анализировать и делать выводы.
Формирование умения исследовательской деятельности учащихся и умения анализировать и делать выводы.
. Задания, игры, упражнения на развитие внимания,памяти, воображения, наблюдательности, умение выдвигать гипотезу
Урок-диспут, урок-семинар, урок-практикум
Индивидуальные и групповые проекты. Игра-исследование. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка и проведение выставки творческих работ.
Познавательные
- подведение под понятия, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждений;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
Коммуникативные
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 класс (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
- усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
- социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
2-4 классы (формирование позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, приобретение опыта самостоятельного социального действия):
- развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
- опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
- опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
- опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
- опыт самоорганизации.
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное (почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки));
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
-планировать (составлять план своей деятельности);
-моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: -действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; -зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; -обозначится граница исследования; -разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; -деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; -поведется последовательно исследование; -зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); -проанализируются и обобщатся полученные материалы; -подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; -организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; -простимулируется исследовательское творчество детей (у100% с привлечением родителей); -обучатся правилам написания исследовательских работ (не менее 80%); -организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; -продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах (не менее 50%); -включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; -создадутся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации (у 100% обучающихся); -сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем; -активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование мотивации к обучению;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и логического мышления учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметными результатами являются: - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; - формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; -развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются: -в ценностно-ориентационной сфере: формирование представлений о проектной деятельности, как об одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между человеком и окружающим миром; -в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы; освоение базовых научных знаний, формирование элементарных исследовательских умений и применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
- в трудовой сфере: организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования и материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения. Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ ответственности как черты личности. Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: - обеспечивать восприятие и усвоение знаний; - создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; - уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; - использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам, нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:
Приобретение социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
1 кл
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская
Экспресс-исследование, познавательные беседы с участием специалистов
Выставка - демонстрация папок исследователя, участие в различных интеллектуальных конкурсах.
2 кл
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская
Опыты, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум
Выставка - демонстрация папок исследователя, КТД участие в различных интеллектуальных конкурсах, мини-конференция.
3 кл
Самостоятельная исследовательская практика
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская
Виртуальные экспедиции, экскурсии, познавательные беседы, ярмарка новых идей, практикум, литературные пробы исследовательская лаборатория,
КТД, презентации проектов, мини-конференция, участие в интеллектуальных конкурсах и конференциях различного уровня.
4 кл
Самостоятельная исследовательская практика
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская
Виртуальные научные экспедиции, экскурсии, встречи с интересными людьми, опыт, эксперименты, тематические дискуссии, аукцион гипотез, практикум
КТД, презентации проектов; участие в конкурсах, конференциях различного уровня, дистанционные интеллектуальные конкурсы, социально ориентированные акции
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности обучающиеся должны знать/уметь
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; - владеть планированием и постановкой эксперимента.
Календарно-тематическое планирование занятий (3 класс)
№ п/п Название раздела Количество часов на изучение
Тема занятия Количество часов на изучение
Форма проведения занятия
Вид занятия
Дата проведения занятия №занят.
Название
I Тренинг исследовательских способностей
18
1
Наблюдение и экспериментирование
1
Беседа теоретическое
2-3
Методы исследования
2
Практическая работа «Тренировка в использовании методов исследования» практическое
4-5
Наблюдение и наблюдательность
2
Практическая работа «Развитие наблюдательности»
практическое
6-7
Совершенствование техники экспериментирования
2
Решение проблемных вопросов практическое
8-9
Интуиция и создание гипотез
2
Диспут провокационных идей практическое
10-11
Правильное мышление и логика
2
Практическая работа «Как делать обобщения» практическое
12-13
Искусство делать сообщения
2
Наблюдение практическое
14-16
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
3
Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты» практическое
17-18
Как подготовиться к защите
2
Обсуждение проблем «Как доказывать идеи» практическое
II
Самостоятельная исследовательская практика
36
19-22
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
4
Индивидуальная работа практическое
23-28
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
6
Самостоятельная индивидуальная работа практическое
29-33
Игры-исследования
5
Игра практическое
34-53
Проведение самостоятельных исследований
20
Индивидуальное консультирование практическое
54
Семинар
1
Предварительная защита работ практическое
III Мониторинг исследовательской деятельности
14
55-57
Подготовка к защите собственных работ
3
Индивидуальное консультирование практическое
58-62
Защита исследовательских работ
5
Защита проектов практическое
63-67
Защита творческих проектов
5
68
Итоговое занятие
1
Диспут
практическое
Учебно - методическое обеспечение программы
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
-
простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
-
аудио- и видеозаписи;
-
тексты художественных произведений;
-
специальные тетради, альбомы;
-
таблицы, плакаты;
-
видеофильмы ;
-
разработки занятий «Младший школьник - юный исследователь»;
-
сборник познавательных опытов и экспериментов;
-
банк презентаций для проведения мини-курсов;
-
банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
-
сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
-
макет портфолио обучающегося;
-
макет «Папки исследователя»;
-
рекомендации для оформления исследовательских работ;
-
памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Учебно-методический комплект
Для учителя:
-
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. - Великий Новгород, 2002 г.
-
Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998
-
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
-
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: «Учебная литература», 2008 г.
-
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
-
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
-
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Интернет - ресурсы для реализации программы
-
Занимательные научные опыты для детей adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
-
Познавательные опыты для детей adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
-
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtm
-
«Жидкие» фокусы adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
-
Занимательные опыты на кухне adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
-
Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml
-
Изучаем животный мир - ставим опыты adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml