- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса Наглядная геометрия (2 класс)
Рабочая программа курса Наглядная геометрия (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева Н.С. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №883
Внеурочная деятельность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса « Наглядная геометрия»
на 20.. -20.. учебный год
Класс: 2
Количество часов за год 34; в неделю 1
Программа разработана учителем начальных классов:
_____________________________________________
Пояснительная записка Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - Тетради «Наглядная геометрия» для 1-4 классов. Анализ и обобщение опыта использование Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные внеурочные занятия по наглядной геометрии (1 раз в неделю). Практика показала, что работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса и даже с третьего. Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики 1-4-го классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех обучающихся в процессе усвоения ими программного содержания. Согласно этой концепции, приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнения, классификации, аналогии и обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которых мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению профессора И.С.Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт свойства геометрических фигур. И их пространственные отношения. Пространственные характеристики объекта - это форма, размер, взаимное положение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой данной точки отсчёта. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии. Такой системой отсчёта изначально является «схема своего тела», то есть, ориентируясь в пространстве. Ребёнок исходит из своего реального положения в пространстве, принимая себя за точку отсчёта. Эту фиксированную точку отсчёта (или «схему своего тела») следует оценивать как основную особенность восприятия пространства по сравнению с геометрическим представлением о нём. Однако для общего понимания пространства необходим переход от фиксированний на себе точки отсчёта к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование познавательного интереса к курсу «Наглядная геометрия», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 - 11 лет): словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление;
- развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи;
- овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты , исследовать их структурный состав , описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели.
Планируемые результаты изучения курса
В сфере личностных универсальных действий у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
-
адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-
устанавливать аналогии;
-
владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-
выражать в речи свои мысли и действия;
-
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Краткая характеристика содержания
Тетради «Наглядная геометрия»
2 класс 1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) 2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс)
-
№
урока
Содержание разделов, тем
Кол-во часов
Поверхности. Линии. Точки.
7ч
1,2
Внешние и внутренние, плоские и кривые поверхности.
2ч
3
Прямые и кривые линии и их пересечение.
1ч
4
Ломаная линия.
1ч
5
Точка, лежащая на прямой и вне прямой.
1ч
6,7
Кривая линия. Луч.
2ч
Углы. Многоугольники. Многогранники.
27ч
8,9
Представления об углах. Равные углы. Обозначение и сравнение углов.
2ч
10
Распознавание, сравнение, построение и обозначение углов.
1ч
11
Построение углов с помощью угольника.
1ч
12
Представление о многоугольнике и его элементах.
1ч
13,14
Построение треугольника по данным вершинам, распознавание треугольников на рисунке.
2ч
15,16
Построение четырехугольников в соответствии с данным условием.
2ч
17
Выделение четырехугольников, треугольников и прямых углов на рисунке.
1ч
18
Уточнение представления о прямоугольнике и о квадрате как разновидности прямоугольника.
1ч
19,20
Видимые и невидимые (штриховые) линии на изображении геометрических фигур.
2ч
21,22
Многогранники и их изображение на плоскости.
2ч
23
Соотнесение объекта с его изображением.
1ч
24,25
Повороты куба в пространстве.
2ч
26
Чтение графической информации.
1ч
27 Соотнесение изображения куба с его разверткой.
1ч
28,29 Распознавание кубов, полученных в результате преобразований данного куба.
2ч
30 Чтение графической информации.
1ч
31,32 Соотнесение изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве.
2ч
33 Первоначальные представления о сечении многогранника.
1ч
34 Совершенствование умения читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.
1ч
Исходными документами для составления рабочей программы по курсу «Наглядная геометрия»
являются:
-
Закон «Об образовании»
-
ФГОС
-
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
-
УМК «Гармония»