- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки «Картины природы в творчестве народных и современных композиторов» (Образы природы в творчестве казахских композиторов, норвежского композитора Э. Грига)
Урок музыки «Картины природы в творчестве народных и современных композиторов» (Образы природы в творчестве казахских композиторов, норвежского композитора Э. Грига)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хацкевич О.В. |
Дата | 12.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
4 четверть, 5 класс, 3 урок
Тема: «Картины природы в творчестве народных и современных композиторов» (Образы природы в творчестве казахских композиторов, норвежского композитора Э. Грига).
Цель:
1.Научить ребят понимать замысел композитора, довести до их сознания красоту утренней природы, а именно - восхода солнца, учить ребят воспроизводить зрительные образы.
2.Развивать воображение, учить закреплять свои впечатления в рисунке при помощи художественных средств.
3.Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, развивать художественно-эстетические чувства.
Музыкальный материал: произведения Э. Грига «Утро», «В пещере горного короля», кюй «Сарыарка» Курмангазы.
Зрительный ряд: Портрет Эдварда Грига.
Дополнительный материал: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», С. Есенин «Восход солнца», А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Ход урока:
I Оргмомент:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок. слайд №1
- К нам на урок заглянуло солнышко, посмотрите, оно то веселое, то немножко грустное. Какое настроение солнышка вам больше нравится? (ответы детей)
- И я надеюсь, у вас у всех к концу урока будет веселое настроение.
Звучит музыка «В пещере горного короля» Э. Грига.
Слайд № 3, №4.
- Мы прослушали знакомую музыку. Я хочу вам напомнить, что речь идёт о норвежском юноше, который пошел по белому свету искать счастье. Кого же он встретил на своём пути?
- А что они делали?
- Какими чертами характера наделил композитор эти существа?
- Вы узнали автора этой музыки? О ком пойдет речь на уроке? Давайте посмотрим на его портрет.
Слайд №5
- Сегодня мы поговорим о пробуждении природы. Послушаем произведение Э. Грига «Утро», постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор, попробуем нарисовать восход солнца так, как каждый из вас себе его представит.
- Что же такое утро? Что такое восход солнца? Представьте себе, что все в природе спит.
Тихое звучание произведения «Утро». Слайд №6.
- Спит лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зеленым листочкам снятся маленькие зелененькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама-белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. Слайд№7.
- А небо - синее, синее.
- А звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка.
Слайд №8.
- И вот на горизонте, там, где, кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и, одна за одной, угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение птиц поднимается над землей солнце.
Слайд №9.
- Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина и вот за стволами деревьев огромный пылающий шар поднимается над землей.
- Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.
- Какое это событие? (радостное, яркое, интересное, хорошее).
Исполнение 1 фразы произведения «Утро».
- Рождение нового дня описывали и русские поэты.
Слайд №10.
- Так описывает восход солнца поэт С. Есенин.
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Слайд №11.
- А вот А. С. Пушкин.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
- Красиво?
- Утро описал в своем произведении и норвежский композитор Эдвард Григ.
Звучит «Утро» Э. Грига
- Главная мелодия повторяется несколько раз?
- Какие инструменты исполняют эти повторения? /деревянные духовые, струнные, весь оркестр/
- Какие инструменты изображают восход солнца? /струнные /
- Послушайте рассказ писателя К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Григ Э. любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя. Он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что композитору захотелось ей что-то подарить. Но у него ничего с собой не было и тогда он решил подарить ей музыку.
Слайд №12.
«Только не сейчас, - сказал он - маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». Прошли годы. И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание.
Звучит «Утро» Э. Грига
Вот что представила себе Дагни: вот стало все просыпаться, раскрылись цветочки, протирают сонные глазки белочки и бурундуки. Веточки и листья тянутся к первым лучам солнца… и вот взошло солнце и поплыло по небу величаво и добро, теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.
…Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить все, к чему ее палочка прикасалась…
- Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Э. Григ пробуждение природы?
1. Грубые они или нежные?
2. Тихие или громкие?
3. Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?
4. Грустные или радостные?
- Новый день - всегда радость, мы ждем только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.
Задание: в течение 3 минут написать эссе на тему «Моё доброе утро».
(Озвучивание эссе, выступают учащиеся).
- Предлагаю вам немного подвигаться и спеть со мной песенку.
Звучит физкультминутка.
- Многие художники изображали утро на своих полотнах.
Слайды № 13, 14, 15, 16.
- Посмотрите, какими красками пользовались художники. Мы с вами попробуем изобразить утро в своих рисунках.
Время года можно выбрать любое.
Рисовать будем приемом «А-Ля прима» - без набросков карандашом. Берем акварель, посередине листа проводим линию горизонта голубой краской. Выше будет небо, ниже - земля. Рисуем утреннее небо: краска голубая, кистью водим слева направо, по одному месту несколько раз проводить нельзя - скатывается бумага. Внизу могут быть горы, цветы, все, что угодно. Рисуя небо, добавляйте краски, какие вы считаете нужными (розовые, оранжевые, желтые, багровый).
Чтобы вам было приятнее и легче рисовать, мы опять будем слушать музыку, можно посмотреть еще раз на картины художников.
Слайды № 17, 18, 19, 20.
Может кто-то нарисует ту волшебницу, которую представила себе Дагни. Ведь все люди талантливы. И вы тоже покажете, как представляете восход солнца.
Дети рисуют.
Выбираются более удачные работы. Оформляется стенд «Мы рисуем музыку».
Итог урока:
Вот музыки закончился урок,
Давайте подведем его итог -
Вы все, друзья, сегодня постарались,
С заданиями дружно вы справлялись.
И ваше я старание ценю,
И вам за все спасибо говорю.
- Какое музыкальное произведение и какого композитора мы сегодня слушали на уроке?
- Какую картину мы рисовали?
- Как музыка повлияла на наше настроение? / она нас ободряла, вдохновляла и помогала в работе /
- А теперь давайте споём песенку тоже про утро. Называется она -
«Утро начинается». Сначала я её вам спою, а вы мне подпевайте.
Утро начинается
1)Утро начинается, начинается.
Город улыбается, улыбается.
Открываются окошки,
Выбегая на дорожки,
Громко хлопая в ладошки
Запели звонко дети
Припев:
Раз, два, утро!
Три, четыре, пять!
Выходи играть!
Выходи играть!
Вместе с нами
Здравствуй, утро!
2)Город улыбается, улыбается.
Солнце поднимается, поднимается.
Мы на солнечных качелях
Прокатиться захотели,
Прямо в небо полетели-
Вперёд навстречу солнцу!
Припев тот же
3)Солнце поднимается, поднимается.
Детство продолжается, продолжается.
Всюду радостные лица,
Вместе будем веселится,
С целым миром подружиться
Поможет эта песня.
Припев тот же
Выставление оценок за урок, комментирование.