- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Семейный клуб»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Семейный клуб»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесниченко Е.Г. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа внеурочной деятельности
начального общего образования
для 3 класса
по социально-педагогическому направлению
«Мы вместе» (семейный клуб)
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций Минобразования РФ о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования РФ № 90/30-16 от 31.01.2001 г.)
Составитель:
Колесниченко Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Славгород 2013 год
Оглавление
Раздел 1.Пояснительная записка 3-4
Планируемые результаты 4-6
Содержание тем учебного курса 6-8
Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………….....….8
Календарно- тематическое планирование 9-10
Раздел 2. Лист внесения изменений 11
Раздел 3. Контроль выполнения программы 12
Раздел 1.
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль семьи и школы в решении задач воспитания подрастающего поколения. Единство семьи и школы в воспитании - главнейшее условие формирования личностной цельности ребенка, его сознательного мировоззренческого выбора и поведенческого стереотипа. И семья, и школа призваны давать ему представления о жизненных целях и ценностях, характере взаимоотношения с другими людьми, критериях и нормах поведения в обществе и быту. Тот дух, который царит в семье и школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Актуальность и перспективность программы обусловлена тем, что ее реализация позволяет успешно разрешить противоречия, встречающиеся в массовой практике.
С одной стороны, в общеобразовательной системе очевиден разрыв учебно-познавательного и воспитательного процессов, школа все больше превращается в учреждение, предоставляющее образовательные услуги в ущерб формированию и воспитанию личности ребенка. Информационные технологии и «знаниевый подход» в образовании не способны решить воспитательных проблем: средство не может быть целью, иначе сама жизнь становится бесцельной.
С другой стороны, в силу серьезных объективных причин в стране наблюдается кризис семейных отношений, во многом обусловленный утратой их традиционных основ.
Только в процессе взаимодействия педагогов с родителями можно успешно решить проблему развития и социализации школьника. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и понять индивидуальные особенности детей. Для решения этих проблем разработана данная программа.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи программы:
· формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
· пропаганда и возрождение семейных традиций;
· всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
· организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
В области формирования семейной культуры:
· формирование отношения к семье как основе российского общества;
· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Возрастная группа учащихся: 7 -11 лет.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю (35 часов в год).
Принципы функционирования программы.
- принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.
-
принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших традициях семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
-
принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса.
-
принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к самореализации, исключает требовательность и контроль.
-
принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания на основе данного принципа направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует стремление личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию
- принцип активности предполагает вовлеченность детей и родителей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
- принцип оптимального выбора методов, форм и средств, направленных на развитие творческой и нравственной личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей.
Планируемые результаты
Личностные
Базовый уровень
-
Формирование следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
-
Уважение к своему народу, к своей родине, своим родителям Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Повышенный уровень
ценностно-смысловая ориентация учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные
Базовый уровень
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
-
умение структурировать знания;
-
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Повышенный уровень
-
приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
-
о правилах конструктивной групповой работы;
-
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-
о способах организации взаимодействия людей и общностей;о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
-
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
-
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
-
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
-
Выделение нравственного содержания своих поступков
Познавательные
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
структурирование знаний;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные
-
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
-
Умение адекватно оценивать свою деятельность
-
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
-
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
-
Формирование основ оптимистического восприятия мира
-
Формирование готовности к преодолению трудностей
Коммуникативные
-
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
-
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
-
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
-
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
-
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Содержание тем
№ раздела
Наименование раздела
Краткое содержание
Формы внеурочной деятельности
Количество часов
1.
Сентябрь.
«Осенняя мозаика»
знание:
- названий осенних месяцев;
- основных примет осени;
- изменений в живой и неживой природе осенью;
- чем занимаются люди;
- даров осени;
- мира осенней природы в художественных образах и в литературных произведения
конкурсы чтецов, художников, поэтов;
викторина, КВН, игровое путешествие; выставка детского творчества; семейный праздник
4
2.
Октябрь.
«Живите долго- долго»
знание:
истории жизни своих дедушек и бабушек;
родословной своей семьи;
уважение традиции поколений, соблюдение их преемственности
устный журнал, встреча поколений, беседа, КВН, праздник
5
3.
Ноябрь.
«Право быть ребёнком»
первоначальные правовые знания; побуждение детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
игра-путешествие; беседа; творческая мастерская; театрализованное представление
3
4.
Декабрь.
«Новогодний калейдоскоп»
знакомство с традициями встречать новый год на Руси;
дать представление о том, как отмечали праздники наши предки;
воспитание любви к
истории России, национальной гордости.
