- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему: Виды предложений по интонации (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему: Виды предложений по интонации (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пивкина Ю.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Виды предложений по интонации. Цели: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложение. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать текст и предложения; отличать предложения от группы слов; выделять части текста; классифицировать предложения по цели высказывания; обосновывать выбор знаков препинания в конце предложения; различать простые и сложные предложения; выделять в предложении словосочетания.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания
- Чьи рассказы вам больше всего понравились? Почему?
-
Актуализация знаний
- Индивидуальная работа
- Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон».
А потом позвонили зайчатки:
-
Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
-
Пришлите, пожалуйста, книжки.
- Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.
- Прочитайте отрывок из сказки о Красной Шапочке, которую написали братья Гримм.
- Составьте и запишите три вопроса к этому тексту, используя слова какой ? что ?
- Орфографическая минутка
-
Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосочетанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.)
- Составьте предложение с любым словосочетанием: вариант 1 - вопросительное, вариант 2 - повествовательное.
-
Самоопределение к деятельности
- Прочитайте выразительно отрывок из произведения.
-
Нет, нет! Соловей Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше Ворону!
К. Чуковский
- Из какого произведения эти строки? Кто его автор? {«Телефон», К. И. Чуковский.)
- Какой знак стоит в конце предложений? С какой интонацией мы произносим эти предложения?
- Сформулируйте тему урока.
-
Работа по теме урока
- Беседа о предложениях
- Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.)
- Какие предложения называют вопросительными? (Предложения, в которых о чём-то спрашивают.)
- Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых советуют что-либо сделать.)
- Прочитайте текст.
- Какое предложение повторяется в тексте несколько раз? (Папа приехал.)
- Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному.)
- Почему по-разному? {Первое предложение содержит вопрос, второе выражает сильное чувство, радость, третье - спокойное сообщение.)
- Грамматическая сказка
- Послушайте сказку о нашем госте.
Восклицание Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.
- У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?
- Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно!
- Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
- Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно!
- Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?
- Эх! - ещё больше обрадовался Восклицательный знак. - Это действительно чудесно!
- Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?
- Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.)
3. Работа по учебнику Упр. 27(с. 20).
- Прочитайте.
- Как произносятся предложения с восклицательным знаком?
- Прочитайте сведения о языке на с. 21.
- Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.)
- Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? {Восклицательный знак.)
- Какое предложение называется невосклицательным? (Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)
- Прочитайте. Назовите автора стихотворения.
- Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?
- Какие знаки стоят в конце предложений?
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка.) Упр. 29 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.
- Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. Упр. 30 (с. 22).
(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)
-
Физкультминутка
-
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите таблицу на с. 22.
- Назовите виды предложений по цели высказывания.
- Какие предложения называются повествовательными?
- Приведите примеры.
- Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
- Какие предложения называются вопросительными?
- Приведите примеры.
- Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?
- Какие предложения называются побудительными?
- Приведите примеры.
- Какой знак ставится в конце побудительного предложения?
- Назовите виды предложений по интонации.
- Приведите примеры.
- Какие предложения называются невосклицательными?
- Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения?
- Приведите примеры.
- Какие предложения называются восклицательными?
- Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?
- Приведите примеры.
- Прочитайте стихотворение.
- Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.
- Выполните письменное задание к упражнению.
-
Рефлексия
- Закончите высказывание.
Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что - немой?..
Ну что молчишь упрямо?»
(<вопросительные, невосклицательные);
Повествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не...
Свалился с дерева, и вот...»
(<повествовательные, невосклицательные);
Тут папа в комнату войдёт.
Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!»
(повествовательные, восклицательные).
- Оцените свою работу на уроке.
-
Подведение итогов урока
- Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?
Домашнее задание
Упр. 33 (с. 23).