Конспект урока по литературному чтению на тему «А. Куприн «Скворцы»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения в 4классе

учитель начальных классов Плотникова Анастасия Ивановна

Тема: « А. Куприн «Скворцы»

Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с писателем и его произведением.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.4 класс, 2часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).

Ход урока:

І. Организационный момент. Мотивация.

Ребята, улыбнитесь вы друг другу,

Я улыбнусь, конечно, вам,

И с настроением отличным

Начать урок предложу вам!

ІІ. Речевая разминка (Хором)

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки,

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

III. Актуализация знаний

-Прежде чем начать работу на уроке, мне нужно, чтобы вы, за каждый правильный ответ рисовали на листочке перышко!

-Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?

- Сейчас я вам зачитаю строчки из произведения Константина Дмитриевича Бальмонта, а вы должны угадать, название этого произведения.

Как тонка ты в красной шубке,

С бантиком в косице!

Засмеёшься - вздрогнут губки,

Задрожат ресницы.

(К.Д.Бальмонт «Рождество»)

Светло - пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

(К.Д.Бальмонт «Снежинка»)

А в затишье комнат - прятки,

В чёт и нечет - счёт.

А потом настанут Святки,

Снова Новый год.

(К.Д.Бальмонт « К зиме»)

- Какое стихотворение вам запомнилось больше всего и чем?

-Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

-Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроках литературного чтения? (учимся выразительно читать, пересказывать текст, давать полные ответы на вопросы, анализировать произведения.)

- Назовите время года, которое следует за зимой (Весна)

- Характерные черты весны (Что делают птицы весной?)

- Какие птицы весной прилетают к нам в Кунгур? (скворцы)

ІV. Определение темы урока

- А о какой птице говорится в этой загадке?

Опустел домишко вдруг,
Улетел жилец на юг.
А весною, наконец,
Возвратился к нам … (скворец)

- А о ком мы сегодня с вами будем, говорить?

- Опишите скворца. Какой он?

-А вот автора, который написал это произведения вы узнаете, когда расшифруете надпись!
А.FQИ.SNКZУLПVРSИUН (А.И. Куприн) (портрет на доску вывешать)

- А теперь сформулируйте тему нашего урока! ( А. Куприн «Скворцы»)

- Какие цели для себя поставим?

Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» автора Александра Ивановича Куприна.

Сообщение об авторе .

А.И.Куприн - русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
А. Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П. Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые.

- Какие произведения А.И. Куприна мы изучали?
«Собачье сердце», «Барбос и «Жулька», «Ю-ю», «Синяя звезда»

Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Крик скворца».
Ребята, послушайте пение скворца .
Примите удобное положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу.
Включается запись пения скворца.
- Какие чувства вы испытали?
Вот как распевает свои звонкие песни скворец. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!


V. Первичное восприятие текста А. Куприна «Скворцы»

-Откройте учебник на странице 41 и найдите рассказать.

-Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речь в произведении.
Внимательно послушайте фрагмент произведение А. Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы. (следите по тексту)

-Комягина Полина продолжит читать.

-Понравилось вам произведение и чем?

VI. Вторичное восприятие текста.

-Давайте сейчас с вами прочитаем рассказ по цепочке.
- Перед тем, как вы начнете читать произведение я вам задам вопрос Как автор относится к своим героям?

После чтения!
-Как люди готовились к встрече скворцов?
-Как себя вели птицы?
-Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?

Сообщение о скворцах

(1 ребенок) Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых!
( 2 ребенок)Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.
(3 ребенок) А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается!
Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.
(4 ребенок) Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса - это лесная птица.
(5 ребенок) И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.
Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу - это очень полезное дело!


- Что для себя интересного вы узнали о скворце из сообщения?


VII. Работа в парах.
У вас на партах карточки. В предложениях, которых пропущены слова. Ручкой впишите недостающие слова, используя учебник.

Карточка 1.

1. Сделав опасную … через морскую равнину, … отдыхают целый день и всегда в определённом, излюбленном из года в год месте. Одно такое … мне пришлось как-то видеть в Одессе.

Карточка 2.


2. Перелёты свои скворцы … очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти вёрст. Прилетят на незнакомое место рано вечером, …, чуть … ночь, утром - ещё до зари - лёгкий завтрак, и опять в путь, с двумя-тремя остановками среди дня.

Проверка.
1. Переправу, скворцы, место, весною.
2. Совершают, подкормятся, подремлют.

VIII. Закрепление. Работа в группах.
Тест

- Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. На листочках у вас тест. В котором правильный вариант ответа только один! Найти и поставить галочку рядом с правильным ответом.

  1. Это произведение
    а) рассказ
    б) стихотворение
    в) сказка
    2. Автор этого произведения
    а) К. Паустовский
    б) Б. Житков
    в) А. Куприн
    3.Главные герои произведения
    а) Воробьи
    б) Скворцы
    в) Галки
    4. Когда скворец-мамаша кладёт яйца?
    а) в середине мая
    б) в середине апреля
    в) в середине июня
    5. В какую сторону располагаются скворечники отверстием?
    а) на запад
    б) на восток
    в) на север
    6.Кому подражал мой знакомый скворец?
    а) журавлю
    б) чайке
    в) аисту
    7. Почему скворцы гнали за версту трёх галок? Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома?
    а) защищали молодое поколение
    б) защищали скворечник
    в) отбирали корм

Проверка.
IX. Итог урока.
Итак, о каком авторе мы сегодня узнали?

-Как называется произведение, которое мы сегодня прочитали?
-Кого из его героев вы успели полюбить?
-Выполнили поставленные задачи на уроке?
-Какие задания вам понравились больше всего?

-Сейчас я вам предлагаю прочитать предложение.

Любите, наблюдайте и оберегайте животных - они наши друзья!
-Как вы понимаете это выражение?

-Приведите примеры ситуаций, когда животное становится другом для человека.

X. Выставление оценок с комментариями

XI. Домашнее задание.
Прочитай рассказ, составь план

XII. Рефлексия.

У вас на партах лежат перышки от птички, оцените свою работу на уроке.

Первое перышко - 5

Второе перышко - 4

Третье перышко - 3
-Теперь вам нужно продолжить предложения, которые вы видите на экране.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. у меня получилось …

  5. я попробую…

  6. мне захотелось…

Прозвенел уже звонок.

Всем спасибо за урок!

Мне было приятно с вами работать.

6


© 2010-2022