Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс В царстве грибов УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3КЛАСС (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Тема: В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ.

Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.

Задачи урока:

  • познакомить со строением шляпочных грибов, показать разнообразие грибов, уточнить представления о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы;
  • формировать умение формулировать учебные задачи урока, извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, представление о целостности окружающего мира;
  • прививать умение соотносить новое знание со своим опытом, проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Опорные понятия, термины:

царства природы, царство грибов, шляпка, ножка, грибница, мицелий, микология, съедобные/несъедобные грибы.

Планируемые результаты

предметные: знать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; знать правила сбора грибов;

метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; извлекать информацию из разных источников; планировать свои действия; оценивать достижения на уроке;

личностные: применять экологические знания, чувство ответственности за состояние природы родного края.

Оборудование: листы белой бумаги (половина листа формата А4), «Памятка начинающему грибнику» (раздаточный материал), таблички с нумерацией столбцов (раздаточный материал), корзина небольшая; мультимедийное оборудование; Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.3 класс.







ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня урок окружающего мира. И с хорошим настроением начнём урок.

Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать?

Приветствуют друг друга и учителя, садятся за парты, настраиваются на работу на уроке.

2.Актуализация знаний.

- Окружающий мир - это и большой мир природы. Какая бывает природа?

- Что мы относим к живой природе?

- Каковы признаки живых организмов?

- Какую роль в жизни человека играют животные?

- Почему многие виды животных становятся редкими?

- Каких животных из Красной книги России вы знаете?

- О каких животных приготовили сообщения?

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять вреда животным?

- Как люди заботятся об охране животных?

Отвечают на вопросы учителя.

Выступают с приготовленными сообщениями о редких животных из Красной книги.

3.Определение темы и целей урока. - Хочу пригласить вас сегодня в лес, в добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес. - Посмотрите на изображение леса. Какие царства живой природы можно здесь встретить? (ИКТ - изображение леса) - Послушайте текст и определите, о чём идет речь? - Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство.

"Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?" (Гриб) - А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Почему? - А какие части растений нам известны? Есть ли они у грибов? - А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют». - В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? - А к миру животных? - Так, что же такое грибы?

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

-Что бы вы хотели узнать о грибах?

-Итак, сформулируйте тему и цели нашего урока.

1.Выяснить, как устроен гриб, как растут грибы.

2.Учиться различать съедобные и несъедобные грибы.

3.Уточнить правила сбора грибов.

Строят рассуждение (или доказательство своей точки зрения).

Поддерживают в ходе общения доброжелательное общение друг с другом.

Планируют своё высказывание.

Формулируют тему и цели урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.

1. Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

В конце урока мы вернёмся к таблице и увидим, насколько вы были правы.

  • Грибы - это растения.

  • Главной частью гриба является плодовое тело.

  • Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

  • Может ли гриб вырасти на дереве?

  • Животные едят несъедобные грибы.

  • Шампиньон - это ядовитый гриб.

  • Бледная поганка - это съедобный гриб.

  • Размножаются грибы спорами.

  • Все грибы можно употреблять в пищу.

  • Желчный гриб - это съедобный гриб.

2.СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ. -Попробуйте изобразить гриб на листе бумаги. А теперь послушайте загадку и попробуйте в ней услышать, из каких частей состоит гриб:

  • Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся. (СЛАЙД о строении гриба)

- Существует целая наука о грибах и называется она - МИКОЛОГИЯ.

- Где люди часто встречают грибы?

- Принято почему то собирать грибы в лесу, там, где деревья. Как вы думаете, почему?

- Послушайте сказку. Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " - Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас. "Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- Об этом вы узнаете из текста учебника на с. 112 - 113.

Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

  1. «V» - информация мне известна

  2. «+» - узнал что-то новое

  3. «--» - думал иначе

  4. «?» - хочу уточнить (спросить)

-Что интересного узнали вы из этой статьи?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влез опенок на пенек.

Простоял один денек.

Низко наклоняется.

Шапку к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки -

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

Они все в корзину -прыг!

- Для чего люди собирают грибы? Кому ещё необходимы грибы?

2. ГРИБЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. НЕОБЫЧНЫЕ ГРИБЫ.

- Грибы - это царство живой природы. Как вы думаете, а есть ли грибы, которых осталось мало на планете? (СЛАЙДЫ)

Показать хлеб, покрытый плесенью.

-Как вы думаете, что это?

3. ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ.

- На какие две группы можно разделить все грибы? (СЛАЙДЫ)

- Назовите представителей этих групп грибов.

- Сейчас вы поучитесь различать съедобные и несъедобные грибы. Для этого поработаете в парах на стр. 114 - 115 учебника.

- Вы, наверное, заметили, что это грибы - двойники.

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

(СЛАЙДЫ )

4.ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.

- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?

- Я сейчас вручу вам памятку о том, как следует правильно собирать грибы. Вы её внимательно прочитаете и сравните свои знания.

- Что нового и интересного вы узнали о сборе грибов?

Получают лист бумаги и изображают гриб.

Заполняют таблицу по ходу урока.

Работают с текстом, обсуждают в парах.

Читают описательные статьи, соотносят описание с иллюстрацией.

Соотносят съедобные и ядовитые грибы по иллюстрациям слайда.

Делятся опытом сбора грибов.

Работают с ПАМЯТКОЙ.

Проявлять индивидуальные творческие способности.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - В начале нашей работы вы пытались изобразить гриб. А теперь я попрошу дополнить ваши схемы и указать на них строение гриба, указав при помощи стрелочек все части. - Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, тогда проходим мимо: сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

Дорабатывают схему строения гриба.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение тестов.

Утверждения:

  1. …у гриба отсутствует корень.

  2. …грибница производит питательные вещества.

  3. …споры - это семена грибов.

  4. …грибы способствуют образованию перегноя.

  5. …несъедобные грибы надо уничтожать.

  6. …съедобные грибы выделяют кислород.

  7. …собирать надо те грибы, которые хорошо знаешь.

  8. …нельзя собирать грибы у дорог и в городе.

  9. …желчный гриб является ядовитым.

  10. … в красную книгу России занесен гриб Грифола курчавая.

Решают тесты и проверяют по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Многие тайны леса и особого царства живой природы грибов уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес, природу.

- А теперь давайте снова поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

Отвечают на вопросы.

Заполняют второй ряд таблицы.

8.Рефлексия. - Ребята, подведём итог нашей большой работе. Для этого, кто получил на уроке новые знания о грибах, кто теперь научился их собирать, отличать съедобные и ядовитые грибы, кому просто сегодня было интересно и нескучно на уроке, я попрошу свои грибочки сложить в нашу корзину. - Мы уже возвращаемся из леса. Что дома вы расскажете родителям про грибы?

Оценивают свою работу на уроке.

9.Домашнее задание.


По учебнику

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022