- Преподавателю
- Музыка
- Программа якутского фольклорного кружка
Программа якутского фольклорного кружка
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Л.Н. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)
ПРИНЯТО
На Педагогическом Совете
Проток №___от ______________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ЦВР»
_____________ Е.В. Болдина
«____»______________2014 г.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Группы «Фольклорный кружок»
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: 9-14 лет
Преподаватель: Иванова Л.Н.
н. Кюпцы, 2014
Пояснительная записка
Фольклор (в переводе с английского - «народная мудрость», «народное знание») - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры и инструментальные жанры. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора.
Совместная трудовая деятельность детей в неурочное время воспитывает дружбу и товарищество, дисциплинированность, взаимопомощь. Хорошо продуманная деятельность ребёнка в коллективе помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым. Всё это вместе взятое готовит к жизни, разнообразной полезной практической деятельности.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
-
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
-
воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Новизна
Программа ориентирована на:
-
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности якутского народа;
-
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
-
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
-
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;
-
осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе.
Актуальность
Фольклор является не только искусством, но и частью самой жизни народа. С древнейших времён музыка сопутствовала человеку, была для него естественнейшей и необходимейшей формой выражения. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок получает первые представления о культуре. Ему доступно народное творчество и поэтому его просто необходимо использовать на занятиях, уроках, кружках.
Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся и освоение положительного социального опыта через познания себя и других.
Задачи:
Образовательные
- приобщение к фольклорному пению, знакомство с историей развития фольклора, формирование необходимых навыков для работы;
- познакомить с обрядовыми песнями;
- освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
- обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;
- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности.
Развивающие
- развитие таких качеств, как память, слух, чувство ритма, творчество, фантазия;
Воспитательные
- формирование эстетического вкуса, художественного воображения творческой фантазии;
- воспитание усидчивости, доводить начатое дело до конца;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 9-14 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Сроки реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка 2 занятия в неделю по 2 ч. (всего 68 занятий, 136 часов)
Программные формы работы:
- беседы, лекции;
- учебные занятия, коллективные выступления;
- участие на конкурсах, концертах, выставках;
- поощрение детей грамотой, подарками.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- индивидуальная
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, шитье своими руками, якутские народные танцевальные движения, рисование);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Ожидаемые результаты:
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров якутского народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев;
- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
- владение навыками записи музыкального фольклора;
- владение навыками шитья якутских украшений;
- развитие навыков работы;
- духовное развитие личности;
- улучшение памяти, мышления;
- в конце года выполнять более сложные работы и исполнять песни в ансамбле и сольно;
Формы подведения итогов
В конце года подводятся итоги в форме творческого отчёта.
Содержание программы.
-
Вводное занятие (4 ч.)
Цели и задачи, план работы кружка. История фольклора.
-
Ѳбүгэлэрбит дьиэлэрэ-уоттара (8 ч.)
Тэлгэhэ иhинээҕи тутуулар: Саха балаҕана, ис тутула. Наши предки жили по аласам. В каждом аласе обязательно имелся водоем - озеро. Семья владела собственными угодиями, где имелись отдельные жилища для летнего и зимнего проживания, содержался домашний скот. Рассказ, показ и беседа: о аласе, о священном озере, о летнике, о зимовке, о внутреннем убранстве балагана, о постельных принадлежностях.
Практическое: рисование, рассказ и защита слайда (внутреннее убранство балагана).
-
Дьарыктара (18 ч.)
Сылгы, ынах-сүѳhү иитии. Балыктааhын. Бултааhын. Остуол оонньуулара
Музыкальнай инструменнара. Основное занятие якутов - это животноводство, коневодство, рыболовство и охота. Рассказ, показ и беседа: о крупном рогатом скоте, о лошадях, их мастях, о санях для езды, украшениях седла; о видах рыб и рыбалки, о средстве передвижения на воде, о рыболовных снастях, о рыбалке неводом; о лесных зверях, о пушных зверях, о снаряжении для охоты.
Практическое: национальные настольные игры, игры игра на музыкальном инструменте - хомус, рисование.
-
Ѳбүгэлэрбит астара (6 ч.)
Үүттэн астар. Бурдуктан астар. Эттэн астар.
Основными продуктами питания якутов издревле являются мясо, рыба и молочные продукты. Рассказ, показ и беседа: о разновидностях мясных блюд, о молочных продуктах, о разновидностях посевных злаков, о снаряжениях для уборки злаков, о жернове.
Практическое: рисование, научится сделать простые блюда из молочных, мясных и мучных продуктов.