устный журнал, викторина, КВН, художественное творчество, театрализованное представление
4
5.
Январь.
«Все профессии нужны, все профессии важны»
знакомство с различными видами труда человека, многообразием профессий;
воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;
показать значение трудовой деятельности в жизни человека; приобщать к общечеловеческим ценностям.
экскурсия, беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская
3
6.
Февраль.
«Русские забавы»
знакомство с историей возникновения игр и забав;
воспитание чувства патриотизма, любви к традициям родной страны, своего народа.
беседа; диалог; презентация; устный журнал; игры; массовое гуляние
4
7.
Март.
«Всё для мамы»
создание теплого нравственного климата между матерями и детьми;
развитие творческих и актерских способностей детей, а также желания
устраивать праздники для близких людей;
воспитание любви, чувства благодарности и уважительного отношения к мамам.
беседа, устный журнал, викторина, творческая мастерская, семейный праздник
3
8.
Апрель.
«Природа и мы»
знание законов сохранения родной природы, окружающей среды и здоровья человека; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
круглый стол, анкетирование, викторина, конкурс-выставка плакатов, творческая мастерская, трудовой десант
4
9.
Май.
«Знай правила движения, как таблицу умножения!»
знакомство с опасностями, которые подстерегают детей на улицах, способами избегания неприятностей на дорогах, знакомство со знаками дорожного движения.
практические занятия по ПДД;
творческие занятия; заочная экскурсия по городу; диалог
5
ИТОГО: 35 часов
Учебно-методическое обеспечение программы:
-
Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: «Педагогика», 2007
- Крюкова С.В.,Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 2009.
-
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО «Издательство «Речь», 2008.
-
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2009.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., «Просвещение», 2011 г.
-
Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний/авт.-сост. Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель», 2013 г.
-
Совместные праздники для школьников и родителей/Коллектив авторов. - М.: «Глобус», 2012 г.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников.- М.: «Просвещение», 2011.
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Мы вместе»
№ п/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
дата проведения
планируемая
фактически
1
«Приметы осени»
устный журнал
1
06.09
2
«Осенняя ярмарка. Дары осени»
выставка детского творчества
1
13.09
3
«Загадки Лесовичка»
викторина о природе
1
20.09
4
«Волшебница Осень»
праздник
1
27.09
5
«Дорогие мои старики, мы ещё повоюем!»
фотовыставка
1
04.10
6
«Старость - к мудрости ступенька»
устный журнал
1
11.10
7
«Все цветы и подарки - для вас»
творческая мастерская
1
18.10
8
«Моя бабушка - самая лучшая!»
конкурсная программа
1
25.10
9
«От всей души»
праздник-концерт
1
01.11
10
«На что имеем право»
учебно-игровое путешествие
1
15.11
11
«Права детей - забота государства»
беседа
1
22.11
12
«День прав ребёнка»
театрализованное представление
1
29.11
13
«Новогодние загадки»
путешествие по станциям
1
06.12
14
«Откуда ёлка в гости пришла»
устный журнал
1
13.12
15
«Новогодние хлопоты»
творческая мастерская (изготовление открыток, газет, украшений для кабинета)
1
20.12
16
«Новогодний хоровод»
театрализованное представление
1
27.12
17
«Профессии моей семьи»
выставка рисунков
1
17.01
18
«Профессии в моей школе»
экскурсия
1
24.01
19
«Все работы хороши - выбирай на вкус!»
конкурс-представление профессии
1
31.01
20
«История возникновения забав, подвижных игр»
беседа
1
07.02
21
«Подвижные игры и забавы моих дедушек и бабушек»
встреча-презентация
1
14.02
22
«Масленица на Руси и в России»
массовое гуляние
1
21.02
23
«Жизнь забавами полна»
конкурсная программа
1
28.02
24
«Мамин день»
семейный праздник
1
07.03
25
«Моя мамочка»
выставка рисунков
1
14.03
26
«Я эти строки посвящаю маме»
конкурс чтецов
1
21.03
27
"Зеленый патруль"
конкурс плакатов о природе
1
04.04
28
"Природа и фантазия".
конкурс лесных поделок
1
11.04
29
"Чистота спасет мир"
экологическая акция
1
18.04
30
"Все о лесе"
эрудит-шоу
1
25.04
31
«Школа безопасности»
игра-практикум
1
30.04
32
«Знакомство со знаками»
творческая мастерская
1
07.05
33
«Почитаем знаки?»
заочная экскурсия по городу
1
16.05
34
«Чтобы лето было счастливым…»
беседа-диалог
1
22.05
35
Итоговое занятие. «Встречай лето красное!»
Семейный праздник
1
29.05