-
Иhиттэрэ-хомуостара (6 ч.)
Туос иhиттэр. Мастан иhиттэр. Тимиртэн иhиттэр. Издревле якуты славились искусными изделиями. Все, что нужно было в хозяйстве - домашняя утварь, орудия труда и т.д. - изготавливалось мастерами-умельцами.
Рассказ, показ и беседа: о изделиях из металла, из дерева, о кузнеце и кузнечных инструментах. Домашняя утварь.
Практическое: рисование, защита реферата.
-
Таҥнар таҥастара (12 ч.)
Эр киһи таҥаhа. Дьахтар таҥаhа. Симэхтэр. Рассказ, показ и беседа: о разновидностях теплой одежды, о женской, мужской одежде, украшении. обуви.
Практическое: рисование, моделирование, и шитье своими руками женское украшение.
-
От улэтэ (8 ч.)
Оттор. От охсуу. От мунньуу. От кэбиьии. Куруе арааьа. Скотоводство - основное занятие якутов. Чтобы прокормить скот, все короткое лето население занимается заготовкой сена. Сенокос - тяжелый и очень ответственный труд, который обеспечивает благополучную зимовку. Рассказ, показ и беседа: о травах, о сенокосе, о уборке сена, о стоговании сена, о разновидностях изгороди.
Практическопе: рисование.
-
Ѳбүгэлэрбит аттарын киэргэлэ (18 ч.)
Чаппараахтаах аттар. Чаппараахтар. Кычым. Рассказ, показ и беседа: о седле лошади.
Практическое: коллективная работа: шитье чаппараах и кычым.
-
Ыhыах (18 ч.)
Алгыс. Куну керсуу. Кымыс иьиитэ. Оьуокай. Саха норуотун спортивнай оонньуулара. Национальный праздник якутов - «Ысыах» проводится в июне. К празднику готовятся очень ответственно, выбирают специальное место для его проведения, обязательно соблюдают все обряды, готовят угощения. Рассказ, показ и беседа: о обрядах, обычаях, о традициях праздника ысыах.
Практическое: якутские спортивные игры, воспевание осуохая.
-
Устное народное творчество. Якутские народные песни в стиле
дьиэрэтии и дэгэрэн (18 ч.)
«Сайын». «Кымыс ырыата». «Келукэчээн». «Саас буола5а». Тойук.
Практическое: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Разучивание якутских народных песен. Формирование чувства ансамбля.
-
Якутские народные танцы (20 ч.)
«Дьиэрэнкэй». «Оьуор ункуутэ». «Чороонноох ункуу». «Саламалаах ункуу». Практическое: научить детей национальным танцам якутов. Отдельные танцевальные движения, коллективное исполнение танцев.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Общее количество часов
В том числе
Теоретич.
Практич.
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
История фольклора.
2
2
Ѳбүгэлэрбит олохторо-дьаhахтара
3.
Ѳбүгэлэрбит дьиэлэрэ-уоттара;
-
Тэлгэhэ иhинээҕи тутуулар;
-
Саха балаҕана, ис тутула
8
2
2
2
2
4.
Дьарыктара;
-
Сылгы, ынах-сүѳhү иитиитэ
-
Балыктааhын
-
Бултааhын
-
Остуол оонньуулара
-
Музыкальнай инструменнара
18
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
5.
Ѳбүгэлэрбит астара;
-
Үүттэн астар;
-
Бурдуктан астар;
-
Эттэн астар
6
1
1
1
1
1
1
6.
Иhиттэрэ-хомуостара;
-
Туос иhиттэр;
-
Мастан иhиттэр;
-
Тимиртэн иhиттэр
6
1
1
1
1
1
1
7.
Таҥнар таҥастара;
-
Эр киһи таҥаhа
-
Дьахтар таҥаhа
-
Симэхтэр
12
1
1
1
1
1
7
8.
От улэтэ;
-
Оттор;
-
От охсуу;
-
От мунньуу;
-
От кэбиьии. Куруе арааьа.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9.
Ѳбүгэлэрбит аттарын киэргэлэ;
-
Чаппараахтаах аттар;
-
Чаппараахтар;
-
Кычым
18
1
1
1
1
7
7
10.
Ыhыах
-
Алгыс;
-
Куну керсуу.
-
Кымыс иьиитэ;
-
Оьуокай;
-
Саха норуотун спортивнай оонньуулара;
18
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
11.
Устное народное творчество
Якутские народные песни в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн.
-
«Сайын», «Кымыс ырыата»;
-
«Келукэчээн», «Саас буола5а»;
-
Тойук.
18
6
6
6
12.
Якутские народные танцы
-
«Дьиэрэнкэй»
-
«Оьуор ункуутэ»
-
«Чороонноох ункуу»
-
«Саламалаах ункуу»
20
5
5
5
5
ИТОГО:
136
39
106
Используемая литература:
-
Афанасьев Л. А. -Тэрис. «Иччилэр», Якутск «Бичик», 2013 г.;
-
Винокурова Е.И. «Саха Ереспуубулукэтин норуоттарын култуурата», Якутск «Бичик», 2014 г.;
-
Винокурова Р.И. «Ырыабын ыллыыбын», Якутск «Типография ИПКРО», 2007 г.;
-
Гомозова Ю. «Праздники и обряды», Ярославль «Академия развития», 2000 г.;
-
Григорьева В.Г. «Музыка бастакы олуктара», Якутск «Бичик», 2001 г.;
-
Донской А.И. «Ебугэлэрбит оонньуулара», Якутск «Бичик», 2013 г.;
-
Лобочевская О. «Фольклор в школе», Москва «Просвещение», 2000 г.;
-
Лебчикова Л.П. «Саха фольулора», Екатеринбург «Сунгирь», 1993 г.;
-
Николаев Е.М. «Оьуокайы, тойугу уерэтии ньымалара», Якутск «Якутполиграфиздат», 1992 г.;
-
Скрябина Р.А. «Ыллыы-ыллыы оонньуо5ун», Майа 2005 г.
-
Торотоев Г.Г. «Айхалым ананнын, эйиэхэ», Якутск «Бичик», 2009 г.;
-
Попова М.А. «Саха терут культурата», Якутск «Бичик», 2009 г.;
-
Федоров И.Г. «Уклад жизни народа саха», Якутск «Бичик», 2012 г.;
-
Чолбодукова И.Г. «Сарыал», Якутск «Бичик», 2013г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Усть-Майского улуса (района) РС (Я)
ПРИНЯТО
На Педагогическом Совете
Протокол № ____ от __________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ЦВР»
______________ Болдина Е.В.
«___»_______________2014 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Группы «Фольклорный кружок»
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: 9-14 лет
Преподаватель: Иванова Л.Н.
н. Кюпцы, 2014
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Общее количество часов
В том числе
Теоретич.
Практич.
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
История фольклора.
2
2
Ѳбүгэлэрбит олохторо-дьаhахтара
3.
Ѳбүгэлэрбит дьиэлэрэ-уоттара;
-
Тэлгэhэ иhинээҕи тутуулар;
-
Саха балаҕана, ис тутула
8
2
2
2
2
4.
Дьарыктара;
-
Сылгы, ынах-сүѳhү иитиитэ
-
Балыктааhын
-
Бултааhын
-
Остуол оонньуулара
-
Музыкальнай инструменнара
18
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
5.
Ѳбүгэлэрбит астара;
-
Үүттэн астар;
-
Бурдуктан астар;
-
Эттэн астар
6
1
1
1
1
1
1
6.
Иhиттэрэ-хомуостара;
-
Туос иhиттэр;
-
Мастан иhиттэр;
-
Тимиртэн иhиттэр
6
1
1
1
1
1
1
7.
Таҥнар таҥастара;
-
Эр киһи таҥаhа
-
Дьахтар таҥаhа
-
Симэхтэр
12
1
1
1
1
1
7
8.
Туттар тэриллэрэ;
-
Иис тэрилэ;
-
Булт тэрилэ;
-
Оттуур тэриллэр;
-
Бурдук хомуйар, астыыр тэриллэрэ.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9.
Ѳбүгэлэрбит аттарын киэргэлэ;
-
Чаппараахтаах аттар;
-
Чаппараахтар;
-
Кычым
18
1
1
1
1
7
7
10.
Ыhыах
-
Алгыс;
-
Куну керсуу.
-
Кымыс иьиитэ;
-
Оьуокай;
-
Саха норуотун спортивнай оонньуулара;
18
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
11.
Устное народное творчество
Якутские народные песни в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн.
-
«Сайын», «Кымыс ырыата»;
-
«Келукэчээн», «Саас буола5а»;
-
Тойук.
18
6
6
6
12.
Якутские народные танцы
-
«Дьиэрэнкэй»
-
«Оьуор ункуутэ»
-
«Чороонноох ункуу»
-
«Саламалаах ункуу»
20
5
5
5
5
ИТОГО:
136
39
106